8 октября -Музей українського живопису

8 октября

Родился Фра Филиппо ЛИППИ (8 октября 1406 (?), Флоренция — 9 октября 1469, Сполето) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Родился в семье бедного мясника. После смерти родителей был взят на воспитание в монастырь, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Липпи, уйдя из монастыря, но продолжая носить монашеские одеяния, вел довольно беспорядочную жизнь, его постоянно преследовали кредиторы. В 1456 году художник похитил из женского монастыря в Прато молодую монахиню Лукрецию Бути и женился на ней. По ходатайству Козимо Медичи папа освободил супругов от монашеского обета и признал их брак законным.

Живопись Липпи отличается натурализмом, ей присуща большая любовь к жизни, страстность, чувственность и пылкость фантазии, тонкое понимание красоты. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами. Липпи первым в Италии начал писать картины круглой формы – «тондо». Фра Филиппо был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо. Работал Липпи преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе, в Прато и, наконец, в Сполето, где и умер.

Автопортрет Филиппо Липпи
(деталь фрески в Сполетском соборе)
«Благовещение», 1450. Старая пинакотека, Мюнхен

Родился Захарий Христов ЗОГРАФ (8 октября 1810, Самоков, Болгария — 14 июня 1853, Самоков) — крупнейший болгарский художник и иконописец, представитель Болгарского национального возрождения. Знаменит своими иконами и фресками. Часто рассматривается также как основоположник болгарской светской живописи.

Сын живописца Христо Димитрова. Поскольку отец рано умер, учился иконописи у своего брата Димитара Христова Доспевски (1796-1860). В 1831 году брат признал его равным партнером, то есть Захарий получил статус мастера. Прозвище «зограф» (изограф) по гречески означает просто художник, иконописец. Выполнял иконы и росписи церквей с плоскостными, проникнутыми красочным, поэтическим фольклорным началом изображениями, в которые часто вводил пейзаж, жанровые элементы, портреты современников и автопортреты: в монастырях Бачковском (1840-41), Рильском (1844), Троянском (1847-48), Преображенском (1849-51) и др. Создал первые в Болгарии станковые портреты, отмеченные лёгким, изящным рисунком и мягким колоритом.

В 1851—1852 годах был приглашен и в течение 17 месяцев работал на горе Афон, где расписал придел Великой Лавры. Затем вернулся в Самоков, где выполнил множество портретов. Умер Захарий в возрасте 42 лет от тифа.

«Автопортрет», Национальная художественная галерея Болгарии, София «Успение Богородицы» (1838), церковь Богородицы в Копривштице

Родилась Кристиана (Китти) Ланге ХЬЕЛЛАНН (8 октября 1843, Ставангер — 1 октября 1914, Осло) — норвежская художница-пейзажист.

Родилась в зажиточной семье, была старшей сестрой выдающегося норвежского писателя Александра Хьелланна. Уже в детстве много занималась живописью и рисованием. С 1873 года училась в Германии у пейзажиста Ханса Гуде, под чьим влиянием ее ранние работы написаны в реалистической манере. В 1875-1878 годах Китти живет в Мюнхене, где сложилась община норвежских художников, занимается у Германа Байша и Эйлифа Петерссена. В дальнейшем художница более 10 лет прожила в Париже, в ее картинах сильнее проявляются черты импрессионизма. В конце XIX столетия она участвовала в феминистском движении. В последние годы Китти Хьелланн создавала живописные полотна малых форм.

«Автопортрет» «После заката», 1885


Родился Макс СЛЕФОГТ (8 октября 1868, Ландсхут — 20 сентября 1932, Лайнсвайлер) — немецкий художник-импрессионист, график, сценограф, иллюстратор.

В 1885—1889 учился в художественной академии Мюнхена у Вильгельма Дица. В 1889 приехал в Париж, занимался в академии Жюлиана. В 1896 году начал работать как карикатурист в журнале «Симплициссимус». В 1897 году состоялась его первая персональная выставка в Вене. В 1900 году Слефогт ещё раз побывал в Париже и был глубоко впечатлен там живописью Эдуара Мане. В 1901 г. присоединился к Берлинскому сецессиону.

Макс Слефогт занимает особое место в пейзажной живописи. Вместе с Ловисом Коринтом и Максом Либерманом Слефогта относят к последним представителям пленэрной живописи.

«Унтен ден Линден», 1913


Родился Ивар АРОСЕНИУС (8 октября 1878, Гётеборг — 2 января 1909, Эльвенген) — шведский художник и иллюстратор, один из известнейших представителей шведского символизма.

Родился в семье путевого инженера. Учился живописи в Гётеборге у Карла Вильгельмсона в 1897 году, затем был принят в Академию изящных искусств в Стокгольме. Разочаровавшись в академическом образовании, сначала посещал как вольнослушатель художественную школу при Союзе Художников. В 1904 году через Мюнхен приехал в Париж, где в 1905 году принял участие в Салоне Независимых. Его работы получили там положительные отзывы публики, что существенно подняло самооценку художника. В том же году художник возвращается в Швецию, в Стокгольме проходит его первая персональная выставка, на которой экспонируются 173 работы.

