ПОГРЕБНЯК Николай Степанович -Музей українського живопису

ПОГРЕБНЯК Николай Степанович

(5 декабря1885, село Казацкое, ныне Звенигородского районаЧеркасской области30 мая1965, Днепропетровск)

Украинский живописец, один из основателей днепропетровской школы живописи. С 1908 по 1965 год занимался педагогической и творческой деятельностью в Днепропетровске, воспитал многих известных художников.

(5.12.1885 – 30.09.1965)

Просипайтеся на зорі і біжіть зустрічати сонце...
М. Погрібняк

 

Н. С. Погребняк – художник-пейзажист, человек тонкого вкуса, большой чувствительности. Его пейзажи свидетельствуют, что он художник, который не только глубоко осмысливал и синтезировал, но и глубоко чувствовал украинскую природу. Его пейзажи прекрасны по цвету и правдивы по содержанию.

В. Матюшенко, художник

Бiографiя

Николай Степанович Погребняк родился 5 декабря 1885 г. в селе Казацком Звенигородского уезда на Киевщине (ныне Черкасская область) в крестьянской семье. После окончания двухклассной школы он поступил в Миргородскую промышленно-художественную школу, где учился с 1903 по1908. Его учителями были известные украинские мастера живописи Фотий Красицкий и Афанасий Сластион. Они воспитали у своего ученика любовь к украинскому народному искусству, которой пронизана его многолетняя творческая и педагогическая деятельность.

Еще будучи учеником художественно-промышленной школы, Погребняк увлекся иллюстративной графикой и участвовал в оформлении украинского сатирического журнала «Шершень», издававшегося в Киеве (1906).

После окончания художественно-промышленной школы Николай Степанович получил звание ученого рисовальщика и назначение в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) на должность преподавателя графических искусств. В нашем городе художник прожил всю жизнь. Он работал в различных учебных заведениях, в частности, с 1908 по 1917 год преподавал в городском четырехклассном училище (ныне помещение музея «Литературное Приднепровье»), в школе им. Рындовской (1914), а также в Днепропетровском художественном училище. Учил книжной графике и живописи. 

…После Октябрьской революции Погребняк вошел в число художников, которые поверили в революционное обновление и своим творчеством пытались поддержать Советскую власть. Вместе с другими екатеринославскими живописцами Погребняк оформлял улицы и площади города революционными лозунгами и плакатами: «Дезертир – ворог Радянської влади»( «Дезертир – враг Советской власти»), «Допоможіть голодним дітям» («Помогите голодным детям») и другими. В 1919 г по проекту И. Страхова для встречи Первой конной армии была сооружена триумфальная арка. Погребняк сделал для нее огромный плакат (3х20 саженей) «Червона Армія не знає перепон» («Красная Армия не знает преград»). Привлекало к себе внимание и панно 1920 года «Засійся, чорна ниво, волею ясною» («Засейся, черная нива, волей ясной»), эскиз которого хранится в Днепропетровском художественном музее.

…Николай Степанович гармонично сочетал в себе качества жизнелюба-живописца, вдумчивого графика, талантливого учителя и наставника молодежи. Своим ученикам он не раз говорил, что прежде всего нужно научить человека видеть и знать законы зрительного мира. Любил повторять: «Кто изучает законы зрительного мира, тот одновременно изучает законы живописи».

В марте 1913 Погребняк был избран членом Екатеринославского украинского литературно-артистического общества «Просвiта». Фактически он стоял у истоков печати украинской книги на Екатеринославщине. Как художник книжной графики он иллюстрировал и оформлял почти все издания писателей-просвитян (известно более 50 книг, в том числе Адриана Кащенко, Ивана Трубы, Елены Пчелки, Дмитрия Яворницкого и других), а также журналы «Волшебные цветы» (1923); «Сельскохозяйственный журнал» (1924) ; журнал «Заря» ( 1925); «Штурм» (1936), «Дружная ватага» ( 936). Оформлял дешевые книжечки для народного чтения, так называемые книжки-копейки, которые выходили тогда в Екатеринославе.

