КРЫЖИЦКИЙ Константин Яковлевич -Музей українського живопису
«Квадрат - зародок всіх можливостей» /Казимир Малевич, український художник-авангардист/

КРЫЖИЦКИЙ Константин Яковлевич

(17.05.1858 – 4.04.1911)

"Константин Яковлевич великолепно изучил воздушную перспективу и ее особенности, эффекты освещения, строение дерева и убранство природы. Он владеет рисунком с редким мастерством и в своих пейзажах отражает красоту дали, растительности, зеленого и снежного покрова..."

Н.И. Афанасьев, автор сборника биографий "Современники"

(17 мая 1858, Киев – 4 апреля 1911, Санкт-Петербург)
Знаменитый пейзажист, академик Императорской академии художеств в Петербурге (ИАХ). Один из организаторов и председатель Общества художников имени А. И. Куинджи. Много ездил по России, Прибалтике, бывал в Европе, но пейзажи родной Украины всегда оставались одной из ведущих тем творчества художника.

Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.

К.Я. Крыжицкий остался жить С.-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте (1884 – 1906 гг.). Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.

Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.

С 1891 г.  Константин Яковлевич – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году – в Мюнхене на Международной художественной выставке.

В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".

Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.

Фото – шапка газеты «Русское слово»

Газета «Русское слово» от 18(05) апреля 1911 года

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ)

Самоубийство академика К.Я.Крыжицкого

4-го апреля в 7 1/2 час. утра, прислуга известного художника академика Константина Яковлевича Крыжицкого войдя в кабинет его, увидела своего барина висевшим. Медицинская помощь была бесполезной: К.Я. был мертв. 
На письменном столе покойного найдена записка, в которой К.Я.Крыжицкий объяснял, что поднятая против него травля совершенно его обессилила. 
- Нервы не выдерживают, - писал К.Я. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства. 
Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотал кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Картина изображала уголок Беловежской пущи. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. И действительно оказалось, что Крыжицкий 23 года тому назад снял в Беловежской пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар.  История с обвинением в плагиате и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника. 

Роботи художника

Інші художники iз категорiї "Художники Украины ХІХ - начала ХХ вв":