«Состязания со временем: искусство 60-х– начала 2000-х» -Музей українського живопису

«Состязания со временем: искусство 60-х– начала 2000-х»

Источник: afisha.bigmir.net

В Национальном художественном музее Украины открылась выставка, которой долго ждали и опасались. Проект имеет своей целью показать украинское искусство конца ХХ – начала ХХI века.

Начать с 60-х и протянуть линию до сегодня, связать несвязываемое, выстроить отношения между искусством Украины Советской и Украины Независимой – задача не просто сложная, но практически невыполнимая.

Куратор выставки Оксана Баршинова, будучи куратором музейным, задалась целью вывести линию историю из постоянной экспозиции Музея, которая останавливалась на 80-х годах и неоднозначно, но стройно репрезентировала украинское искусство 20 века. Остановку было решено разрушить, чтобы “воссоздать более целостную и полную картину направлений, творческих индивидуальностей и выдающихся явлений”.

Выставка намерена стать логическим продолжением постоянной экспозиции ХХ столетия и своеобразным “экспериментом по формированию возможного канона имен и явлений отечественного искусства 1960-х годов ХХ - начала ХХІ ст.”, она “призвана выстроить линию украинского современного искусства, отмеченного как стремлением быть адекватным своему времени, так и чувствительным к личным проблемам и традиции”.

Есть подозрение, однако, что сегодняшние художники имеют скорее дело с авангардом 10-20-х годов с его редукцией изображения и радикальным сведением знаков культуры к минимуму, к слабости и нарочитой легкости, к искусству, которое умеет прикидываться не-искусством. Его скудость и пустота делает его способным пережить все исторические катастрофы.

Несколько параллельных историй были бы уместны, кажется, в такого рода проекте. История субъективностей, выпавших из Истории и История искусства, могущая иметь два разных основания. Знаменитые теоретики искусства Клемент Гриндберг и его ученица Розалинд Краус, например, имели противоположные взгляды на органичность и непрерывность истории искусства. Гринберг считал эту историю продолжающейся и логичной, Краус же находила в ней разрывы, трещины, зазоры и необъяснимое возвратное движение.

 

На выставке можно будет наблюдать около сотни произведений живописи, графики, скульптуры, объектов, фотографии, а также видеодокументацию кураторского проекта Ларисы Бабий “Заложник в НХМУ” - серии перформансов, состоявшихся в Музее. В большинстве, это работы из коллекции Музея, и они призваны показать не только взгляд куратора на историю искусства второй половины ХХ - начала ХХІ ст., но и “характер и уровень музейного собрания. Среди прочего в выставке будут представлены имена, которые связаны с выдающимися этапами развития украинского современного искусства: Григорий Гавриленко, Александр Дубовик, Людмила Ястреб, Виктор Марынюк, Тиберий Сильваши, Николай Кривенко, Анатолий Криволап, Александр Животков, Марко Гейко, Арсен Савадов, Александр Гнилицкий, Олег Голосий и другие”.

Состязания со временем, вынесенные в заглавие выставки, имеют, вероятно, намерение сказать, что время все еще есть и с ним возможно бежать наперегонки. Оглянувшись, однако, вокруг, можно заметить, что времени уже нет, оно на исходе, нехватка времени – одна из основных его характеристик в наше время. Современное искусство, являя собою товарища времени, не состязается с ним, но пытается ему помочь, быть с ним или говорить о нем.

Как справится и справится ли музей со своей сложной задачей? Осложняющейся еще и тем, что прогресс, на который рассчитывали авангардисты, всех подвел и стал всего-навсего возможностью рекламы своей продукции.

Настоятельно советую посетить эту выставку, она может оказаться способной показать каждому желающему видеть то, что не увидеть никаким другим способом. Как современный человек заблудился в лесу истории, которой возможно и не было вовсе.

Лариса Венедиктова

 

Экспозиция «Состязания со временем: искусство 1960-х – начала 2000-х годов»
работает с 10 июля по 8 сентября.
Национальный художественный музей Украины.
Киев, ул. М. Грушевского, 6

Похожие записи: