(Леонардо да Винчи)
«Эмаль на металле - уникальный материал. Он сочетает в себе пластичность и плотность металла, хрупкость и прозрачность стекла и колорит природных самоцветов ... »
(Александр Бородай)
Не каждая страна может похвастаться наличием собственной истории искусства эмалирования, ценными художественными образцами, созданными на ее территории, мастерами и тем более школами... Украине в этом плане повезло. Наши исторические эмали: эллино-скифской эпохи, раннеславянской, древнерусской — широко известны в культурном мире. Галицкие художницы Елена Кульчицкая, Мария Дольницкая, освоив в Вене, возродили и популяризировали эту технику во Львове, в первой трети XX века, но работали в основном за пределами Украины, оценены были в первую очередь тоже там — фактически все эмали Дольницкой находятся в коллекциях в США и Израиле; работы Кульчицкой, к счастью, можно увидеть в её львовском доме-музее...
Аналогично происходит с высоким международным признанием среди эмальеров мира авторитета и таланта Александра Бородая, эмальера от Бога, неутомимого энтузиаста и пропагандиста художественной эмали в Украине. Одно лишь его имя, упомянутое в среде маститых эмальеров Европы, основателей художественных школ и глав национальных эмальерных ассоциаций, директоров музеев (таких как Нурия Лопез-Рибалта, Андреу Виласис (Испания), Каталин Холоси, Лашло Гьергьядеш (Венгрия) вызывает неопровержимое уважение и восхищение. Созданное А. Бородаем в сфере искусства эмали от станковой и монументальной, до инсталляций и экспериментальных форм, не имеет аналогов в Украине и является абсолютно весомым в мировом масштабе.
На родине же Мастер должен бороться за право работать в собственной мастерской, не говоря о недостаточном общественном и государственном признании того, что он не только обогатил национальное искусство мощными художественными произведениями, но и самостоятельно создал целое направление, даже школу отечественной эмали.
Юлия Бородай, Татьяна и Сергей Колечко, Устим Федько, Анастасия Рябчук, Татьяна Дреева, Людмила Мысько, Татьяна Ильина — художники очень разные, переняли от Учителя, в первую очередь, не его стиль, но страсть к "магической эмали", безграничным возможностям технологии.
«Художественная ценность эмали, ее выразительность и способность противостоять времени вдохновили меня на возрождение эмальерного искусства как самостоятельной живописной техники»
(А.Бородай).
«Мастерская Бородая», круг единомышленников — осознают важность культурной миссии сегодняшних эмальеров: реализована идея Юлии Бородай создать Международный фестиваль эмали (проходил уже дважды на базе Национального музея народного и декоративного искусства Украины) — события, которое включает несколько мероприятий, призванных знакомить публику с существующим уникальным культурным явлением, поддерживать эмальеров и развивать саму художественную технику.
Благодаря невероятным усилиям Бородая и его младшего коллеги Устима Федько выпущена уникальная монография «Украинская эмаль» авторства Юлии Бородай, издан прекрасный каталог ІІ-го Фестиваля эмали.
«Для меня очень важна пропаганда вполне забытого искусства»
(А.Бородай)
У истоков «возрождения» техники эмали в Украине в 1970—1980 годы стояли также известные художники Виталий Хоменко, Вячеслав Данилов: получив опыт на международных симпозиумах, они стали создателями одних из первых артефактов современной отечественной горячей эмали. Виталий Хоменко также инициировал несколько всеукраинских выставочных проектов, включающих демонстрацию художественной и ювелирной эмали.
Сегодня мастера украинской эмали стараются расширять консервативные понятия о горячей эмали как отделочной технике: на выставках можно видеть и прекрасные миниатюры, и социальное искусство; классические перегородчатые эмали, смешанные техники и инсталляции. Хочется верить, что большая работа энтузиастов будет замечена и поддержана музеями, галереями, фондами, заведениями художественного образования в том числе (и наконец-то их администрации посодействуют основанию эмальерных классов, как делает это, например, Краковская Академия искусств, которая, несмотря на отсутствие традиции художественной эмали в Польше, на официальном уровне начала развивать в вузе эту технику, проводить международные симпозиумы и выставки).
Иначе цепочка профессиональной художественной эмали за несколько лет может порваться с непоправимыми последствиями для отрасли. Так было у нас во времена серьезных исторических катаклизмов: в Древней Руси, например, полный упадок традиции эмали наивысшего уровня произошёл после татаро-монгольского нашествия, в XX веке — после Октябрьской революции... Не хочется думать, что придется продлить перечень сегодняшним днем...
Ведь эмаль — искусство достаточно ценное, затратное, и не каждый желающий, не имея достаточной технической базы, может заняться им на высоком уровне (речь не идет об эмалевом продукте категории «хобби» или о доступной бижутерии). Речь о многовекторном художественном развитии. В том числе о продолжении традиции эстетизации среды, об использовании эмали в архитектуре (вспомним эмалевое оформление станции метро «Выдубичи» в Киеве, выполненное А. Бородаём в сотрудничестве с А.Бабаком).
Эмаль необходимо изучать практически, технологически и с искусствоведческой стороны, со стороны арт-менеджмента; в эмаль необходимо инвестировать и душу, и знания, и финансы, а не только увлекаться физическим измерением ее красоты в готовом виде и стилистически-технологической многоплановостью... Только тогда она будет жить и развиваться.
«Технология эмали - старая как мир, потому что она заимствована у природы. Огонь, сплавляя в стекловидную массу различные вещества, воспроизводит процессы рождения земли. Огонь не только разрушает - он дарит жизнь ... » (А.Бородай).
Татьяна ИЛЬИНА, художник-эмальер