Минск: к 100-летию Антона Бархаткова -Музей українського живопису
Довідки за телефонами:
+38 (096) 610 37 96, +38 (099) 068 31 68
Музей працює: середа – неділя з 11.00 – 19.00
Понеділок - вівторок – ВИХІДНІ ДНІ

Минск: к 100-летию Антона Бархаткова

Источник: http://www.artmuseum.by

Национальный художественный музей Республики Беларусь представляет виртуальную выставку живописи Антона Бархаткова (1915 (?) (1917 официально) – 2001). К 100-летию со дня рождения художника.





Известный белорусский художник, заслуженный деятель искусств Беларуси Антон Стефанович Бархатков (1917–2001) в своём творчестве обращался к различным жанрам живописи – тематической картине, портрету, натюрморту, но более всего прославился как мастер пейзажа. В большинстве произведений этого автора присутствует лирико-поэтическое настроение, как, например, в «Портрете жены» (1955) или в одной из самых популярных его картин «Первая песенка» (1957). В пейзажных работах Бархатков во многом продолжил традиции лирического «пейзажа настроения», к которому обращался в своём творчестве наш земляк Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872–1957).

 

По официальным данным Антон Стефанович Бархатков родился 17 января 1917 года в деревне Щегловка на Могилёвщине, но его сын, художник Игорь Бархатков, утверждает, что его отец считал годом своего рождения 1915. В 1940 году Антон Бархатков окончил одно из ведущих художественных учреждений России – Московское областное художественное педагогическое училище памяти Восстания 1905 года (ныне – Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (МГАХУ); его учителями были известные художники Пётр Иванович Петровичев, Николай Петрович Крымов.
В 1940 году молодой художник был призван в Красную Армию, где продолжал заниматься живописью, участвовал в выставках. Антон Бархатков – участник Великой Отечественной войны. И в это суровое время он создавал портреты боевых товарищей, писал пейзажи. Его работы экспонировались на выставке 1944 года в Москве, посвящённой 25-летию создания Белорусской ССР. Бархатков принимал участие и в организации этой выставки. После окончания войны художник приезжает в Минск, работает в Музее истории Великой Отечественной войны заведующим художественным отделом. Через несколько лет вновь уезжает в Москву и поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Среди его учителей – Сергей Васильевич Герасимов, Дмитрий Константинович Мочальский, Пётр Дмитриевич Покаржевский.

Антон Бархатков. Портрет В.К. Бялыницкого-Бирули. 1946. Картон, масло. 59,3х46 см  

Но сам Антон Бархатков считал себя, прежде всего, учеником В.К. Бялыницкого-Бирули несмотря на то, что Бялыницкий-Бируля не занимался педагогической деятельностью. Антон Стефанович говорил: «Но больше всего я учился у Бялыницкого-Бирули. Почти каждый день приходил в его мастерскую. А в летние месяцы мы вместе ездили по Беларуси писать этюды». Неслучайно в творческом наследии живописца есть два портрета В.К. Бялыницкого-Бирули 1945 и 1946 годов.

Антон Бархатков. Лирический пейзаж. 1967. Холст, масло. 103х83 см
 Антон Бархатков. Первые всходы. 1963. Холст, масло. 85х117 см

Лирические пейзажи Антона Бархаткова привлекают внимание правдивостью, непосредственностью видения, естественностью композиции. Он умел показать природу в различные времена года. Разнообразны по настроению зимние пейзажи, поэтически грустные, тихие, с облачным небом, голубовато-серым колоритом («Первый снег», «Похолодало», 1978), наполненные таинственностью («Зимние сумерки», 1982, 1991; «Перед Новым годом», 1976), с более интенсивными красочными сочетаниями («Иней», 1968; «Зима в деревне Городок», 1985; «Зима. Солнечный день», 1999).

Антон Бархатков. Весна. 1962. Картон, масло. 69,5х49,3 см 
Антон Бархатков. Дорога в Вязынку. 1972. Холст, масло. 103,5х85 см 

Как и В.К. Бялыницкий-Бируля, Бархатков любил показывать раннюю весну, когда снег ещё не совсем растаял, но природа живёт в ожидании перемен («Весна», 1955; «Разлив на Немане», 1977; «Весна», 1983; «Весна на Немане», 1960). В поэтических композициях Антона Бархаткова можно увидеть и более позднюю весну, где состояние природы показано особенно трепетно («Первые всходы», 1961; «Сад в цветении», 1947; «Берёзки зазеленели», 1995).
Летняя природа также представлена в произведениях пейзажиста убедительно и многообразно. Летний настрой в полотне «Июнь» (1985) создаётся красочными сочетаниями сиреневых, белых, оранжевых тонов и дробных, направленных в разные стороны мазков кисти на зелёном фоне травы, которые передают разноцветье полевых цветов, их неизъяснимую прелесть. Эта красочная лужайка контрастно оттеняется высокой стеной густых зелёных елей. Произведения, посвящённые летней поре, различны по настроению. В работах «Перед грозой» (1969), «Пасмурный день» (1983) есть чувство настороженности, тревожного ожидания; в натюрморте «Полевые цветы» (1983), пейзаже «Мосток» (1984) – радость бытия; сказочное очарование в картине «Последний луч» (1970). Привлекает художника и изменчивые состояния природы, например, после дождя, когда есть ощущение особой чистоты, свежести – «После дождя» (1976).
Антон Бархатков в своих пейзажах также показывает места, связанные с жизнью замечательных людей. И в этом он продолжает традиции искусства В.К. Бялыницкого-Бирули, который является родоначальником мемориального пейзажа. В 1972 году написана картина «Любимые дубы Якуба Коласа в Николаевщине», где автор изобразил «сілачоў вяльможных» – как называл их сам Якуб Колас.

Антон Бархатков. Студёный листопад. 1973. Холст, масло. 80х143,5 см 
Антон Бархатков. Последний луч. 1970. Холст, масло. 125,5х97,5 см 

Осеннюю природу, как и другие времена года, не обошёл своим вниманием художник. В картине «Осенний вечер» (1977) последние лучи солнца каким-то волшебным светом освещают деревья, придавая тревожную таинственность изображённому. Несколько грустная красота золотой осени показана в произведении «Золотая берёза» (1989). Глубокая осень, настроение настороженного ожидания перемен, скорого прихода зимних холодов присутствует в пейзаже «Студёный листопад» (1973).

Антон Бархатков. Осенний вечер. 1977. Холст, масло. 86,5х115,8 см
Антон Бархатков. Первая песенка. (Первые успехи). 1957. Холст, масло. 142х106 см

Работы Антона Стефановича Бархаткова разнообразны, правдивы, жизненно убедительны, поэтичны и этим интересны зрителю. Его произведения представлены в различных собраниях, в том числе в Музее современного изобразительного искусства в Минске, других музеях Беларуси, а также в Государственной Третьяковской галерее в Москве. В коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь находится 17 произведений Антона Бархаткова.

Елена Дмитриевна Шапошникова,
ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела
хранитель коллекции русской живописи и живописи Беларуси

Все представленные произведения – собственность Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск)

Национальный художественный музей Республики Беларусь.
220030 г. Минск, ул. Ленина, 20, тел.: +375 17 327 71 63