8 декабря -Музей українського живопису

8 декабря

Родился Адольф фон МЕНЦЕЛЬ (8 декабря 1815, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) — 9 февраля 1905, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.

Начал учиться в литографической мастерской отца. Став в 1833 году кормильцем семьи, Адольф брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Менцель недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы из истории Фридриха Великого, эпоху которого Менцель изучил досконально. В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Создает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве. В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств. После смерти художника на девяностом году жизни императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.

«Концерт в Сан-Суси», 1850-1852


Родился Сильвестро ЛЕГА (8 декабря 1826, Модильяна — 21 сентября 1895, Флоренция) — итальянский художник, один из главных представителей движения маккьяйоли.

Родился в семье землевладельца. В 1843 году переехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств. В конце 1850-х годов сблизился с Джованни Фаттори, Телемако Синьорини и Адриано Чечони, составив вместе с ними основу движения маккьяйоли, выступавших против академического стиля в искусстве.

Сильвестро Лега в середине 1850-х гг. пытался работать в монументальной живописи, в его церковных росписях чувствуется влияние романтизма. В 1861 году во Флоренции прошла Всеитальянская выставка, где Лега показал созданные в конце 1850-х гг. работы на сюжеты борьбы за объединение Италии — «Засада берсальеров в Ломбардии», «Генерал Гарибальди в Варезе в славные дни 26 мая», «Итальянские берсальеры, ведущие пленных австрийцев». Лега получил вторую премию выставки, сделав важный вклад в развитие исторического жанра итальянской живописи.

С 1861 года Лега работал на пленэре на берегу реки Арно. Он писал в основном пейзажи, жанровые сцены, зарисовки с натуры, уделяя особое внимание передаче атмосферы света и воздуха. Бытовые жанровые картины Лега близки к веризму и бидермайеру — «Пение скворца» (ок. 1867), «Женщина в кухне» (1870). Пейзажи и портреты Лега отличаются яркой декоративностью и чёткой контрастностью. Его творчество оказало большое влияние на развитие итальянского веризма – реалистического направления в итальянском искусстве.

«Автопортрет» «Пение», 1868

Родился Клод-Эмиль ШУФФЕНЕКЕР (8 декабря 1851 — 31 июля 1934, Париж) — французский живописец, представитель неоимпрессионизма.

Родился Эмиль в семье портного, который умер, когда его сыну было чуть более 2-х лет. Мальчик рос в Париже и воспитывался тетей и ее мужем. Позже он начал работать в бизнесе своего дяди, связанным с шоколадом и кофе. В 1872 году Эмиль познакомился с Полем Гогеном, с которым они стали близкими друзьями. В свободное время он берет уроки рисования у Поля Бодри и Карла-Дюрана, общается с Камилем Писсарро. В 1874 году художник в первый раз выставляет свою картину в Парижском Салоне. В 1884 году Шуффенекер стал одним из основателей Салона Независимых. В 1884 году Шуффенекер назначается преподавателем рисования в лицее в Вавне. В 1886 году он экспонирует свои картины на восьмой и последней выставке импрессионистов. Кроме того, художник поддерживал контакты с членами Понт-Авенской Школы. В 1889 году он организовал частную выставку, в которой приняли участие Поль Гоген, Чарльз Лаваль и некоторые другие художники.

С именем художника связана одна интересная история: по некоторым данным в 1890 году Шуффенекер купил ряд картин Винсента Ван Гога у его брата Тео и сделал их копии. В результате в 1916 году восемь из них искусствовед Теодор Дюре ввел в каталог работ Ван Гога как подлинники.

Автопортрет Портрет Люси, жены художника, и их двоих детей


Родился Аристид МАЙОЛЬ (8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер — 27 сентября 1944 года, там же) — французский скульптор и живописец каталонского происхождения.

