ЖУГАН Владимир Александрович -Музей українського живопису

ЖУГАН Владимир Александрович

(27 августа 1926 года, с. Лиховка Днепропетровской обл. – 15 сентября 2008 года, Днепродзержинск)

Живописец, один из основателей индустриального пейзажа. Заслуженный художник Украины (2006). Окончил Днепропетровское художественное училище, учился у М. Панина, Н. Погребняка, А. Куко.

(27.08.1926 – 15.09.2008)

Ещё Кант познал, что природа Гения сама
диктует правила искусству. Гений Владимира
Александровича Жугана
в создании
оживлённых пейзажей, полных движения и
динамики, в умении выйти за пределы себя, в
проникновении душой в запредельный мир
красоты, из которого он несёт через себя
созерцателю картин великое и прекрасное.
                                                                                         Л. Богданова, искусствовед

О Владимире Александровиче Жугане можно много говорить, можно написать тысячи томов и все равно не объяснить тот феномен, который являл искусство этого талантливого живописца, Маэстро настроения природы, с неизменным этюдником в руках. Смысл его жизни – в каждом пробудить чувство единения и гармонии с природой. Его искусство – это настроение, в котором нельзя что-то, как в науке, объяснить, стоит лишь смотреть и любоваться.



Бiографiя

Украинский живописец-пейзажист Владимир Александрович Жуган родился 27 августа 1926 г. в селе Лиховка Днепропетровской области, в семье рабочих. С 1946 по 1951 гг. обучался мастерству в Днепропетровском художественном училище у таких выдающих педагогов, как Александр Семенович Куко (ученик Федора Григорьевича Кричевского, классика украинского модернизма), Николай Степанович Погребняк (творческая деятельность которого стала связующим звеном между реалистической школой дореволюционного и советского искусства), а также заслуженный деятель искусств Украины Михаил Никитович Панин (обучался мастерству у Ильи Ефимовича Репина).

После окончания художественного училища (в 1951 году) молодой живописец активно включается в творческую жизнь художников Днепропетровщины, находя время и для работы с талантливой молодежью в изостудии при Дворце пионеров Днепродзержинска (1951–1956 гг.).

…Мастерство Владимира Александровича росло с каждым годом, его полотна, воспевающие красоту родной земли, экспонировались на областных и республиканских выставках.

Основные черты пейзажа Владимира Александровича – отображение простора, величия и красоты природы. В душе он художник-поэт, на мольберте которого рождались как выразительные по цвету, так и эмоциональные, музыкальные, глубокие пейзажи. Любимые мотивы живописца – виды украинского леса, озёр, рек и гор. И это не просто изображения каких-либо мест, это прочувствованные и осмысленные впечатления. Особое место в его творчестве занимают лирические пейзажи Днепропетровщины и Полтавщины – мест, где родился и вырос художник: «Осенний дуб» (1969), «Река Орель» (1970), «Гречка цветет» (1973), «На окраине села» (1979) «Спелый хлеб» (1981).

Стремление живописца глубже передать красоту украинской природы, воспетой поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко, вылилось в многочисленные поездки на родину Кобзаря. Художник бывал здесь во все времена года, работал много и упорно в поисках новых вариантов живописных и образных решений: «Дуб Шевченко» (1962), «Кленки» (1958), «Три криницы» (1960). Эти же чувства видны и в его мемориальных пейзажах: «Дом, в котором жил мой земляк Л. И. Брежнев» (1985), «Памятник истории» (1970), «Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы» (1964).

Большое влияние оказали на Владимира Александровича творческие поездки, организованные Днепропетровским отделением Союза художников. В серии крымских пейзажей живописец запечатлел и изменчивую красоту черноморского побережья: «Ласточкино Гнездо» (1975), возвышенный горный «Крымский пейзаж» (1980). В этих работах отразилось умение Жугана передать неповторимый колорит тех мест, где ему довелось побывать.

…Когда в начале 60-х гг. Днепропетровск превратился в крупнейший индустриальный центр Украины, Жуган стал одним из основателей индустриального пейзажа, подойдя к трактовке промышленной среды по-особенному, увидев в ней эстетическую ценность. Талантливой творческой находкой художника стало создание индустриально-природного пейзажа в традициях соцреализма, но с использованием импрессионистической техники: «Новостройка Днепродзержинска» (1974), «Окраина города» (1958), «Новый район» (1972), «Черемушки» (1965).

Через индустриальные пейзажи Жуган выразил своё художественное осмысление вопроса «человек и окружающая среда в условиях технического прогресса»: «На строительстве Днепродзержинской ГЭС» (1960), «Канал Днепр – Донбасс» (1975).

Впечатленный размахом строительства, Владимир Александрович много раз посещал новые заводы. Результатом явились полотна, рассказывающие о великих переменах, происходящих в стране. Люди на индустриальных пейзажах Владимира Александровича находятся в трудовом ритме и в тоже время они так же, как и зрители, восхищаются грандиозностью происходящего. Жуган пишет индустриальный пейзаж не как репортаж со стройки, а как динамику движения, рождающую ощущение бодрости, энергии и душевного подъема. Индустриальный пейзаж принёс днепродзержинскому мастеру успех и признание на многих республиканских и международных выставках.

…За достигнутые успехи в области изобразительного искусства в 1964 Владимир Александрович Жуган был принят в Союз художников СССР. Он – первый живописец Днепродзержинска, удостоенный звания заслуженного художника Украины (2006). Его произведения хранятся в художественных музеях Днепропетровска, Донецка, Каменец-Подольского, частных коллекциях во многих странах мира.

Великий художник Жуган Владимир Александрович ушел из жизни15 сентября 2008 года, но его картины будут жить в веках, и новые поколения людей и живописцев, способных чувствовать и видеть прекрасное, смогут открывать перед собой все новые и новые чудесные глубины его творений.

Роботи художника

Інші художники iз категорiї "Днепропетровская школа":