«Малевич. До и после квадрата» - выставка в Санкт-Петербурге -Музей українського живопису

«Малевич. До и после квадрата» — выставка в Санкт-Петербурге

Источник: itar-tass.com
В Русском музее выставлены работы знаменитого художника польско-украинского происхождения, одного из основателей новых направлений в абстрактной живописи: супрематизма и кубофутуризма.

Как сообщает корреспондент ИТАР-ТАСС, выставка включает около 100 произведений Малевича 1906-1933 годов. Тематически она разделена на два этапа, которые отражены в названии экспозиции – "До и после квадрата". В залах корпуса Бенуа показаны произведения разных периодов творчества Малевича. В них явно прослеживаются изменения стиля и направлений в искусстве, которых придерживался художник.

Ранний период творчества

До "Черного квадрата" Малевич пробовал себя в импрессионизме, символизме, сезанизме, кубизме и футуризме.

"На этой выставке мы старались показать Малевича в его творческом пути – в том, что было до "квадрата" и после него", – рассказала на презентации выставки заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. В начале ХХ века Малевич создавал в реалистичной манере пейзажи, натюрморты, портреты и даже эскизы фресковой живописи. Русский музей располагает самой большой в мире коллекцией картин Казимира Малевича, но работ раннего периода его творчества сохранилось немного. Тем не менее по представленным в первой части выставки картинам можно проследить путь Малевича к супрематической идее.

Своеобразным переломным моментом в творчестве Малевича стала авангардная опера "Победа над Солнцем". Ее премьера состоялась ровно 100 лет назад – в 1913 году в петербургском театре "Луна-парк". Именно в этой постановке, для которой Малевич создал эскизы костюмов и декораций, впервые появился черный квадрат, но не как самостоятельное произведение живописи, а в качестве художественного образа. Во втором акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором солнце изображалось не круглым и светлым, а квадратным и черным. Этот черный квадрат, замещающий солнечный круг, символизировал "победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы". Тем самым авторы (либретто – Алексей Крученых, музыка – Михаил Матюшин) выражали своё отношение к привычным художественным ценностям. К 100-летию оперы Центр Стаса Намина при поддержке Русского музея реконструировал оперу. Современная постановка транслируется на большом экране в одном из залов экспозиции, там же представлены костюмы к опере, выполненные по эскизам Малевича, по технологиям, близким к оригинальным. Воссозданием костюмов занимались студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и ученики школы дизайна «DivinaHarmonia».

После "Черного квадрата"

"Черный квадрат" как станковое произведение Малевич впервые представил в 1915 году. Этим было положено начало движению к одной из форм абстрактного искусства, повлиявшей на все мировое искусство и культуру. За "Черным квадратом" последовали "Красный" и "Белый", а затем "Круг" и "Крест" как символы соотношения Земли, Неба и Человека. Пройдя период беспредметных супрематических композиций, Малевич нашел новую форму открытого им течения в искусстве. Так в картинах "Три девушки", "Крестьяне", "Женский портрет" бесплотность супрематизма соединилась с фигуративностью и появился намек на сюжет; в некоторых работах появляются фигуры с головами без лиц. В последнем периоде творчества Малевич вернулся к реалистичным образам. Одно из самых известных произведений этого периода – "Автопортрет" Казимира Малевича – завершает экспозицию.

Выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата»

Санкт-Петербург, Русский музей

5 декабря 2013 г. – февраль 2014 г.

Похожие записи: