Одесса: Художник и Город -Музей українського живопису

Одесса: Художник и Город

Источник: http://www.msio.com.ua

Музей современного искусства Одессы открыл новый зал - «Художник и Город», посвященный взаимодействию художника и окружающей его среды обитания.

 

 

 

 

 

 

В демократических странах художественные интервенции в городскую среду давно стали предметом искусствоведческих исследований и активно участвуют в повседневном процессе интеграции искусства и жизни, а произведения попадают в галереи и музеи. На постсоветском пространстве, в Украине, в частности, "искусство улиц" до сих пор существует за границами институционального поля - в качестве стихийной альтернативы официальному искусству. Открывающийся в МСИО зал является первой попыткой осмыслить и представить в музейном формате современные художественные практики, создающие новый способ выражения - непосредственное взаимодействие зрителя и художника в городской среде.

Парадная выставка. Предчуствие музея. МСИО. Французский бульвар, 8. 2012-2013 

Одной из наиболее эффективных практик такого взаимодействия является акционизм - вторжение художника в публичное пространство, провоцирующее власть реагировать, а зрителя - критически мыслить".
В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать свои картины на заборе у Оперного театра. Просуществовав менее одного дня «Заборная» выставка позволила молодым художникам по-новому взглянуть на свои возможности и формы творчества.
В 80-90-е годы в Одессе произошел всплеск акционистской активности. В 1984 году художники прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, с плакатами «Они нам ответят за это». Отсутствие видимой политической составляющей не могло скрыть презрительно-ироническое отношение авторов к деградирующей политической системе. В 1987 году в сквере Пале-Рояль прошли акции: «В два счета» и «Разведка художественных залежей», в ходе которых художники швабрами отмывали («в два счета») сад от коммерческого искусства и теодолитами разведывали и измеряли залежи искусства настоящего. Проводились и другие не менее интересные акции. Реализованные художественные проекты существенно изменили местную социокультурную ситуацию.

Арт-рейдеры. Проект - Первый опыт. 2007. 

В 2000-е годы сформировалось новое поколение художников, чье творчество еще более не вписывалось в рамки деградирующего «официального искусства». Художники, назвавшие себя арт-рейдерами, периодически скупали на Староконном рынке старые вещи и создавали из них художественные объекты, которые тут же экспонировали на тротуарах. Цель акций состояла в том, чтобы вовлечь в творчество самые разные группы населения, уничтожить разрыв между искусством и жизнью.
Граффити-художники (райтеры) также вовлекают жителей города в визуальный диалог в рамках городского пространства. Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного мира и перемещают в живой контекст улицы. Художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в стране, увеличивая активность жителей и формируя гражданское общество. Логическим развитием этого движения стало участие многих райтеров в акциях в поддержку Евромайдана.

 

В новом зале представлены экспонаты, фото и видео-документация акций художников, состоявшихся на улицах Одессы за последние 50 лет. Собранные впервые на одной площадке они, дают возможность осмыслить результаты того, как художник создает свое городское культурное пространство и как образы города в свою очередь воздействуют на сознание его жителей.

 

Адрес музея: Одесса, ул. Белинского, 5