6 декабря -Музей українського живопису

6 декабря

Умер Джорджо СКЬЯВОНЕ (1433/1436, Скрадин, вблизи Шибеника, Далмация, Венецианская республика — 6 декабря 1504, Шибеник, Далмация) — итальянский художник эпохи Возрождения хорватского происхождения.

Настоящее имя - Юрай Чулинович. «Schiavone» — прозвище, «славянин», или точнее выходец из славянской Далмации, с адриатического побережья Балканского полуострова. Начал учиться живописи на родине, в Далмации, затем переехал в Венецию. Работал подмастерьем и проходил обучение в Падуе у живописца Франческо Скварчоне. Скьявоне впоследствии вернулся в Далмацию, проживал в Задаре в 1461-1462 годах и Шибенике с 1463 года. В этом же году он женился на Елене, дочери скульптора Джорджио ди Маттео.

Творчество Скьявоне характеризуется подчёркнутой театральностью жеста и утрированностью мимики, часто переходящей в уродливую гримасу, использованием декоративных элементов, известных из искусства Древнего Рима (гирлянды с фруктами и цветами, натюрморт на переднем плане...). Подписано пять его работ, еще ряд картин приписывают его кисти.

«Мадонна с младенцем». Картинная галерея, Берлин «Святой Бернардин Сиенский». Музей Poldo Pezzoli


Родился Никола́ Луи КАБА (фр. Nicolas-Louis Cabat; 6 декабря 1812, Париж — 13 марта 1893, Париж) — французский художник-пейзажист.

Художественное образование Каба́ получил под руководством Камиля Флера и вначале изображал окружавшие его родные виды, причём стремился верно передать не только частности, но и общее настроение природы. Рисунок его отличался уверенностью, а колорит, особенно в изображении воздуха и свежей зелени лесов, глубиной и сочностью; зато движение в его картинах часто бывало вымучено. Отправившись в конце 1830-х гг. в Италию, Каба перешёл к изображению идеальных сцен, часто рисуя при этом на библейские сюжеты. Идеалистическое направление не всегда давалось Каба и он, наконец, в 1860 г. вернулся к своим первоначальным темам. В 1879—1884 годах возглавлял Французскую академию в Риме.

Каба, вместе со своими соратниками Жюлем Дюпре и Констаном Труайоном, принадлежал к основателям во Франции так называемого «интимного пейзажа».

«Пейзаж»


Народився Жан Фредерік БАЗИЛЬ, відоміший як Фредерік Базиль (6 грудня 1841, Монпельє — 28 листопада 1870, Бон-ла-Роланд) — французький художник, один із засновників імпресіонізму у живопису.

Народився в буржуазній протестантській сім'ї. Захопився живописом під впливом картин Ежена Делакруа. У 1859 році почав вивчати медицину. У 1862 році переїхав до Парижа, щоб продовжити навчання. У столиці познайомився з Ренуаром і всерйоз почав займатися образотворчим мистецтвом.

Всупереч бажанню батьків, Базиль вступив в художню студію Шарля Глейра, де познайомився з Клодом Моне і Альфредом Сіслеєм. Молоді люди організували групу однодумців. Їх кумирами були Гюстав Курбе і Едуар Мане. За прикладом художників барбізонської школи, Базиль і його друзі пробували свої сили у пленері. Його улюблена тема — людина і природа.

«Пейзаж на березі Лез», 1870

Картини художника насичені сонцем, світлими і яскравим фарбами, що додають особливу натхненність образам. Починаючи з 1886 року, художник брав кілька разів участь в офіційних Салонах. Востаннє він брав участь у виставці 1870 року, і цього ж року пішов добровольцем на франко-прусську війну. Художник був убитий 28 листопада 1870 року в бою під Бон-ла-Роланд.

За спогадами друзів Базиль був талановитим, про що можна судити з його нечисленних робіт. Хоча Жан Фредерік Базиль не дожив до першої виставки імпресіоністів, він був тісно з ними пов'язаний, так як його картини новаторські за своєю специфікою, передають враження художника від повсякденного життя.

«Автопортрет» «Рожева сукня (Вид Кастельно-лє-Лез Еро)», 1864


Родился Николай Корнилиевич БОДАРЕВСКИЙ (6 декабря 1850, Одесса — 1921, Одесса) — живописец, академик Императорской Академии художеств (1908), член Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился в дворянской семье. Закончил рисовальную школу Одесского товарищества поощрения изящных искусств. С 1869 по 1873 год учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи П. М. Шамшина, Т. А. Неффа, В. П. Верещагина. Во время учебы получил четыре серебряные медали: две малые и две большие медали Академии «За успех в рисовании», в 1873 две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом». С 1880 года по 1918 год экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. С 1884 года член Товарищества. Сестра — Бодаревская, Екатерина Корнелиевна — тоже была художницей.

В молодости Бодаревский подавал большие надежды как живописец и был отмечен Крамским, избран членом Товарищества передвижников. Но, по мнению коллег, художник направил своё мастерство на заработок. Его портреты нравились обществу, главным образом дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, угождая вкусам заказчиков. Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды: «Строил Бодаревский из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность. Затеи нелепые: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость».

По живописным эскизам художника созданы 16 мозаик для Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). К 1901 году Николай Бодаревский написал четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для украшения Большого концертного зала Большого зала Московской консерватории.

«Солнечная ванна»


Народився Данило Деметерович КОШТУ́РА (6 грудня 1942, с. Кайданове, нині Мукачівського р-ну Закарпатської обл.) – львівський живописець, художник монументаль¬¬но-декоративного мистецтва, графік. Заслужений художник України (2016).

Закінчив Львівський інститут прикладного та декоративного мистецтва (1969; викладачі - Л. Медвідь, І. Скобало, А. Соболєв). Відтоді працював на Львівському художньо-виробничому комбінаті. Від 2001 – на творчій роботі. Основні напрямки творчості – станковий живопис (карпатські краєвиди, міські пейзажі, натюрморти, портрети) і графіка (кольорові монотипії), монументально-декоративне мистецтво (мозаїки) у реалістичному стилі. Учасник обласних, всеукраїнських та міжнародних художніх вистବвок від 1976.

Вибрані твори: «Квітуча Рахівщина», «Кольська затока», «Життя прожите» (усі – 1972), «Верховина» (1979), «Розп’яття» (1988), «Село в Карпатах» (1991), «Соняш¬¬н謬ки» (1993), «Зимовий настрій», «Ваза із соняшниками» (обидва – 2001), «Мам謬не дитинство» (2002); серії – «Карпат¬ські краєвиди» (1980–2003), «Львів – місто Лева» (1985–2003), «Натюр¬¬мор¬-ти» (1990–2002), «Легенди Карпат¬¬сь¬¬кого краю» (2007–13), «Портрети» (2012–13).

«Мамине дитинство», 2002