Вена: выставка одного портрета, или Что скрывается под «Шубкой» Рубенса -Музей українського живопису

Вена: выставка одного портрета, или Что скрывается под «Шубкой» Рубенса

Источник: https://artchive.ru

Вооружившись новейшими технологиями, исследователи творчества старых мастеров делают изумительные открытия.






Очередные сюрпризы реставраторам преподнёс знаменитый портрет Рубенса, на котором изображена вторая жена художника Елена Фоурмент (Helena Fourment, 1614 — 1673). Оказалось, что самое интересное заключено не в модели, а позади неё.
Сам Рубенс и его домашние называли эту картину «Шубка». Сейчас выдающееся произведение нидерландской портретной живописи 17-го века стало центром выставки «Точка зрения № 13» в Музее истории искусств в Вене.
Портрет «Шубка» подвергся анализу накануне выставки «Личная жизнь Рубенса: мастер изображает семью», которая проходила в марте — июне в Доме-музее Рубенса. Учёным удалось увидеть то, что скрывает верхний слой краски.
Сейчас на картине перед нами предстаёт обнажённая Елена в полный рост, в шубе, свободно накинутой на плечи. Она стоит на красном ковре, позади — тёмный фон. Но если присмотреться, справа можно увидеть львиную маску, из пасти которой бьёт струя воды. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах. И тут возникает вопрос: а где же, собственно, Рубенс нашёл молодой жене место для позирования?


Питер Пауль Рубенс. «Шубка. Портрет Елены Фоурмент, второй жены художника»

Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Наверху находится puer mingens — небольшая каменная фигурка кудрявого мальчика, задравшего рубашку, чтобы помочиться. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу… на открытом воздухе.
Вдохновить Рубенса могли классическая статуэтка, которую он видел и зарисовывал в Риме (сейчас она находится в Лувре), и идея, почерпнутая из одной работы Тициана. В эпоху Ренессанса писающий мальчик символизировал плодородие и сексуальность. А Елена Фоурмент была, несомненно, плодовитой женщиной: за десять лет брака с Рубенсом она родила ему пятерых детей (и шестого — своему второму мужу, Яну-Баптисту ван Брукховену, за которого вышла после смерти художника).

Питер Пауль Рубенс. «Елена Фоурмент с детьми Клер-Жанной и Франсуа», 85×115 см

Впрочем, то ли Рубенс решил, что фонтан отвлекает слишком много внимания от прелестей его жены, то ли нашёл отсылку слишком грубой, — но по какой-то причине впоследствии он перекрасил фон в естественный тёмный цвет, а чашу фонтана заменил на ковёр и красную подушку.
Но и это ещё не всё. Анализ дубовой панели, на которой написан портрет, показал, что сначала Рубенс изобразил фигуру лишь до половины. Вероятно, он ссылался на «Девушку в шубке» Тициана, которую копировал в коллекции английского короля Карла I, будучи в Лондоне. Сейчас произведение Тициана находится в Музее истории искусств в Вене, и во время «Точки зрения № 13» оба шедевра вывешены рядом.


Тициан Вечеллио. «Девушка в шубке», 1535, 63×95 см.

Питер Пауль Рубенс. «Шубка. Портрет Елены Фоурмент, второй жены художника»

Рубенс создал этот портрет Елены для собственного удовольствия — и это позволило ему дать волю своей фантазии. Он удлинил дубовую панель и сделал картину такой, какой мы видим её сегодня. Почему на Елене нет ничего, кроме шубы, собирается ли она натянуть её на плечи или позволить свободно скользнуть на пол — на все эти вопросы зритель может ответить самостоятельно.
В 2012 году Музей истории искусств в Вене начал серию выставок под общим названием «Точка зрения». Каждая из них демонстрирует один исключительный шедевр из коллекции. Это либо редко выставляемое произведение, либо картина, на которой исследователи обнаруживают новые интересные аспекты, и посетителей приглашают ознакомиться с ними.
Автор: Vlad Maslov

Похожие записи: