7 октября -Музей українського живопису

7 октября

Пауль БРИЛЬ (1556, Антверпен — 7 октября 1626, Рим) — южнонидерландский (фламандский) художник.

Пауль Бриль учился у художника Дамиана Оортельмана, в 1582 году переехал в Рим к своему брату Матеусу Брилю и продолжал обучение у него. Пауль Бриль писал пейзажи — фрески и маслом. В отличие от своих предшественников Бриль стремился к единству освещения на своих картинах и тем самым значительно развил искусство пейзажа под влиянием итальянских мастеров. Цветовая гамма его картин, в основном, осталась по-голландски холодной с преобладанием голубых и зелёных оттенков. Пауль Бриль писал картины на религиозные темы, пейзажи, в том числе морские, батальные сцены, аллегории, которые в настоящее время находятся в различных музеях Европы. Бриль также занимался гравюрой. Пауль Бриль оказал влияние на творчество многих художников Рима.

Автопортрет, ок. 1600 «Пейзаж с маяком»


Родилась Розальба КАРРЬЕРА (7 октября 1675, Кьоджа — 15 апреля 1757, Венеция) — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.

Дочь кружевницы. По предположению ряда исследователей, училась у своей матери и начинала как декоратор табакерок из слоновой кости. В возрасте 25 лет за свои работы была избрана в гильдию художников — Академию Св. Луки в Риме. В марте 1720 г. вместе с семьей переехала в Париж, где ее пастели имели огромный успех, став одним из импульсов для нарождающегося искусства рококо. Во французской столице получила заказ на 36 портретов членов королевской семьи. В том же году была избрана членом Французской Королевской Академии живописи. В следующем 1721 г. вернулась в Венецию, в свой дом на Большом Канале. В 1730 г. Каррьера 6 месяцев работала в Вене, при дворе императора Карла VI. Её ученицей в Вене была дочь Карла VI, будущая императрица Мария Терезия. К 1750-м годам художница потеряла зрение: две операции по удалению катаракты не помогли, и художница до конца дней осталась слепой.

Работы Каррьеры были необычайно популярны в Европе при монарших дворах и у знати: все ее портреты исполнены нежнейшего очарования, ее персонажи — красивы, улыбчивы и весьма приукрашены.

«Автопортрет с портретом сестры», 1715 «Портрет кардинала Полиньяка»


Родился Джованни Антонио КАНАЛЬ (КАНАЛЕТТО) (7 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов (мастеров повседневного городского пейзажа).

Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции. В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.

Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров. В 1746 году Каналетто едет в Лондон, где в течение девяти лет пишет виды местных дворцов и домов. В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств. Прозвище Каналетто, кроме Антонио Каналя, носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

«Площадь св.Марка в Венеции», 1723-1724. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид


Народився Григорій Кононович ДЯДЧЕНКО (7 жовтня 1869, Кирилівка Київської губ. (нині — с. Шевченкове Звенигородського р-ну Черкаської обл.) — 25 травня 1921, там само) — український художник-реаліст і педагог.

У 1884-1889 роках навчався в Київській рисувальній школі Миколи Мурашка, в 1889-1894 роках - у Петербурзькій академії мистецтв. Отримував стипендію як кращий учень, його роботи були відзначені кількома срібними медалями. У 1895 - 1919 роках Григорій Дядченко викладав живопис і малюнок в Київській рисувальній школі М. Мурашка і Київському художньому училищі. Жив і працював художник в одному з найромантичніших будинків Києва, відомому як «Замок Річарда», на Андріївському узвозі. На цьому будинку було встановлено меморіальну дошку Г.К. Дядченко.

Григорій Дядченко писав олією або аквареллю невеликі поетичні пейзажі, пронизані променями сонця («Дворик», «Зустріч променів», «Левада», серія «Село Кирилівка», «Річка Стугна», «Вечір над Дніпром», «Київ. Вид на Поділ», «Хмара над Дніпром»). Його портрети відрізняються тонким психологізмом - портрет Ф. Красицького (1884), «Головка дівчинки» (1892), портрети лірника Герасима (1885), скульптора Ф. Балавенського (1907) та ін. Виставляв свої роботи на київських виставках, співпрацював з 1907 року в журналі «Світ мистецтв».