Родился на юге Франции в провинции Руссильон (Пиренеи). Был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). В крестьянском труде и робких попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни. Учился Аристид в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля. В его ранних работах ощущается влияние Гогена и французского символизма. В этот период Майоль входил в группу «Наби». Затем увлёкся изготовлением гобеленов, которые принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

Аристид Майоль. «Синяя шляпа»

В 40 лет ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку мастера в 1902 году, был восхищён его работой «Леда». Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена. Композиции работ Майоля просты и логичны, а пластика абсолютно естественна и чиста. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок».

Скульптуры Майоля в садах Тюильри

В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Румынии, 15-летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать. Майоль погиб в автокатастрофе 27 сентября 1944 года в возрасте 83 лет.

На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две).

«Автопортрет» «Венера с бусами», 1918. Новая Пинакотека, Мюнхен


Народилася Каміла Розалі КЛОДЕЛЬ (8 грудня 1864, Фер-ан-Тарденуа, Франція — 19 жовтня 1943, Авіньон) — відома французька жінка-скульптор реалістичного напрямку. 15 років була помічницею, натхненницею і коханою великого скульптора Родена.

Маленька Каміла, родина яко належала до заможної буржуазії, ніколи не грала в ляльки з подружками, а із завзятістю дорослої людини місила і вправно ліпила фігурки з глини. Вона примусила всю родину позувати собі, відважно беручись за живу натуру, не одержавши жодного професійного уроку. Про творчість п'ятнадцятирічної Каміли вже говорили серйозно. Переїхавши до Парижа Каміла відвідувала Академію Колароссі і разом з трьома подругами наполегливо розвивала свою майстерність в загальній майстерні. У Клодель виробляється і шліфується власний стиль — витончений, плотський, наповнений внутрішньою силою. Від них віє самобутністю виконання і досконалістю форм.

В цей час доля зводить її з Огюстом Роденом. Здавалося, вони були створені один для одного: обидва винятково талановиті і працелюбні, захоплені до самозабуття творчістю. Каміла швидко переросла в незамінну помічницю і натхненника творчих ідей Родена. У 1888 р. Каміла пішла з сім'ї і оселилася в одній з майстерень Родена. Вона стала його музою, досконалою моделлю і коханкою. Дівчина сподівалася, що її покровитель незабаром стане їй законним чоловіком, але він не збирався розлучатися з Розою Бере, стосунки з котрою у нього ось вже 20 років не були оформлені офіційно. Роден нічого не хотів змінювати, його влаштовувало, що є одна жінка для будинку, а інша — для натхнення і любові.

Каміла Клодель. «Вальс»

Роботи самої ж Клодель постійно порівнювали з творами Родена. У 1888 р. вона завершила перше своє велике творіння «Забуття». У наповненій ніжністю і млосною грацією скульптурі «Вальс» (1892 р.) відзначають роденівській динамізм. Особисте щастя Каміли було затьмарене любовним трикутником, а творчі досягнення стали болем, предметом ображеної самолюбності. Скульптури Клодель «Одужання» і «Прощання» (1892 р.), можливо, стали відлунням цього хворобливого епізоду в її житті.

Через 15 років «сумісного» життя Каміла зважується на розрив. Запекла і скривджена, вона бачить у колишньому коханці крадія її ідей і робіт. У перервах між нападами депресії Клодель напружено працювала. Вона користувалася визнанням в художніх колах. Критики присвячують Клодель схвальні статті, її роботи виставляються в Національній спілці мистецтв, на Осінньому салоні, в Салоні «Незалежних» в Парижі, а також у салонах Брюсселя, Женеви, Риму. Скульптура «Гамадріада» прикрасила Всесвітню виставку 1900 р.

Але манія переслідування у мисткині посилюється з кожним днем. Велику частину створених робіт Каміла безжально знищує, щоб інші не вкрали її ідеї і не нажили багатства. Вікна і двері майстерні не відкривалися тижнями, щоб «учасники змови» (Роден, родичі, натурники, постачальники) не змогли знищити справу її життя. З 10 березня 1913 р. на 30 довгих років (вона пережила Родена на 26 років) Клодель замкнули в притулку для божевільних. До останніх днів життя вона усвідомлювала свій стан полонянки, зберігаючи ясну пам'ять і проникливий розум, але у неї не було сил самостійно упоратися з важким психозом.

«Зрілий вік». Париж, музей Орсе


Родился Николай Иванович ФЕШИН (8 декабря 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна.

Окончил петербургскую Академию художеств в мастерской И. Е. Репина (в первые два года обучения его занятиями руководили Р. К. Залеман и П. Е. Мясоедов). Среди его сокурсников были Б. Анисфельд, И. Бродский, Д. Бурлюк, А. Савинов и многие другие. Фешин окончил Академию с наградой, которая давала возможность совершить заграничную поездку. Весной 1910 года Фешин впервые в жизни покинул Россию, посетив Берлин, Мюнхен, Верону, Венецию, Милан, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Вену. Путешествие закончилось в Париже. В дальнейшем вернулся в Казань и преподавал в Казанской художественной школе, ныне носящей его имя. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств.

«Портрет Вари Адоратской», 1914. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ»

В 1923 году Фешин эмигрировал с семьёй в США. Уже в 1924 году прошла его персональная выставка в Чикаго. В 1925 году прошла выставка Фешина в нью-йоркской Arden Gallery, бо́льшая часть из выставленных там 32 работ была продана.

Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Среди самых знаменитых его работ — портрет Лиллиан Гиш. Работы Фешина стали хорошо продаваться, он смог купить для себя с дочерью большой дом в Голливуде. В 1945 году Фешин приобрёл студию с жилыми комнатами на склоне каньона в Санта-Монике. Со временем художник обставил свой дом деревянной мебелью собственной работы и скульптурой, но индейские мотивы в ней совершенно вытеснили русскую основу.

В 1976 году дочь — Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003) — перезахоронила прах отца в Казани. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России находится в Музее изобразительных искусств Татарстана.

«Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы», 1925


Родился Диего РИВЕРА (8 декабря 1886, Гуанахуато — 25 ноября 1957, Мехико) — мексиканский живописец, художник-монументалист (муралист), политический деятель левого толка. Один из создателей национальной школы монументальной живописи.

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес родился в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. Мать художника была окатоличенной еврейкой.

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. За успехи был премирован стипендией, которая позволила художнику поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год Ривера жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909—1920), в Италии (1920—1921). Побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо, Альфонсо Рейесом и другими.

Фреска «Человек на распутье» (1932-1933), Рокфеллеровский Центр в Нью-Йорке. Уничтожена в 1934 из-за изображения В.И. Ленина

В 1922 году Ривера вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1927 он приезжает в СССР, где в 1928 году становится членом-учредителем объединения «Октябрь». Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Однако затем между ними возник личный конфликт, в 1954 году Ривера вернулся в ряды Мексиканской компартии.

С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий. Одной из главных тем в творчестве Риверы были фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в Мексике. Много лет художник проработал в США. Его женами были мексиканская писательница и модель Гуадалупе Марин и знаменитая художница Фрида Кало.

«Автопортрет с письмом», 1941 Фреска


Народився Олександр Олександрович ОСМЬОРКІН (8 грудня 1892, Єлисаветград, нині Кропивницький - 25 червня 1953, Москва) - художник і педагог, учасник мистецької групи «Бубновий валет», професор живопису.

Народився в сім'ї службовця поштово-телеграфної контори. Першим наставником Олександра став український художник-передвижник Ф. Козачинський, який викладав у рисувальних класах при Єлисаветградському земському реальному училищі.

У 1910 році О. Осмьоркін вступає до Петербурзької школи Товариства заохочення мистецтв при Академії (клас М. Реріха), де вчиться впродовж року. У 1911 році переходить до Київського художнього училища, де займається у Миколи Пимоненка. У 1913 році О. Осмьоркін відправляється до Москви, в школу Іллі Машкова, а з 1914 року вже бере участь у виставках «Бубнового валета» - групи московських живописців, яких іменували «російськими сезаністами». Доля художника відтепер пов'язана з Москвою і Петроградом. У коло його знайомих входять С. Єсенін, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловський, А. Лентулов.