В 1907 году семья переехала в коттедж в Элвэнген в окрестностях Гётеборга. На картинах Аросениуса последних лет жизни постоянным сюжетом являются тёмные комнаты коттеджа с фигурами его жены и дочери. В то же самое время он разрабатывает мифологические и фольклорные сюжеты в своих акварелях. В 1908 году прошла большая выставка художника, сначала в Лунде, затем в Гётеборге. Художественный музей Гётеборга приобрёл несколько его произведений. Умер в возрасте тридцати лет от гемофилии (оба его брата также умерли от гемофилии).

Автопортрет, 1908, Художественный музей, Гётеборг «Девочка и свеча». Художественный музей, Гётеборг


Народився Олекса Васильович БУЛАВИЦЬКИЙ (8 жовтня 1916, Умань Київської губернії, нині Черкаської області — 28 липня 2001, Міннеаполіс, США) — український живописець-пейзажист імпресіоністичного спрямування.

Мистецьку освіту почав здобувати у приватній школі професора М. Ярового в Києві. Згодом навчався в Одеській художній школі (1935-1938), в Ленінградській академії мистецтв (1938-1939) та в Київському художньому інституті (1939-1941). На київський період навчання припадає початок його самостійної праці в мистецтві – виконує роботи декоратора театру та кіно та макетувальника на київській кінофабриці.

З початком війни Німеччини проти СРСР вирушає на фронт, але швидко потрапляє в оточення, а далі до німецького полону. Булавецькому вдається втекти з табору і дістатися Києва. Звідси почався для митця й шлях на Захід – спочатку до Львова, де в 1943 році відбулася персональна виставка його картин, далі в табір для переміщених осіб на території Німеччини. Навіть у таборових умовах художник заявив про свій непересічний талант і почав виставляти свої твори. Спочатку у збірних виставках українських художників, а згодом і індивідуально.

Від 1950 жив у США (Міннеаполіс), де викладав малюнок і працював оформлювачем. Основні жанри імпресіоністичного малярства Олекси Булавицького – пейзаж, натюрморт і портрет. Створив цикл пейзажів українських церков, хат, клунь ранніх переселенців з України до США й Канади, а також портрети І. Багряного, С. Петлюри, О. Палія-Неїла та ін. Його виставки відбувалися у Мюнхені, Парижі, Амстердамі, Торонто, Вінніпезі… Повернено на Україну до Музею культурної спадщини у Києві спочатку 40 живописних робіт, а згодом — графічні роботи.

«Автопортрет» «Бузок»


Родился Борис Яковлевич ПОРТНОЙ (8 октября 1937, с. Шаривка Хмельницкой обл. — ?) — житомирский живописец и график. Заслуженный художник Украины (2001).

Отец будущего художника был репрессирован, семья долгие годы находилась на поселении в Сибири, в Ачинске Красноярского края. К живописи Борис пришел не сразу. В годы голодной юности в Житомире малярничал, занимался рекламой в кинотеатрах, промграфикой, расписывал стены, потолки, был оформителем. Большую роль сыграли занятия в студии великолепного житомирского педагога и талантливого художника Владимира Кобылинского. После выставки молодых житомирских художников в 1964 году Портного критиковали «за импрессионизм» в газете «Радянська Житомирщина» (статья «Модерністські викрутаси»).

В 1973 году Борис Портной закончил художественно-графический факультет Одесского пединститута (педагог по специальности — П. Злочевский). В 1982 году прошла его первая персональная выставка в выставочном зале Союза художников Житомира. С 1983 года член Союз художников Украины. Его приглашают участвовать в международных пленэрах. В последующие годы работы художника успешно демонстрировались на выставках во многих странах — во Франции, Израиле, Польше…

Работал как живописец, график, монументалист. Портной писал широко, свободно и ювелирно, почти графически. В пейзажах Портного преобладает лирическая трактовка образа. Большое внимание художник уделял еврейской тематике.

«Автопортрет» «Тевье-молочник», 2001-2002


Родился Готфрид ХЕЛЬВАЙН (8 октября 1948, Вена) — австрийский и ирландский художник, фотограф и артист, один из популярнейших современных художников, прославился своими в пугающими и спорными гиперреалистичными картинами.

Получил образование в Венской академии изобразительных искусств, в 1885 переехал в Германию, с 1997 года живет в Ирландии, где получил гражданство. Его ранние работы – это зачастую гиперреалистические акварели, на которых можно увидеть раненных детей. Художника интересуют, в первую очередь, темы, связанные с социальными, политическими и историческими проблемами. Многие работы Готфрида Хельнвайна откровенно провокационные, среди его полотен нет, пожалуй, ни одного, на которое можно было бы взглянуть равнодушно.


В 1985 прошла персональная выставка Хельвайна в известном венском музее Альбертина. Художник был удостоен нескольких премий, неоднократно отказывался от кафедр в университетах. Для своей работы Готфрид использует различные техники и виды красок, сочетает компьютерные изображения с классической масляной живописью. Картины Готфрида Хельнвайна становятся желанными экспонатами на множестве выставок по всему миру – от Лос-Анжелоса до Пекина.

На выставке Готфрида Хельвайна