Особую любовь художник вкладывал в книги и учебники для детей. Он активно участвовал в детских журналах, издававшихся в Днепропетровске, иллюстрировал сборники народных песен и сказок. Кроме того, он не только рисовал для детей, но и сам писал детские книжки: «Дед и баба» (1924); «Песня о тыкве» (1924); «Сказка о пауке, воробье и коршуне» (1925); «Семья животных» (1925); «Те, которые не сеют»(1926); «Коза-дереза» (1926), «Посуда» (1926). Государственное издательство Украины издало 16 детских книг с его иллюстрациями.

…Николай Погребняк был одним из организаторов Екатеринославского художественного музея, который открылся в мае 1914 года. В конце 30-х, когда музей и училище располагались в одном помещении на ул. Шевченко, Погребняк имел уникальную возможность показывать своим студентам ценные музейные сокровища, недоступные для большинства посетителей.

В 1927 г. художник принимал участие в киевских и московских выставках, а также в Международной выставке детской художественной литературы в Париже. Его книга «Посуда» получила высокую оценку жюри. С 1929 Погребняк – участник всех выставок днепропетровских художников.

В 1941 г. в Днепропетровске был организован творческий отчет Н. С. Погребняка. На отчетной выставке экспонировались его работы: картина «Родной край», на которой изображена радостная весенняя пора с цветущими садами; любовно выполненное жанровое полотно «Дети с птичкой», на котором изображены дети, с интересом рассматривающие пойманную птицу; «Аллея в парке» – картина об одном из живописных уголков Днепропетровского центрального парка имени Т. Г. Шевченко, и многие другие...

Во время Великой Отечественной войны Погребняк остался в Днепропетровске. Летом 1942 г. он как художник участвовал в научно-археологической экспедиции на пороги Днепра, которой руководил профессор Павел Козар. В декабре того же года он выставлялся в Художественном музее. 26 января 1943 «Днепровская газета» писала: «Произведения Н. С. Погребняка построены полностью на украинской почве. Художник любит свою страну, ее вечера и утренники, ее заснеженные села. Художник одинаково хорошо владеет пастелью, акварелью, маслом».

Многие полотна Погребняка были утрачены во время Великой Отечественной войны. По словам искусствоведа Елены Годенко, «...так случилось, что погибли лучшие работы, которые он хотел показать перед войной на персональной выставке в Киеве,так как началась оккупация... И поэтому мы видим сегодня какие-то капли его искусства, маленькие книжечки... И все же, несмотря на дешевую бумагу, на те условия бедноты послереволюционного времени, здесь есть очень высокая культура графики – шрифта, орнамента, – воспитанная в нем такими регионами, как Миргород, Полтавщина ... Орнаменты, что он собирал на Полтавщине, Сумщине и Екатеринославщине, уже немножко потускнели и не такие уж цветные и яркие, но это колоссальный сборник символов… И здесь раскрывается человек, воспитанный на богатстве и разнообразии украинской культуры. К сожалению, крохи остались, но по этим крохам все равно ощущается, какая это была колоссальная личность – Николай Погребняк».

С 1950 по 1965 Н. С. Погребняк преподавал в Днепропетровском художественном училище, воспитал целую плеяду талантливых живописцев. Елена Годенко: «…Почти все, кто у него учился, – известные украинские художники, и не только днепропетровские: Александр Бородай; Алексей Олейник, который ставил памятник Шевченко в Канаде; Александр Данченко, который творил графические серии о национально-освободительной войне, лауреат государственных премий – тоже его ученик, и Пузырьков, и Масик, и Максименко, – то есть все наши выдающиеся художники, будем считать, старшего поколения, учились у Николая Степановича...».

Творчество Погребняка –  весомый вклад в историю развития украинского изобразительного искусства. В 1950–1951 гг. (к 40-летию творческой деятельности художника) и в 1965 году (к 80-летию со дня рождения и 50-летию его творчества) в Днепропетровском художественном музее состоялись персональные выставки.

Художник вошел в отечественную культуру как автор жанровых картин, пейзажей. Кроме того, он собрал уникальную коллекцию образцов украинского орнамента (ныне находится в Днепропетровском художественном музее).

Умер Николай Погребняк 30 мая 1965 в Днепропетровске. На его могиле художественное училище установило памятник. Работы живописца хранятся в Днепропетровском художественном музее. Наиболее известны его картины «После дождя» (1912), «На Киевщине» (1913), «Вечер» (1937), «Метелица» (1945), «Колхозная отара» (1949).

Роботи художника

Информация обновляется

Інші художники iз категорiї "Днепропетровская школа":