7 апреля -Музей українського живопису

7 апреля

Умер Эль ГРЕКО (исп. El Greco буквально «Грек», настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос; 1541, остров Крит — 7 апреля 1614, Толедо, Испания) — великий испанский художник.

По происхождению — грек, уроженец острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского изобразительного искусства.

«Троица», 1579. Музей Прадо, Мадрид

Известно, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело.

В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Через некоторое время художник переехал в Толедо — древнюю столицу Испании, центр испанского просвещения и искусств того времени, где и оставался до конца своей жизни. Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Тогда же художник обращает свой взор на портретное искусство, благо заказов на портреты в то время было много.

«Погребение графа Оргаса», 1586. Церковь Св. Фомы, Толедо

Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи. Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.

«Апостолы Пётр и Павел», 1592. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии. Наряду с Веласкесом, Эль Греко является одним из основных представителей испанского барокко.

«Портрет старика»
(предположительно автопортрет)
«Вид Толедо», 1604—1614. Музей Метрополитэн, Нью-Йорк


Родился Герард ДОУ (7 апреля 1613, Лейден – 9 февраля 1675, там же) – нидерландский художник, автор портретов и жанровых картин.

Принадлежит к кругу «малых голландцев», чаще всего его герои – дети и старики. В 1628–1631 учился у Рембрандта. В его собственной мастерской учились Метсю, Питер Корнелиус Слингеланд, Якоб Торенвлит. При жизни добился известности, был приглашен ко двору Карла II. Работы художника хранятся в ведущих музеях мира.

«Автопортрет» (фрагмент) «Старуха со свечой». 1661


7 апреля 1826 года в Мюнхене было заложено здание Пинакотеки (греч., картинная галерея), одного из наиболее известных музеев мира.

Проект музейного здания создал архитектор Лео фон Кленце, строительство началось по приказу только что взошедшего на престол короля Людвига I Баварского.

В отличие от большинства известных художественных музеев здесь не представлены ни графика, ни скульптура, ни прикладное искусство – только живопись. После строительства в середине XIX века «Новой пинакотеки» получила название «Старой пинакотеки». Здание было полностью разрушено в годы Второй мировой войны, восстановлено в 1950-е.

Собрание Старой пинакотеки состоит из более 9000 картин 1400 европейских художников XIV–XVIII веков. Гордостью музея являются залы старых немецких мастеров.

Старая пинакотека Из собрания музея: Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой». 1478


Родился Арденго СОФФИЧИ (7 апреля 1879, Риньяно-сулл'Арно, Тоскана – 19 августа 1964, Форте-дей-Марми, Тоскана) – итальянский художник и художественный критик. Один из основателей футуризма.

Учился в Академии изящных искусств во Флоренции, затем изучал живопись в Париже. Там пробует себя как художественный критик и иллюстратор, знакомится с Пикассо, Браком, Северини, Аполлинером. Вернувшись во Флоренцию приверженцем кубизма, Соффичи выступает в итальянских изданиях против футуристической живописи. Особенно жесткой критике он подвергает в 1911 году миланскую группу футуристов во главе с Маринетти. Очная встреча сторонников разных течений закончилась дракой, но в конце концов Соффичи переходит в лагерь футуристов. Ортодоксальный футуризм Маринетти постепенно отталкивает Соффичи, и художник возвращается к фигуративной живописи. Начиная с 1920-х годов, Соффичи поддерживал фашистское движение в Италии.

«Натюрморт с красным яйцом»


Народився Олександр Костянтинович БОГОМАЗОВ (7 квітня 1880, Ямпіль Харківської губернії, нині смт Сумської області — 3 червня 1930, Київ) — український графік, живописець, педагог, теоретик українського авангарду. Олександра Богомазова називали «українським Пікассо».

Народився в сім'ї бухгалтера. Рано залишився без матері, яка покинула чоловіка й одружилася вдруге. Навчався в гімназії, потім, за наполяганням батька — у Херсонському земському сільськогосподарському училищі. Заохочуваний рідним дядьком, ходив із ним на етюди. Готувався поступати до Петербурзької академії мистецтв, але наважився 1902 року записатися до Київського художнього училища. Навчався в Олександра Мурашка та Івана Селезньова.

Восени 1905 року за участь у студентських заворушеннях Богомазова виключили з училища. Він поступає до безкоштовної художньої студії відомого київського живописця Сергія Світославського, який прийшов на допомогу відрахованим студентам. На початку 1907 Богомазов переїжджає до Москви, більш вільної в творчих пошуках на відміну від академічного Петербурга. Олександр вчиться в приватних студіях Юона і Рерберга, бере участь у весняній виставці «Незалежних», відкриває для себе імпресіонізм. Він захоплюється синім кольором, малює синє-блакитні пуантилістичні портрети та пейзажі.

«Жіночий портрет»

Восени 1908 року Олександр відновлюється в Київському художньому училищі і незабаром бере участь у виставці імпресіоністського й пост імпресіоністського живопису київської групи «Ланка».

У 1913 році Олександр одружився із київською художницею Вандою Монастирською, яка стала музою життя і творчості митця. Саме їй присвятив він свій, написаний у Боярці, новаторський трактат «Живопис та елементи» (1913–1914), у якому розглянув взаємодію Об'єкта, Митця, Картини та Глядача, а також теоретично обґрунтував пошуки художнього авангарду. Роботи художника стають все більш динамічними, повними руху – співзвучними ХХ століттю. У 1914 разом з художницею-авангардисткою Олександрою Екстер організував у Києві мистецьке об'єднання «Кільце», став одним з організаторів однойменної виставки, головним відкриттям якої були, на думку рецензентів, роботи самого Богомазова.

