Минск: христианство в живописи -Музей українського живопису

Минск: христианство в живописи

Источник: http://www.artmuseum.by/

В Национальном художественном музее Республики Беларусь проходит выставка «Христианство и христиане в творчестве русских и белорусских художников середины XIX – начала ХХ века».





В экспозиции представлено 29 произведений живописи, скульптуры, иконописи из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

Николай Дмитриевич Лосев. «Блудный сын». 1882. Холст, масло. 151,4х203,6 см

Безусловно, христианская тема занимает одно из ключевых мест в истории европейского искусства. Значимой она была и для русской художественной школы Нового времени. С момента основания в Петербурге Академии художеств (1757) ученики получали задания на создание программ на библейскую тему. Эта традиция сохраняла свою актуальность и в ХIХ веке. В указанный период сформированный классицистами художественный язык, отличающийся патетикой, театрализацией, условностью жестов и колористическим решением, находит отражение во многих живописных полотнах – «Кающаяся Мария Магдалина» (1861) кисти Аполлинария Гиляриевича Горавского (1833–1900), уроженца Могилёвщины; «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море» (1861), созданная в период ученичества Иваном Николаевичем Крамским (1837–1887) – одним из будущих идеологов движения передвижников; «Блудный сын» (1882) академиста Николая Дмитриевича Лосева (1855 – после 1918); «Жертвоприношение Авраама» (1870–1880-е) неизвестного художника.

Аполлинарий Гиляриевич Горавский. «Кающаяся Мария Магдалина». 1861. Холст, масло. 206,8х142 см

Следует отметить, что в отличие от мастеров академизма художники демократического направления, обращаясь к истории давно минувших дней, не теряли связь с окружающим их миром. Так, в ряде живописных работ Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) из цикла «Из жизни Христа» нас не оставляет ощущение непосредственной сопричастности происходящему. Во многом подобному восприятию способствует реалистическая передача природы (художник не раз бывал в Палестине), а также простые, ненадуманные композиционные решения – «Сидящий Христос» (1893–1896), «Христос на Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888–1890-е), «Привели детей» (1890–1900-е).

Василий Дмитриевич Поленов. «Сидящий Христос». 1893–1896. Этюд к картине «Мечты. (На горе)» из цикла произведений «Из жизни Христа». 1890–1900-е. Холст, масло. 90х67 см

Однако русские художники отображали в своих картинах не только ветхозаветные и новозаветные сюжеты, но также эпизоды, относящиеся к повседневной христианской жизни – «Крестный ход на водоосвящение в деревне» Ивана Петровича Трутнева (1827–1912), «Исповедь» (конец 1860 – начало 1870-х) Николая Васильевича Неврева (1830–1904), «Встреча иконы» (1880) Петра Александровича Суходольского (1835–1903). Особо следует сказать о Михаиле Васильевиче Нестерове (1862–1942). Каждая его картина, написанная на христианскую тему, – это своего рода символ вечности, переданный с помощью современных живописцу форм. Художнику удается достичь предельной простоты в изображении происходящего – «За Волгой. (Странник)» (1922), «У монастырских ворот» (1925), «Пустынник и медведь. (Отец Сергий)» (1925 /?/).

Национальный художественный музей Республики Беларусь: Минск, ул. Ленина, 20

Похожие записи: