9 ноября -Музей українського живопису

9 ноября

Умер Мартин КОБЕР (ок. 1550 во Вроцлаве — 9 ноября 1598 в Кракове или Варшаве) — немецкий придворный живописец при королевском дворе королей Польши.

До прибытия в Польшу был странствующим живописцем в Германии. В Польшу он перебрался из Магдебурга и стал придворным живописцем короля Стефана Батория. После смерти короля в 1586 году уехал во Вроцлав и оттуда в Прагу, где обосновался при дворе императора Рудольфа II, где был освобождён от ремесленных обязанностей. В 1590 году вернулся в Польшу и работал в Кракове и Варшаве придворным живописцем Сигизмунда III Вазы.

Мартин Кобер был первым в Польше живописцем-портретистом. Им на высоком художественном уровне написаны несколько портретов повелителей Польши.

Портрет Сигизмунда III Вазы, ок. 1590 Портрет Анны Ягеллонки, ок. 1595


Умер Арт ван дер НЕР (1603/1604, Горинхем — 9 ноября 1677, Амстердам) — голландский живописец эпохи Золотого века; родоначальник жанра ночного пейзажа.

Юность художника прошла в родном городе в Южной Голландии. Виднейшими художниками Горинхема в то время были братья Йохим и Рафаэль Говертс Кампхёйзен. Последний стал учителем ван дер Нера, кроме того, Арт женился на его сестре. Около 1632 года молодая семья переехала в Амстердам, где у них родилось шестеро детей. Не имея возможности прокормить семью своим ремеслом, живописец стал владельцем кабачка. Однако наступило банкротство, имущество ван дер Нера было описано. Картины, написанные им, ценились крайне низко — в среднем, по пять гульденов за полотно. Последние полтора десятилетия художник прожил в нищете. Старший сын ван дер Нера, Эглон, также стал художником.

Основное внимание голландец уделял созданию зимних и ночных пейзажей. Его произведения — примеры удачного решения проблемы освещения. Многие картины ван дер Нера посвящены ночным пожарам, сюжетом нескольких из них стал пожар 1652 года, уничтоживший старую амстердамскую ратушу. В музеях и галереях мира хранится около 150 полотен его кисти, одна из лучших коллекций находится в Эрмитаже.

«Речной пейзаж в лунном свете», ок. 1645. Государственный музей, Амстердам


Народився Поль СЕРЮЗЬЄ (9 листопада 1864, Париж - 7 жовтня 1927, Морле, Фіністер, Бретань) - французький художник. Учень Поля Гогена, він став одним із засновників символістської художньої групи «Набі».

Його батько був директором парфумерної фабрики. Він мріяв, щоб син пішов по його стопах і зробив успішну кар'єру комерсанта. Однак Поль ще під час навчання в школі виявляє інтерес до живопису. Юнакові все ж вдалося добитися дозволу батьків на заняття мистецтвом. У 1886 р Серюзьє вступив до Академії Жюліана в Парижі. Першою картиною, завдяки якій Серюзьє досяг успіху, стала робота «Майстерня бретонського ткача». Вона була представлена на виставці 1888 року.

У 1888 р він побував у Гогена в Понт-Авені. Під керівництвом Гогена Серюзьє пише пейзаж на коробці з-під сигар: ця робота буде служити художнику талісманом. Обговорення з друзями нових тенденцій у живопису призвело в результаті до утворення групи «Набі», ідейним натхненником якої і став Серюзьє.

«Меланхолія» («Бретонська Єва»), бл. 1891. Музей Орсе, Париж

Серюзьє багато переймає у Гогена і спочатку навіть відверто наслідує йому, але незабаром виробляє свій неповторний стиль, використовуючи метод клуазонізма, тобто створення в картині чітко відокремлених одна від одної площин.

Серюзьє викладав в Академії Рансон. Деяким підсумком творчих пошуків Серюзьє стала виставка його робіт, що відбулася в 1919 році. У 1921 р він опублікував книгу «Абетка живопису», в якій сформулював своє бачення основ творчості.