Художник наважується докорінно змінити своє життя та іде працювати шкільним вчителем у маленьке містечко на Кавказі – Герюси. Там він прожив два важких роки – з 1915 до початку 1917. Його кавказькі пейзажі все більш наближаються до абстракції.

«Спогади про Кавказ», 1916

У буремні революційні роки Богомазов в гущі творчого життя: виступає з програмними доповідями про розвиток мистецтва й художньої освіти в Україні, він один з засновників різних художніх організацій. У 1919 — співробітник Всеукраїнського відділу мистецтва Народного комісаріату освіти УРСР, керував оформленням революційних свят у Києві. У роки громадянської війни художник захворів на туберкульоз. Але Богомазов продовжує працювати: викладає в Київському інституті пластичних мистецтв (з 1924 р. — Київський художній інститут), його обирають професором станкового живопису. Але сили художника стрімко тануть...

Олександр Богомазов був чільним представником українського й світового авангарду. Пройшов у своїй творчості декілька періодів. Найвідоміші — кубофутуризм (1913–1917) та спектралізм (1920–1930).

Практично одразу після смерті ім'я та творчий доробок О. Богомазова було викреслено з історії радянської епохи. Лише у середині 1960-х під час «відлиги» його ім'я та творчість були перевідкриті групою молодих київських мистецтвознавців (Дмитро Горбачов, Леонід Череватенко та інші). Після довгого забуття перша виставка Богомазова відбулась 1966 року в Києві у Республіканському Будинку письменників. …І знову настало мовчання на кілька десятиріч.

«Автопортрет». 1911 «Монтер». 1915


Родился Джино СЕВЕРИНИ (7 апреля 1883, Кортона – 26 февраля 1966, Париж) – итальянский живописец, график и скульптор, один из основоположников футуризма.

В юности учился живописи в Риме в вечерних классах. Под влиянием Джакомо Балла начал использовать дивизионистическую технику. С 1906 жил в Париже, поддерживал контакты с А. Модильяни, Х. Грисом, Ж. Браком и П. Пикассо. В творчестве Северини в эти годы наметился переход к футуризму.

Его резкие, динамичные работы посвящены ночной жизни большого города. В 1910 году Д. Северини подписался под «Техническим Манифестом футуристической живописи», принимал активное участие в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже в 1912 году. Год спустя в Лондоне состоялась первая персональная выставка художника.

После увлечения синтетическим кубизмом в 1912–1916 годах Северини постепенно возвращается к реалистической живописи, отказывается от «мозаичного дробления» объектов окружающего мира, сдвигов и смещений фрагментов пространства на своих полотнах. Художник много занимается фресковой живописью, расписывает общественные здания и церкви. В годы войны Северини жил в Италии, где провел несколько персональных выставок.

Последний период жизни художника прошел в Париже, куда Джино вернулся в 1946. Вернулся он и к своему раннему творчеству, переписывая свои известные работы в духе модного абстрактного искусства.

«Автопортрет». 1908 «Танец Пан-Пан в Монико». 1911


Родился Сергей Иванович БАКАЕВ (7 апреля 1922, Семипалатинск – 26 ноября 2010, Ялта) – крымский живописец, график. Заслуженный художник АР Крым.

Еще в детстве семья будущего художника переехала в Ялту. Бакаев окончил Крымское художественное училище им. Н.Самокиша (педагоги: В. Бернадский, Т. Кузнецова, М. Крошицкий). С 1954 года – участник всесоюзных, областных, городских и международных выставок. Жил и работал в Ялте. Пейзажист, портретист, мастер натюрморта и тематической картины.

«Персик созрел». 1976


Родился Вольфганг МАТТОЙЕР (7 апреля 1927, Райхенбах-им-Фогтланд — 7 апреля 2004, Лейпциг) — немецкий художник, скульптор и график, один из крупнейших художников ГДР.

Вольфганг Маттойер получил художественное образование как литограф. В 1941—1945 годах служил в немецкой армии, попал в советский плен, из которого ему удалось бежать. После войны посещал в лейпцигскую Школу прикладного искусства, а в 1947—1951 годах учился там же в Высшей школе графики и книжного искусства. После окончания образования работал графиком в иллюстрированных изданиях в Берлине, а затем ассистентом в лейпцигской Школе. В 1956 году он стал там доцентом, в 1965 году — профессором. В 1958 году вступил в СЕПГ, вышел из партии в 1987 году. В 70-е годы XX столетия был отмечен многочисленными наградами ГДР за достижения в области искусства, член Академии художеств ГДР. После объединения Германии жил и работал в Лейпциге.

«Шаг столетия», Лейпциг

Уже ранние полотна Маттойера указывали на его склонность к стилю, близкому наивному реализму, на который со временем всё более сильное влияние оказывает сюрреализм. Освежающая оригинальность картин, созданных мастером, с течением времени не утратила своего значения. С 1970 года Маттойер также активно занимался скульптурой. С 1990 года он многократно участвовал в различных международных художественных выставках. В 1993 г. награждён президентом ФРГ Рихардом фон Вайцзеккером «Крестом за Заслуги» 1-го класса.

«Колосс II»