23 декабря
Родился Карл Павлович БРЮЛЛОВ (23 декабря 1799, Санкт-Петербург — 23 июня 1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809—1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным и В. А. Тропининым, затем переехал в Петербург. В 1836—1849 годах преподавал в Академии художеств. В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. В 1843—1847 годах Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.
 |
«Последний день Помпеи», 1830—1833. Холст, масло. 465,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. На памятнике «Тысячелетие России» работы скульптора М. О. Микешина, поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.
 |
 |
«Автопортрет», 1848 |
«Всадница», 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Родился Андреа ТАВЕРНЬЕ (23 декабря 1858, Турин – 16 ноября 1932, Рим) — итальянский художник-пейзажист.
Двадцатилетний Андреа в 1878 году поступил в туринскую Академию Альбертина. Дебютировал художник в 1884 году на традиционной выставке изящных искусств в Турине. На этих выставках Андреа выставлялся с 1884 по 1900 год ежегодно, а после – с перерывами до самой смерти. В 1890 году Тавернье переезжает жить в Рим, до этого проведя несколько лет на побережье Адриатического моря, в поисках вдохновения работая на пленэре. В 1897 году художник возвращается в родной Турин, где получает должность профессора и начинает преподавать в своей «альма-матер» - Академии Альбертина. В 1909 году художник снова вернулся в Рим, где популярностью стали пользоваться его картины с пейзажами и видами римской сельской местности. Историки называют художника одним из лучших пейзажистов в Пьемонте, но что-то все же помешало ему стать известным за пределами своего региона и страны.
 |
 |
«Автопортрет» |
«Последние лучи на вершине» |
Народився Борис ШАЦ (23 грудня 1866, Ворно Ковенської губернії, Російська імперія — 23 березня 1932, Денвер, штат Колорадо, США) — єврейський скульптор, живописець, діяч культури. Працював у Болгарії та Палестині.
1889 року вирушив до Парижа, де вступив до Академії живопису Кормона і майстерні скульптора Марка Антокольського, ставши згодом його помічником. У цей час створив свої перші значні твори. У 1895 році отримав посаду придворного художника болгарського царя Фердинанда. У Софії створив Академію мистецтв, яку й очолив. Кишинівський погром 1903 повернув Шаца в коло єврейських проблем, в результаті чого він захопився ідеями Теодора Герцля.
На 7-му Сіоністському конгресі в Базелі (1905) Борис Шац виступив з пропозицією заснувати в Палестині художню школу, де молоде покоління євреїв могло б навчатися всім видам витончених і прикладних мистецтв. Сповнений цією мрією, в 1906 році він вирушив до Єрусалима, де відкрив Школу мистецтва і ремесел Бецалель (від 1969 року — Академія мистецтв і дизайну «Бецалель»). Завдяки фінансовій підтримці німецьких сіоністів поруч зі школою був створений музей «Бецалель». Відтак, 1964 року в Єрусалимі був створений державний «Музей Ізраїлю» і музей «Бецалель» став його частиною.
 |
 |
|
|
Родился Фердинанд ЭНГЕЛЬМЮЛЛЕР ( 23 декабря 1867, Прага, Австро-Венгрия — 29 сентября 1924, Прага, Чехословакия) — чешский художник.
Окончил школу профессора Юлиуса Маржака, затем в 1889—1894 гг. учился в Пражской академии художеств. По рекомендации Маржака нашёл работу учителем рисования в России. Летние сезоны 1892—1894 годов работал в дворянских семьях на юге (Одесса, Киев). Первая выставка прошла в пражской галерее «Дом Топича» в 1895 году.
В 1897 году основал собственную художественную школу. Автор учебника «Пути к художественному искусству». Картины выставлялись во многих художественных галереях Праги.
 |
 |
|
«Весенние сумерки над Прагой», 1917 |
23 декабря 1888 года Винсент ВАН ГОГ отрезал себе ухо.
Арльская газета «Республиканский форум» сообщала в разделе «Местные новости»: «В половине двенадцатого ночи некий Винсент Ван Гог, художник из Голландии, явился в дом терпимости № 1 и, спросив девицу Рашель, вручил ей свое отрезанное ухо со словами: «Береги это как зеницу ока», после чего исчез. Полиция, поставленная в известность об этом событии, которое можно объяснить лишь безумием, наутро нашла этого человека у себя дома, в постели, почти без всяких признаков жизни. Несчастного срочно доставили в больницу».
Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность привели Ван Гога к психическому заболеванию. Осенью 1888 года Гоген приезжает погостить у Ван Гога в Арле, но творческие разногласия вызывают ссоры. Однажды Ван Гог бросает стакан в голову друга, затем, после заявления Гогена об отъезде, кидается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо (по другим данным только мочку уха). В первый момент полиция даже обвинила Гогена в убийстве Ван Гога, но потом обнаружили, что художник еще жив. В целом, есть рад расхождений в описании этих событий его участниками и ситуация остается до конца не проясненной.
 |
Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», 1889. Частная коллекция |
Родилась Маргит (Маргарита) АННА (23 декабря 1913, Борота - 3 июня 1991, Будапешт) – венгерская художница.
Урожденная Маргит Сичерманн, позже она сменила фамилию на псевдоним Анна.
Ее отец был управляющий имением. Маргит в возрасте 17 лет приезжает в Будапешт, чтобы учиться живописи. В Колледж искусств она не поступила, поэтому стала студенткой Новой школы искусств известного в Венгрии художника Яноша Вашари и проучилась там четыре года. В Новой школе искусств Маргит познакомилась со своим однокурсником Имре Амошем, который в 1936 году, женился на ней. В 1937 году они совершили путешествие в Париж. Там они встречались с Марком Шагалом, чье влияние видно в ранних работах Маргит.
После смерти мужа в 1944 году в нацистском концентрационном лагере ее стиль стал более жестким и более примитивным. В 1945-48 на картинах Маргит появился постоянный мотив: марионетки, символизирующие жизнь человека, клоуны, как выразители эмоций. После войны официальные власти от культуры объявили запрет всем «формалистам». В 1947 году Маргит Анна подверглась гонениям. После 1949 года, в течение долгого времени, Маргит не могла принимать участие в художественной жизни, она практически бросила рисовать. Вновь взяла в руки кисть она только в середине 1960-х. Стиль Маргит сильно менялся на протяжении всей ее карьеры, но ему всегда были свойственны нежные гротесковые фантазии и выразительность сюрреализма. В 1984 году в Сентендре (Венгрия) был открыт дом-музей Имре Амоша и Маргит Анна.
 |
 |
Автопортрет, 1930 |
«Убийство», 1936 |
Народився Володимир Миколайович ГОРОДИСЬКИЙ (23 грудня 1948, м. Тарту, Естонія — 1 жовтня 2015, Дніпропетровськ) — український художник-живописець.
У 1968 р. закінчив Дніпропетровське державне художнє училище (викладачі — К. Беркута, В.Шпіганович). З 1972 р. бере активну участь в обласних та республіканських виставках. Член Національної спілки художників України з 1980 р. У 1989 році був нагороджений Дипломом першого ступеню Спілки художників СРСР до 175-річчя від дня народження Т. Г. Шевченка. Проводив персональні виставки у галереях «Центр де Арт» (Блесканс, Швейцарія) 1996 р. та «Агора» (Мадрид, Іспанія) — 1999 р. Дружина художника - мистецтвознавець Лариса Бондар.
Особливістю сучасних творів Володимира Городиського є реалістичне зображення фантастичних сюжетів, коли натурні спостереження трансформуються в символічні, метафорично насичені образи. Дані риси найбільш проявлені у картинах «Блакитний сон» (1992), «Рівновага» (1993), «Флора» (1996), «Сирена» (1996), «Нічний політ» (2003). Картини Володимира Городиського зберігаються у Дніпропетровському художньому музеї, Дніпропетровському національному історичному музеї ім. Д. Яворницького, приватних колекціях України, Австрії, Німеччини, Швейцарії.
 |
 |
|
«Осіння мелодія», 1998 |
Родился Василий Иванович КОНДРАТЮК (23 декабря 1951, с. Славута Хмельницкой обл.) —живописец, график. Заслуженный художник Украины (2010).
В 1990 году окончил Украинский полиграфический институт им. Федорова, факультет графики. Педагогами по специальности были: П. Приведа, В. Гурмак, В. Овчинников. Член Союза художников Украины с 1992 года. Глава Житомирской областной организации Союза художников Украины с 2007 года. Участник многих всеукраинских и международных выставок, работы демонстрировались на нескольких персональных выставках. Работает в разных жанрах и техниках. Лауреат премии им. Л. Украинки (2007г.). Основные произведения: «Вариации осени» (2008), «Весна з небесними очима» (2008), «Вечерние акценты угасающего лета» (2009) и др.