Как сообщает корреспондент ИТАР-ТАСС, выставка включает около 100 произведений Малевича 1906-1933 годов. Тематически она разделена на два этапа, которые отражены в названии экспозиции – "До и после квадрата". В залах корпуса Бенуа показаны произведения разных периодов творчества Малевича. В них явно прослеживаются изменения стиля и направлений в искусстве, которых придерживался художник.
Ранний период творчества
До "Черного квадрата" Малевич пробовал себя в импрессионизме, символизме, сезанизме, кубизме и футуризме.
"На этой выставке мы старались показать Малевича в его творческом пути – в том, что было до "квадрата" и после него", – рассказала на презентации выставки заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. В начале ХХ века Малевич создавал в реалистичной манере пейзажи, натюрморты, портреты и даже эскизы фресковой живописи. Русский музей располагает самой большой в мире коллекцией картин Казимира Малевича, но работ раннего периода его творчества сохранилось немного. Тем не менее по представленным в первой части выставки картинам можно проследить путь Малевича к супрематической идее.
Своеобразным переломным моментом в творчестве Малевича стала авангардная опера "Победа над Солнцем". Ее премьера состоялась ровно 100 лет назад – в 1913 году в петербургском театре "Луна-парк". Именно в этой постановке, для которой Малевич создал эскизы костюмов и декораций, впервые появился черный квадрат, но не как самостоятельное произведение живописи, а в качестве художественного образа. Во втором акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором солнце изображалось не круглым и светлым, а квадратным и черным. Этот черный квадрат, замещающий солнечный круг, символизировал "победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы". Тем самым авторы (либретто – Алексей Крученых, музыка – Михаил Матюшин) выражали своё отношение к привычным художественным ценностям. К 100-летию оперы Центр Стаса Намина при поддержке Русского музея реконструировал оперу. Современная постановка транслируется на большом экране в одном из залов экспозиции, там же представлены костюмы к опере, выполненные по эскизам Малевича, по технологиям, близким к оригинальным. Воссозданием костюмов занимались студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и ученики школы дизайна «DivinaHarmonia».
После "Черного квадрата"
Выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата»
Санкт-Петербург, Русский музей
5 декабря 2013 г. – февраль 2014 г.