Портрет Поля Серюзьє - Жорж Мішеле «Дощ», 1893. Музей Орсе, Париж


Родился Магнус ЭНКЕЛЬ (9 ноября 1870, Фредериксхамн — 27 ноября 1925, Стокгольм) — финский художник.

Родился в семье викария. Живопись изучал в Хельсинки в 1889—1891, работал в традициях натуралистической школы. В 1891 году Магнус уезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана. В этот период Энкель увлекается символизмом, подпадает под влияние мистицизма Жозефена Пеладана и творчески — живописи Пюви де Шаванна и Эдуарда Мане.

Разочаровавшись в парижском мистицизме, художник в 1894—1895 годах совершает путешествие по Италии, посещает Милан, Венецию и Флоренцию, а затем уезжает в Швейцарию и Германию, где знакомится с работами Арнольда Бёклина. На рубеже XIX—XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма. В 1907 году Энкель получает заказ на создание фресок для приалтарного придела в Кафедральном соборе Тампере. На гигантской картине размером 10 на 4 м художник изобразил Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса представителей всех рас человеческих.

«Фавн», 1914


Родился Иван Павлович КОПАЕНКО (9 ноября 1934, с. Первоконстантиновка Одесской обл.) – крымский живописец и график. Заслуженный художник Украины (2006). Заслуженный деятель искусств АР Крым.

В 1957 году окончил Крымское художественное училище, в 1964 году – Московский полиграфический институт. Член Союза художников СССР с 1969 года. И.П.Копаенко – участник многих всесоюзных, республиканских выставок. Персональные выставки: Севастополь, Симферополь, Красноперекопск. Работы художника отличает острая экспрессия линий и цвета, импульсивность, тонкий психологизм. Земля и хлеб, земля и люди, земля людей и для людей – лейтмотив творчества Ивана Копаенко.

«Журавли на берегу моря»


Родился Николай Сергеевич МОРГУН (9 ноября 1944, Симферополь) — крымский живописец. Пейзажист, портретист, мастер натюрморта. Заслуженный художник Украины (2004); заслуженный деятель искусств АРК.

В 1959 - 1964 гг. учился в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша (педагоги: Петров И.С., Пузыревич А.А., Шипов А.Н., Хараборина В.Г.). С 1964 по 1973 гг. – учеба в Киевском государственном художественном институте (ныне Академия). Педагоги: Пузырьков В. Г., Пламеницкий А. И., Тихий И. А., Выродова В.Г. С 1973 по 2001 гг. работал в Крымском художественном училище. С 1978 г. – член Союза художников СССР. С 2005 г. – председатель правления Крымской организации Национального союза художников Украины.

«Перед выступлением»


9 листопада 2015 року картина італійського художника початку XX століття Амедео Модільяні «Оголена, що лежить» була продана на аукціоні Christie's за $ 170,4 млн і зайняла друге місце в неофіційному рейтингу найдорожчих картин, які йшли з відкритих торгів. Полотно пішло до покупця з Китаю, який робив ставки по телефону, всього за 9 хвилин і увійде до збірки приватного Музею Лонг, розташованого в Шанхаї.

Початкова ціна «Оголеної, що лежить» склала $ 100 млн - причому за умовами аукціону власниця картини - дочка італійського колекціонера Джанні Маттіолі - отримала б цю суму при будь-якому результаті торгів. Таким чином, це полотно стало найдорожчою роботою живописця: попередній максимум для картин Модільяні становив $ 71 млн.

«Оголена, що лежить» - картина з серії із 30 портретів у стилі ню, яку замовив Амедео його покровитель — польський поет Леопольд Зборовський. 3 грудня 1917 року була відкрита виставка цих робіт Модільяні в галереї Берти Вейль. Галерея розташовувалася навпроти поліцейської дільниці, і стражі закону, обурені видом виставлених ню Модільяні, змусили останнього закрити експозицію всього через кілька годин після відкриття.

Амедео Модільяні. «Оголена, що лежить», 1917