«Автопортрет» «Портрет дівчинки»


7 октября 1879 года решением городского совета города Кракова был основан Национальный музей в Кракове (польск. Muzeum Narodowe w Krakowie).

Включает собрание польского изобразительного и декоративно-прикладного искусства 14‒20 вв., коллекции восточной и европейской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, нумизматическое собрание. Является одним из самых больших собраний современного польского искусства. В его филиале, Музее Чарторыйских, находится собрание восточного и европейского искусства, в т. ч. «Портрет дамы с горностаем» Леонардо да Винчи.

Сначала музей помещался в двух залах на втором этаже краковских суконных рядов на центральной площади Рынок. К музею присоединялись новые отделения в исторических зданиях, в частности, в домах покойных краковских художников. В 1934 году было начато строительство нового, современного здания музея. Первые помещения были переданы в пользование лишь в 1970 году, здание было полностью закончено в 1990 году.

Кроме главного здания, в структуру Национального музея включены: Галерея польского искусства XIX века в краковских Суконных рядах; Музей Эмерика Гуттен-Чапского; Музей Яна Матейко; Музей Станислава Выспянского; Музей Чарторыйских; Музей Кароля Шимановского в г. Закопане; Музей Юзефа Мехоффера; Дворец епископа Эразма Циолек.

Главное здание Национального музея Из собрания музея: Леонардо да Винчи
«Дама с горностаем», 1489-1490


Родился Эрих БЮТНЕР (7 октября 1889, Берлин — 7 сентября 1936, Фрайбург в Брайсгау) — немецкий художник экспрессионист, участник Берлинского сецессиона.

Эрих сначала обучался мастерству в области художественного стекла. С 1906 по 1911 годы он штудирует живопись, графику и книжное иллюстрирование под руководством художника-портретиста Эмиля Орлика в учебном заведении при Музее декоративно-прикладного искусства в Берлине. С 1908 года Бютнер входит в состав Берлинского сецессиона и принимает участие в групповых выставках этого объединения художников. Главный творческий период художник пришёлся на 1920-е годы.

«Райский сад»

Живописные и графические работы Бюттнера отмечены характерной для экспрессионизма динамикой цвета и формы. В 20-е годы Бюттнер создал целую портретную серию своих друзей и коллег художников Ловиса Коринта, Георга Гросса, Арно Хольца и Генриха Цилле, а также учёных, например, портрет Альберта Эйнштейна 1920 года.

Автопортрет «Берлинский двор»


Родился Жан-Поль РИОПЕЛЬ (7 октября 1923, Монреаль — 12 марта 2002, Иль-о-Грю, провинция Квебек, Канада) — канадский художник и скульптор.

Ж.-П.Риопель изучал живопись в Академии искусств Монреаля. В конце 40-х годов XX столетия он едет в Париж, где знакомится с ведущими художниками, представлявшими направления живописи сюрреализм, автоматизм, ташизм, искусство информель и оказавшими сильное влияние на творчество Риопеля. В 1945 году он вступает в художественную группу «Автоматисты». В 1956 году Риопель знакомится с американской художницей Джоан Митчелл, бывшей его гражданской женой до 1979 года.

Художественные направления, в которых работал художник, — сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. Ж.-П.Риопель является одним из крупнейших представителей «живописи действия». Скульптурные композиции работы Риопеля украшают Международный аэропорт Торонто, Международный дистрикт Монреаля, Оперу Бастилия в Париже. В 2003 году в Монреале установили памятник Жан-Полю Риопелю на площади его имени.

«Оранжевый триптих»


7 октября 1927 года распахнуло свои двери для посетителей новое здание Детройтского института искусств (англ. Detroit Institute of Arts; сокр. DIA) — городского художественного музея Детройта. Здание выполнено в стиле бозар (с преобладанием черт неоренессанса), с фасадом из белого мрамора.

