ГОРБАЧЕНКО Владимир Семенович -Музей українського живопису

ГОРБАЧЕНКО Владимир Семенович

 

(22 марта 1924, Днепропетровск – 16 июля 1987, Днепропетровск)

Живописец, писал тематические картины, пейзажи, натюрморты. Окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, учился у М. Панина, Н. Погребняка. Жил и работал в Днепропетровске.

(22.03.1924 – 16.07.1987)

Он любит украинскую землю, она у него особенная,
с золотом хлебов и радугою в небе. Праздничная.
Множество камерных, лирических произведений
художник посвятил тому, что любил безгранично.
Л. Богданова, искусствовед
 

Творчество В.С. Горбаченко характеризуется широким тематическим разнообразием: Шевченковские места в Средней Азии, старые околицы родного города, виды Крыма, индустриальные пейзажи. Одна из особенностей творчества художника – серийность: «Девятая домна», «Канал Днепр – Донбасс». Художник как бы прослеживает строительство во времени, но при этом избегает репортажности благодаря отбору и обобщению. 

Бiографiя

Окончил Днепропетровское государственное художественное училище
(1950 г.), учителя по специальности – М. Панин, Н. Погребняк, А. Вандаловский.

Участник Великой Отечественной войны, танкист В. С. Горбаченко прошел фронтовыми дорогами до самого Берлина, был награжден медалями «За отвагу» (1945), «За взятие Берлина» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»).

Воспоминания военных лет нашли отражение в творчестве художника («Солдатскими дорогами», «После битвы под Прохоровкой», «Курская дуга»).
А его рисунки карандашом или тушью на пожелтевших от времени листках из фронтовых блокнотов поражают своей реалистичностью. Это документы военных лет, свидетельствующие о величайшей победе нашего народа. В 1948 году, еще будучи студентом 4-го курса училища, Горбаченко принимал участие в конкурсе на лучший эскиз к картине и получил грамоту и первую премию за свою работу «Форсирование реки».

С 1951 года художник принимал участие в областных выставках, с 1959 – в республиканских и всесоюзных. Персональные выставки прошли в 1961, 1974, 1980, 1985 г. в Днепропетровске, Бородино, Москве.

В 60–70-е годы Горбаченко работает в составе всесоюзных творческих групп (Крым, Прибалтика) и республиканской группы на канале Днепр – Донбасс (1978 г). Он пишет пейзажи, натюрморты, иногда – жанровые композиции, делает портретные зарисовки. Эти работы можно рассматривать как единые звенья в цепи жизненных впечатлений художника.

Путешествуя по стране, художник постоянно наблюдает за изменениями в состоянии природы, за своеобразием природных условий той или иной местности. Серии прибалтийских, крымских, кавказских, украинских пейзажей, представленные в экспозиции, разнообразны по решению и манере исполнения. В работах художника можно увидеть и корабли в Клайпедском порту, и рыбацкие лодки на заснеженном берегу, и горы Кавказа, и побережье Крыма, и тихие уголки Седнева.

Многочисленные этюды, изображающие, на первый взгляд, самое обыденное, повседневное («Вечер», «Окраина села», «В березовой роще» и др.), говорят о более значительном: о радости бытия, о горячей любви к Родине. Особенно любит художник изображать воду, изменчивость ее состояния в разные времена года – это вода Черного и Балтийского морей, Днепра и Самары, горных речушек и рек Кавказа. Она то безмятежно спокойна, то взволнованна, то серовато-бирюзовая или лилово-бурая, то иссиня-черная.
В. Горбаченко побывал на многих заводах и стройках, в шахтах и карьерах, в колхозах и совхозах родной Днепропетровщины. Его индустриальные пейзажи – своеобразная летопись жизни страны («9-я криворожская строится», «Строительство насосной № 1 на канале Днепр – Донбасс», «Огни Петровки», «Комсомольская домна N2 5», «Октябрь»).
Значительное место в своем творчестве Горбаченко занимает и родной Днепропетровск. Помимо индустриальных мотивов, художника привлекают и ночные улицы города, и безлюдные аллеи парка, и шумная жизнь большого города в дневные часы.

Общаясь в Домах творчества с художниками из разных городов и республик Советского Союза, Горбаченко значительно обогатил свой художественный опыт. Это особенно заметно при сравнении поздних пейзажей с ранними работами. Сложнее стала палитра художника, тоньше чувство цвета, свободнее владение кистью, динамичнее и смелее мазок. Придавая большое значение общему цветовому и световому решению пейзажа, он находил новые возможности живописного претворения окружающего мира.

1976-ой год был для Горбаченко и двух других художников, М. Козулина и В. Эрлиха, годом напряженного творческого труда над созданием диорамы «Битва за Днепр». В процессе изучения документальных материалов, в процессе обдумывания художественного решения соавторами были сделаны сотни набросков, этюдов, эскизов, макетов. Результатом совместной работы явилось потрясающее по глубине образов произведение, воспевающее героический подвиг советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Произведения художника хранятся в Днепропетровском художественном музее, Музее украинской живописи (Днепропетровск), частных коллекциях.

 

Інші художники iз категорiї "Днепропетровская школа":