ПАНИН Михаил Никитич -Музей українського живопису

ПАНИН Михаил Никитич

(4.06.1877 – 20.12.1963) 


Прекрасный педагог, ученик И. Репина,
он воспитывал художников на великих традициях
реалистического мирового искусства.
Его ученики с великой благодарностью
вспоминают своего учителя.

Л. В. Богданова, искусствовед

(4.06.1877, с. Протасово, ныне Калужской области – 20.12.1963, Москва)

Живописец, заслуженный деятель искусств УССР. Член Союза художников СССР. Работал в области станковой живописи. Талантливый педагог, основатель художественной школы в Екатеринославе (Днепропетровске). С 1925 по 1958 годы преподавал в Днепропетровском художественном училище, вырастил множество талантливых художников.

Бiографiя

Родился 4 июня 1877 года  в России, в селе Протасово (ныне территория  Калужской  области).

Неизвестно, каким образом зародилось в душе бедного крестьянского мальчика непреодолимая любовь к живописи, но с годами это чувство только окрепло. Родители не могли оплатить обучение сына, но желание стать художником было столь велико, что уже будучи взрослым, Михаил приехал в Петербург и в 1902 году поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Санкт-Петербургской Академии художеств. Училище в те годы славилось своим высоким уровнем преподавания в духе традиций выдающегося педагога и художника П. П. Чистякова. 

Михаил учился в мастерской И. Е. Репина (с 1907 года ее возглавил баталист Ф. А. Рубо). Большую роль в развитии таланта молодого художника сыграл и руководитель его дипломной работы профессор Василий Савинский (ученик П. П. Чистякова), известный художник, мастер исторического жанра. Его влияние, выражающееся в особом внимании к рисунку, заметно и в дипломной работе Панина «Тайный выезд Ивана Грозного перед опричниной» (картина долгое время находилась в постоянной экспозиции Днепропетровского художественного музея, но в годы Великой Отечественной войны была уничтожена оккупантами).

В 1908 году Панин, еще будучи учеником Академии, принял участие в росписи храма при Императорской Российской миссии в Бухаресте. Помощь молодого художника оказалась настолько существенной, что Совет Академии разрешил ему пропустить первое полугодие учебных занятий. Эта работа помогла Панину освоить технику монументальной росписи – ко времени ее окончания он подошел вполне сформировавшимся художником.

Осенью 1911 года Панин с отличием окончил Академию. Деньги, полученные за дипломную работу (академия приобрела полотно за 600 рублей) он потратил на поездку за границу. Маршрут был типичным для молодых художников того времени: Австрия, Италия, Франция. К сожалению, работы того периода не сохранились, но известно, что несмотря на бурное развитие в начале ХХ века различных авангардистский течений в живописи, Михаил Панин остался верен реализму. С 1916 г. художник принимал участие в различных выставках.

Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война стали для Панина, как и для большинства художников, тяжелым испытанием. Он жил в Петрограде, но был далек от политики и не принимал активного участия в революционных событиях. Разруха, царившая в стране, коснулась и его. В те годы художники с академическим образованием в попытке заработать на кусок хлеба брались за любую оформительскую работу, и Панин – не исключение. В 20-е годы он написал несколько панно для военного музея и Путиловского завода.

С 1925 года начался новый период в жизни художника. Он переезжает в Днепропетровск и в первые же годы организует городскую художественную студию, а затем профессиональные курсы художественного искусства. На их базе сформировался Художественный рабфак, впоследствии преобразованный в художественно-педагогический техникум. Панин стал его первым директором. В 1935 году техникум был переименован в Днепропетровское государственное художественное училище. Михаил Никитич полностью посвятил себя педагогической деятельности, обучая студентов по близкой ему методике П. П. Чистякова. Среди учеников мастера – художники-реалисты, ставшие впоследствии классиками украинской живописи, в том числе и корифеи днепропетровской школы: П. И. Магро, М.А. Кокин, Н. И. Родзин, Г. Г Чернявский.

О жизни М. Н. Панина в годы войны и оккупации Днепропетровска сведений не сохранилось, но известно, что после освобождения города он продолжил работать в восстановленном художественном училище (1943–1958). Когда в Днепропетровске было открыто отделение Союза художников Украины, Панин стал одним из первых членов организации. В 1951 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР. В последующие годы он упорно работал, совмещая педагогическую и общественную деятельность и находя время для творчества. В 50-е он пишет портреты своих друзей, коллег и близких ему людей. К сожалению, практически все работы мастера впоследствии были утрачены.

Панин стал его первым директором (1925– 1953)

Умер Михаил Никитич Панин 20 декабря 1963 года в Москве, прожив 85 лет. С его уходом закончилась целая эпоха в истории живописи нашего города, в становлении днепропетровской школы живописи.

В наши дни произведения М. Н. Панина хранятся в Днепропетровском художественном музее, Музее украинской живописи (Днепропетровск), частных коллекциях.

Роботи художника

Інші художники iз категорiї "Днепропетровская школа":