«Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» в Манеже -Музей українського живопису
Довідки за телефонами:
+38 (096) 610 37 96, +38 (099) 068 31 68
Музей працює: середа – неділя з 11.00 – 19.00
Понеділок - вівторок – ВИХІДНІ ДНІ

«Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» в Манеже

Источник: https://artchive.ru

Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925−1945 годов», открывшаяся 4 ноября в московском Манеже, стала резонансным событием в культурной жизни российской столицы.





Ее ругают, ею восхищаются. Кто-то называет ее «любовным запечатыванием советского мифа», кто-то отмечает каноничность представленных произведений, а иные предаются ностальгии по «счастливым советским временам». Кто прав? Попробуем разобраться.

Александр Александрович Дейнека. «Раздолье»

Чтобы попасть в Манеж на выставку соцреализма, надо отстоять в очереди: интерес у публики большой. Ожидали ли этого сами организатор?

 
 

Выставка демонстрирует «хрестоматийные» работы, ставшие каноническими еще в советское время. Экспозицию составили произведения Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки и других крупнейших советских художников первой половины ХХ века.

Петр Кончаловский, «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1938

И если для одних понятие «соцреализм» — практически, клеймо, для других — «прикол» (словечко можно услышать из уст молодежи), то для третьих это — «тренд». К примеру, искусство этого периода очень ценится на Западе, его изучают, его анализируют — и в первую очередь с художественной точки зрения. Да и результаты аукционов на просторах бывшей державы также красноречивы — стоит вспомнить лишь недавний итог торгов MacDougall’s - провокационная работа того же Александра Дейнеки «За занавеской» была продана почти за $3,5 млн.

Безусловно, выставка в полной мере демонстрирует всю прямолинейность и откровенность советской пропаганды, которая была призвана навязывать положительную эмоцию, уводить зрителя в параллельный мир светлого коммунистического будущего. Однако нельзя не признать мастерство исполнения внушительной части представленных картин и прекрасную художественную школу исполнителей. А некоторые полотна и вовсе выходят за рамки привычного понятия «соцарта».

Юрий Иванович Пименов. «Женщина в гамаке», 1934
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Весна»

Экспозиция не так, чтоб велика — представлено порядка 80 экспонатов. А вот собирали их по многим музеям, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее и других. Из чего можно заключить, что идейная составляющая выставки предполагает тщательный отбор экспонатов, раз уж задействовано такое количество собраний.

Александр Иванович Лактионов. «Письмо с фронта», 1947

Понятно, что при таком кураторе и авторе выставки — а это директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — содействие музеев было максимальным. «…Я не рассматриваю пропаганду как искусство: понятно, что была огромная массовая продукция, которая, как правило, выходила за рамки художественности. Но лучшие произведения этого периода решали все-таки иные задачи. Анализируя искусство этого времени, понимаешь, что художник вольно или невольно делал нечто, что было глубоко чуждо этой пропаганде. И мы это показываем», - Зельфира Трегулова, куратор выставки.

Настоящий соцреалистический канон — картина Исаака Бродского «Народный комиссар обороны, маршал СССР К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке». «Агитка» за здоровый образ жизни была написана 1937 году.

 

Соседство «Романтического реализма» с выставкой «Православная Русь. Россия — Моя история», которая открылась в Манеже в тот же день, выглядит довольно эпатажно. В подвале — радостные краски светлого будущего по версии компартии, реальность, призванная заменить ненавистную религию. Наверху — иконы и осуждение коммунистического режима. Возможно, и в этом противопоставлении можно найти зерно исторической истины.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «После боя»

Показы советского искусства, подобные нынешнему «Романтическому реализму», не раз устраивались за рубежом. В Москве такая подборка картин в одной экспозиции — классика соцреализма сталинских времен, — представлена впервые. Смешение откровенно политкорректных сюжетов и полотен вневременной тематики в единой экспозиции вызывают двойственные чувства. Стоит лично взглянуть, что же посчитали «лучшим из соцарта» маститые кураторы. И за что нынешние коллекционеры готовы платить большие суммы.

Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925−1945 годов» будет работать в Манеже до 22 ноября.

Автор: Рита Лозинская

Фото: Марина Буренкова.