Тетяна Гончаренко та Віра Кулігіна. «Сімейний портрет» -Музей українського живопису
Довідки за телефонами:
+38 (096) 610 37 96, +38 (099) 068 31 68
Музей працює: середа – неділя з 11.00 – 19.00
Понеділок - вівторок – ВИХІДНІ ДНІ

Тетяна Гончаренко та Віра Кулігіна. «Сімейний портрет»

Источник: http://ofam.od.ua/
alt
У виставкових залах Одеського художнього музея працює виставка робіт Тетяни Гончаренко і Віри Кулігіної «Сімейний портрет».

 

Кулигина Вера Павловна (1936-2014 г.) и Гончаренко Татьяна Владимировна (1957-2014 г.) – мать и дочь, одесские живописцы. Их объединяет не только родственная связь, но и стилистическая близость их живописи, камерность и поэтическое мироощущение. Показательно, что обе они стали членами Одесского союза художников почти одновременно, в восьмидесятых годах.

Кулигина В.П. родилась в Одессе в семье известного педагога, автора ряда учебников по термодинамике судовых механизмов. Окончила Одесское художественное училище в 1960 г. по классу А. Ацманчука и М. Муцельмахера, которых боготворила всю свою жизнь. В начале творческого пути увлекалась импрессионизмом (на выставке представлены некоторые работы того периода), но в семидесятых годах прошлого столетия открыла для себя новую стилистику, отличающуюся подробной детализацией и увлечением техникой старых мастеров. В этой технике ею исполнены многочисленные портреты членов семьи, друзей и частных заказчиков. Её оригинальное искусство едва ли вписывалось в общестилистические тенденции изобразительной практики Одессы тех лет. Развиваясь как бы в стороне от глобальных проблем современной живописи, она совершенствовала своё творчество в жанре камерной живописи, которую нередко называют салонной.

В ту эпоху стиль «салон» был отнесён к разряду нежелательных и даже вредных, так как отражал личностно-субъективные категории бытия. Частная жизнь, скрытые внешним спокойствием эмоции, традиционализм вкусов и культурологических привязанностей — всё это рассматривалось обществом как глубокий пережиток, чуждый социалистической действительности. Камерное искусство, провозглашающее материальную красоту вещи, интимно-поэтическое восприятие природы, необщественный взгляд на человека, отодвигалось за горизонты «большого стиля» и там находило свое крохотное пространство. Часть этого пространства в одесском искусстве заняли В.П. Кулигина и Т.В. Гончаренко, которые мужественно совершенствовались вдали от критики и официальных ценителей.

2001173

2001176

20011712

В одном из своих интервью В.П. Кулигина так высказалась о своих эстетических пристрастиях: «Я неравнодушна к мирискусникам, к русскому декадансу, а также к восемнадцатому веку, к Франции, к барбизонцам». Цитаты из Бенуа в живописи Кулигиной налицо, как и розы в её «версальских» пейзажах — прямиком из «гобеленных» по стилю натюрмортах того галантного века. «Обретя творческую свободу, набросилась на цветы и старину!» — говорила художница. Белые статуи в зелени «регулярных» парков, вороха скрупулёзно выписанных чайных роз, гроздья винограда на белых парапетах — «театр Веры Кулигиной».

20011711

2001177

 Если для неё образцом и отправной точкой был Бенуа, то для Татьяны Гончаренко это, несомненно — Добужинский. Конечно, бесплодно искать здесь прямые аналогии, речь, конечно же, о внутренних склонностях и совпадениях. Гончаренко по сути – художник театра, подвизающийся в станковой живописи, точнее даже кино. Её картины — словно подробные эскизы крупных планов, когда «играет» вещь, её живопись повествует о душе вещи. Это мир потаённого закулисья жизни, это предметы, которые хранят нечто из биографий их владельцев, точнее — владелиц. «Одушевлённые» кресла, веера, перчатки, пудреницы, шляпки, шкатулки. Драматургия сугубо женской вещности — спутницы любовных драм. Эти незримые драмы, конечно же, красивы и благородны в своей печали, как те пленительные призраки в кринолинах, которых Татьяна выводила на своих холстах.

Александр Лисовский

2001179

20011716

20011715

Фото и текст с сайта музея

Адрес: Одесский художественный музей, ул. Софиевская 5а, г. Одесса