Главное здание музея

Музейный комплекс, расположенный по соседству с Университетом Уэйна, занимает 658 000 квадратных футов (61 100 м²), что делает его шестым по величине художественным музеем в США. Это одна из главных достопримечательностей исторического центра Детройта, внесённая в Национальный реестр исторических мест США.

В музее хранятся более 65 тысяч произведений искусства, охватывающих всю историю искусства, от древнеегипетского до современного. В 2013 году музей принял 594 267 посетителей (102-е место в мире).

Из собрания музея: Питер Брейгель Старший. «Свадебный танец», 1566

У истоков музея стоял Джеймс Скрипс (1835—1906), основатель газеты The Detroit News. Вернувшись из тура по Европе в 1881 году, Скрипс убедил многих состоятельных детройтцев пожертвовать в пользу города картины, украшавшие их особняки. Для размещения экспозиции к 1888 году был выстроен Детройтский музей искусств (Detroit Museum of Arts), стилизованный под французское средневековье. В 1919 году музей изменил своё название на нынешнее.

Основными благотворителями музея на протяжении всей его истории были детройтские автомагнаты Доджи и Форды, в частности Эдсель Форд. Племянник его жены, Роберт Хадсон Тэннэхилл, завещал музею первоклассное собрание искусства новейшего времени. В 1932 году Форд заказал Ривере украсить здание музея пятью крупноформатными фресками на тему «Человек и машина». В 1966 и 1971 годах к историческому зданию пристроены южное и северное крылья

Из собрания музея: Ван Эйк. «Св. Иероним»


В ночь на 7 октября 2007 года неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа — музей д'Орсе и изуродовали картину Клода Моне «Мост в Аржантее» 1874 года. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами. Ими оказались четыре молодых человека и одна девушка в возрасте 18-19 лет, проживавшие в парижских пригородах Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине.

Повреждение на картине

С декабря 1871 по 1878 год Клод Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ.

Клод Моне. «Мост в Аржантее», 1874, 60.3×80 см • Масло, холст


7 октября 2012 года в лондонской галерее современного искусства «Тейт Модерн» была повреждена картина экспрессиониста Марка Ротко «Черное на коричневом», которую эксперты оценивают в 80-100 миллионов долларов.

Российский художник Владимир Уманец (в некоторых источниках его называют поляком – Влодзимежем), работавший в Британии уборщиком, совершил акт вандализма – маркером с черными чернилами написал: "Владимир Уманец'12. Потенциальное произведение желтизны". Никто из посетителей не успел ему помешать; работников музея поблизости не было. Таким образом российский художник хотел привлечь внимание к движению "йелоуизм" ("желтизна"), основателем которого он является. Первоначально вандал хотел испортить одну из картин Пикассо, но попав в зал Ротко – передумал. После ареста Владимир Уманец заявил, что стоимость картины с его подписью через несколько лет будет заметно дороже, нежели без нее, и посоветовал не реставрировать произведение. За свое преступление В.Уманец был приговорен к двум годам тюрьмы, а отреставрированная картина Ротко вернулась в Галерею Тейт.

Владимир Уманец родился в городе Костомукша в Карелии. Впоследствии семья Уманцев переехала в Белоруссию, и лишь позднее Владимир оказался в Польше, где учился в Академии изящных искусств. В Англии он не имел постоянного места жительства и постоянной работы.

Художник Марк Ротко (Маркус Роткович) родился 25 сентября 1903 года в российском городе Двинске – нынешнем Даугавпилсе (Латвия). В 1913 году его семья эмигрировала в Портленд. Его самые знаменитые полотна – это абстрактные картины, которые состоят из полос, представляющих несколько цветовых зон. Испорченная картина Ротко относилась к картинам «сиграмовского цикла». Цикл состоит из 15 полотен, которые художник выполнил в 1950-х годах для здания компании Seagram's на Манхэттене, однако позже разорвал контракт с компанией и выставил картины в нескольких галереях мира. Три картины из цикла находятся в галерее Tate Modern в Лондоне.

«Автограф» В.Уманца Марк Ротко. «Черное на коричневом»
(«Черное на темно-красном»), 1958