8 ноября -Музей українського живопису

8 ноября

Помер Корнель де ЛІОН (бл.1500, Гаага - 8 листопада 1575, Ліон) – французький художник, виходець із Нідерландів.

Відомості про біографію художника украй мізерні. Перша згадка про нього відноситься до 1534 року, і в цей час він вже знаходився в Ліоні. Відомо, власне кажучи, лише його ім'я Корнель: де Ліон - це прізвисько за місцем проживання, дане йому в XIX ст. біографом Анрі Бушо. У Франції його - за місцем народження - звали Корнель з Гааги, Корнель де ла Е (фр. Corneille de La Haye). Став придворним художником короля Генріха II і Катерини Медичі. У 1551 він згадується як мажордом короля. У майстерні Корнеля працювали його син і дочка.

Роботи Корнеля - невеликі погрудні, інтимні за настроєм портрети. Судячи по значній кількості копій, він був у великій моді. Цим портретам з їх м'якими і прозорими фарбами властиві тонкість характеристики, натхненність образів.

Корнель де Ліон. Портрет Марії де Гіз Корнель де Ліон. Портрет чоловіка


Родился Емельян Михайлович КОРНЕЕВ (8 ноября 1780, Полтавская губ. — 1839) — академик исторической живописи; акварелист, рисовальщик, гравер.

Происхождением из мещан Хоролского уезда Полтавской губернии. С 1788 учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, окончил которую по классу исторической живописи. Отмечен несколькими медалями за успехи. В 1800 за картину "Изгнание Христом торгующих из храма" был удостоен золотой медали и звания художника. Был оставлен при академии пенсионером на 3 года для усовершенствования в мастерстве. Однако в феврале 1802 отправился в экспедицию для "военно-стратегического осмотра Азиатской и Европейской России". В течение 1802-1804 в качестве художника "для снятия видов и костюмов разных народов" Корнеев побывал в Оренбургской губернии, Сибири вплоть до Кяхты, в Поволжье, на Кавказе, на Украине, в Крыму, а также в Турции и Греции. Весной 1805 отправился как пенсионер Академии художеств в Италию.

В сентябре 1807 за работу "Похищение Деяниры кентавром Нессом" произведен в академики. В течение двух лет напряженно трудился в Мюнхене над созданием двухтомного альбома "Les peuples de la Russie" ("Народы России"), изданного в 1812-1813 в Париже. В 1819-1822 участвовал в качестве художника в кругосветном путешествии на военном шлюпе "Открытие" под командованием капитана М.Н. Васильева. В конце 1825 вынужден был пойти на службу в Дирекцию императорских театров, где занял должность главного бутафора, а вскоре еще и гардеробмейстера. В 1828 за неуплату долгов было описано имущество Корнеева. К этому же времени сильно ухудшилось зрение художника. Не оправдалась также надежда издать в виде альбома рисунки из кругосветного плавания. Все это сломило художника. Он уходит из Дирекции императорских театров и перестает заниматься искусством. В декабре 1828 Корнеев поступил на службу в ведомство Государственного контроля чиновником особых поручений и переехал жить в Москву. О дальнейшей его жизни почти ничего не известно, не установлена точно и дата его смерти.

«Вид ханского дворца в Бахчисарае», 1804


Родился Степан Дмитриевич Э́РЬЗЯ (настоящая фамилия Нефёдов; 8 ноября 1876, село Баево, Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия — 24 ноября 1959, Москва) — мордовский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

Происходил из крестьянин. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов. С 1902 по 1906 годы учился в МУЖВЗ у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. С 1906 по 1914 годы скульптор жил в Италии и Франции. Участвуя в международных выставках в Венеции, Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание.

«Мать и дитя»

Эрьзя с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать его новаторские творения.

Осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остается там почти на полгода, его выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и, в результате, в 1927 году поселяется в Аргентине, где прожил до 1950 года. В лесах Чако скульптор нашел материал, заметно изменивший все его искусство. Он возвращается с целым запасом древесины, которая покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до темного, коричневого с красноватым оттенком.

В 1951 Степан Эрьзя вернулся на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общим весом 175 тонн). По возвращении в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь.

«Автопортрет», 1908 «Леда»


8 ноября 1937 года открылась для посетителей Симферопольская картинная галерея, ныне — Симферопольский художественный музей.

Находится в здании, которое принадлежало Офицерскому собранию 51-го пехотного Литовского полка. В 1922 году здесь был размещен Центральный музей Тавриды. Коллекция его художественного отдела формировалась из произведений искусства, национализированных в 1920-е гг. из дворцов и имений Южного Берега Крыма. Музей стал обладателем ценного собрания, включавшего в себя произведения К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.А. Серова, западноевропейской живописи, фарфора и скульптуры. Коллекция произведений западноевропейского искусства была одной из лучших в СССР, она ставила музей в один ряд с главными музеями страны. В 1937 г. на основе художественного отдела Центрального музея Тавриды была создана Симферопольская картинная галерея, переименованная в Симферопольский художественный музей в 1966 году. Во время Великой Отечественной войны почти вся коллекция погибла при эвакуации через Керчь.

В настоящее время музейная коллекция насчитывает примерно 9 тыс. экспонатов. Основанная экспозиция располагается в 7 залах и представляет русское, украинское и западноевропейское искусство с XVI в. по XX в. В 90-е годы была создана отдельная экспозиция «Художники Украины» — работы Н. Мурашко, Н. Пимоненко, К. Трутовского, С. Васильковского, Т. Яблонской, Н. Глущенко. В экспозиции «Крымское искусство XX века» — картины крымских художников К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина, Н. Барсамова, И. Мозалевского, К. Дудченко, В. Трусова, В. А. Апановича, Н. Ф. Бортникова, Ю. В. Волкова, С. Г. Мамчича, К. А. Прохорова, П. К. Столяренко, М. Ф. Чухланцева, Э. Я. Магдесяна, В. И. Паталахи.

Адрес: Украина, Симферополь, улица Долгоруковская, д. 35.

Здание музея Из собрания музея: Максимилиан Волошин. «Заливы гулкие земли глухой и древней», 1928