«Ленінград. Пейзаж з дерев'яним мостом»

Олександр Осмьоркін активно працював на педагогічній ниві — викладав у Вільних художніх майстернях, Ленінградській Академії мистецтв, Московському державному академічному художньому інституті ім. В. І. Сурікова. Олександр Олександрович виховав цілу плеяду відомих художників.

«Жінка, яка знімає рукавичку», 1924

У 1947 році Олександр Осмьоркін був змушений відмовитися від активної викладацької діяльності та участі у виставках у зв'язку з висунутими проти нього звинуваченнями у формалізмі і пропаганді західних віянь.

Інший виходець з України – художник Олександр Дейнека так характеризував Осмьоркіна: «Розсіяний м'який лірик, любитель поезії, людина абсолютного живописного слуху, артист без всякого "діляцтва", беззавітно закоханий в мистецтво, для якого воно було чимось набагато більшим, ніж будь-які практичні думки або питання марнославства. Він пройшов через нас Дон Кіхотом у мистецтві».

У Кропивницькому, в будинку, де художник провів свої дитячі та юнацькі роки, у 1994 році був відкритий Художньо-меморіальний музей О. О. Осмьоркіна.

«У кафе», 1919. Третьяковська галерея, Москва


Открыл двери для посетителей 8 декабря 1893 года Чикагский институт искусств (The Art Institute of Chicago, сокр. AIC) — художественный музей и высшее учебное заведение в Чикаго, США. Создан в 1879.

Здание Института искусств Чикаго изначально было построено для Всемирной Колумбовской выставки 1893 г. с тем, чтобы передать его институту искусств после закрытия. Первоначальное собрание музея состояло из копий произведений живописи, скульптуры и архитектуры, находящихся в Европе. Как и многие американские музеи, формировался за счет даров и пожертвований отдельных граждан, более 90 процентов картин было подарено чикагскими коллекционерами. Музей славится своей обширной коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов, а также американского искусства. Музей собрал более 30 работ Клода Моне. Выставляются известные работы Пьера Ренуара, Анри Матисса, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Эдуарда Мане и других классиков. Всего в коллекциях музея собраны свыше 260 тысяч произведений искусства со всего мира.

Чикагский институт искусств также один из старейших вузов США, основанный в 1866 году. Институт обучает более 3200 студентов. Американские искусствоведы назвали Чикагский институт искусств самым влиятельным высшим художественным учебным заведением на национальном уровне.

Здание музея Из собрания музея: Грант Вуд. «Американская готика», 1930


Родился Люсьен Майкл ФРЕЙД (8 декабря 1922, Берлин — 20 июля 2011, Лондон) — известный британский художник, специализировавшийся на портретной живописи и обнаженной натуре; мастер психологического портрета. Внук основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Был одним из самых высокооплачиваемых современных художников.

Родился в состоятельной семье архитектора. Фрейд и его семья переехали в Великобританию в 1933 году в связи с подъёмом нацизма в Германии. Учился в Центральной школе искусств, Школе живописи и рисунка Восточной Англии, колледже Голдсмитс (Лондон). Первая персональная выставка художника состоялась в лондонской галерее Лефевр в 1944 году.

Работы Люсьена Фрейда относят к натурализму. С 1950 года начинает писать портреты и обнаженную натуру, накладывая краску густыми слоями. Цвета как правило приглушенные. Пишет обычно людей из своего окружения — друзей, знакомых, родственников. Заработал репутацию одного из лучших современных мастеров в области фигуративной живописи. В период с мая 2000 по декабрь 2001 года, Фрейд писал королеву Елизавету II (работа была раскритикована ведущими британскими изданиями).

В мае 2008 года картина Фрейда «Социальный смотритель спит» стала самой дорогой картиной живущего автора, проданной на аукционе Кристи. Она была куплена Романом Абрамовичем по рекордной цене в 33,6 миллиона долларов. Моделью для данной картины послужила Сьюзен Тайлли, по прозвищу «Толстая Сью», руководившая центром занятости.

«Автопортрет», 1985 «Социальный смотритель спит», 1995 (151,3 × 219 см)