Родился Франциск (Францишек) СМУГЛЕВИЧ (6 октября 1745, Варшава — 18 сентября 1807, Вильно) — польский художник, основоположник литовской национальной школы живописи.
Первыми учителями Франциска были отец, художник Лукаш Смуглевич, и родственник Шимон Чехович. В 1763—1764 годах Смуглевич учился в Риме у Антонио Марона, с 1765 года как стипендиат короля Станислава Августа в римской Академии святого Луки. В 1784 году вернулся в Варшаву. В 1785 году и, после перерыва, с 1797 года жил и работал в Вильно (сейчас – Вильнюс), в 1786—1797 годах в Варшаве, где основал частную школу живописи. Основал кафедру живописи и рисунка в Главной виленской школе, в 1803 году преобразованной в императорский Виленский университет, и заведовал ею; профессор (1797).
Франциск Смуглевич – автор картин, преимущественно, на темы древней истории и Библии; писал также портреты и бытовые сцены. Создавал картины для костёлов, автор цикла акварелей с видами архитектурных памятников Вильно. В 1802 году вместе с братом Антонием декорировал зал заседаний в Главной виленской школе, ныне Зал Смуглявичюса Вильнюсского университета (читальный зал редкой книги библиотеки Вильнюсского университета). Живопись Смуглевича по своему характеру классицистическая, с элементами барокко.
Творчество Ф. Смуглевича оказало большое влияние на развитие литовского изобразительного искусства.
![]() |
![]() |
Юзеф Пешка. «Портрет Франциска Смуглевича» | «Литовские крестьяне», Вильнюсская картинная галерея Художественного музея Литвы |
Умер Пимен Никитич ОРЛОВ (1812, Воронежская губерния — 6 октября 1865, Рим, Папская область) — русский художник.
Родился на хуторе в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. В подростковом возрасте Пимен уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Желая совершенствоваться в мастерстве, Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков. Местный предводитель дворянства Гладкий отправил его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году в портретный класс К. П. Брюллова. В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени и званием свободного художника.
В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненными в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки.
![]() |
«Октябрьский праздник в Риме», 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи. На Родину художник так и не вернулся.
Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.
![]() |
![]() |
«Автопортрет», 1851 | «Княгиня Лина Гагарина, ур. Гурьева», 1847 |
Народився Леонард МАРКОНІ (6 жовтня 1835, Варшава — 1 квітня 1899, Львів) — львівський скульптор, педагог італійського походження. Майстер архітектурної пластики доби історизму.
Походив із династії архітекторів, скульпторів і живописців вихідців із Мантуї. Перші уроки скульптури отримав у майстерні батька – скульптора Ферранте Марконі. Потім навчався у Варшавській школі мистецтв (1856—1857) у Константина Хейдля і у Римській академії св. Луки (1859—1861) у Адамо Тадоліні. Навчаючись у Римі, здобув відзнаку найкращого учня, а також золоту і дві срібні медалі академії. Деякий час працював разом із батьком. Потім 12 років у майстерні спільно зі шваґром Анджеєм Прушинським (чоловіком сестри Аделаїди). Варшавська спадщина Марконі майже цілком загинула у Другій світовій війні.
1873 року призначений на посаду професора на кафедру рисунку і моделювання у Львівській політехніці. У 1880—1890 роки Марконі займається скульптурним оздобленням львівських кам'яниць. Мав особливу пристрасть до архітектури. Креслить цілі фасади і бере участь майже в усіх архітектурних конкурсах у Львові та інших містах Польщі. Під кінець львівського періоду творчості у стилістиці схиляється до необароко.
Ательє Леонарда Марконі у Львівській Політехніці стало чимось на зразок артистичної школи. У різний час на роботах були задіяні пізніше відомі діячі образотворчого мистецтва. Такими зокрема були: Міхал Адам Созанський, Гаврило Красуцький, Петро Війтович, Петро Гарасимович, І. Вдовіцький.
![]() |
![]() |
Леонард Марконі. Пам'ятник Александра Фредра у Вроцлаві (перенесений зі Львова) | Леонард Марконі. Фасад Галицього Сейму у Львові |
Народився Сергій Іванович СВІТОСЛАВСЬКИЙ (6 жовтня 1857, Київ — 19 вересня 1931, Київ) — видатний український живописець-пейзажист, майстер колориту. Член Товариства передвижників у 1891-1900 рр.
Народився в дворянській сім'ї. У 1870 році вступив до Московської школу живопису, скульптури та архітектури, де навчався до 1882 року у Олексія Саврасова, Василя Перова, Євграфа Сорокіна, Іларіона Прянишникова, Василя Полєнова. Почав виставлятися з 1884 року на виставках товариства пересувних художніх виставок (найбільш вдалі картини: «До весни», «Заїжджий двір», «Дворянське гніздо», «Москва - Василь Блаженний»). У подальшій творчості велика частина робіт присвячена природі України, видам Дніпра, Києва. Створював пейзажі з жанровими і анімалістичними сценами. У 1900 році за картину «Дворик» був нагороджений бронзовою медаллю Всесвітньої виставки в Парижі.
![]() |
«Дворик», 1884 |
![]() |
![]() |
«Весняний день. Пасіка», 1899 |
Народився Іван Мартинович БУРЯЧО́К (6 жовтня 1877, с. Лозувата, тепер Липовецького р-ну Вінницької обл. — 24 жовтня 1936, Київ) — український театральний художник і графік.
Справжнє прізвище – Боряк. У 1899 закінчив Київську рисувальну школу Миколи Мурашка, потім — Краківську академію красних мистецтв. Брав участь у художніх виставках з 1905 року. 1906 разом із Ф. Красицьким, О. Сластіоном, В. Різниченком заснував журнал «Шершень», де опублікував карикатури «Від молдаванина до фіна...», «Вільна Америка», «Під сучасним режимом». У 1908 -1918 працював у театрі М. Садовського в Києві, де виконав оформлення до вистав "Наталка Полтавка" І. Котляревського (1912), "Утоплена" М. Лисенка (1913), "Камінний господар" Лесі Українки (1914) та ін. Разом з В. Кричевським вважається засновником професійного українського театрально-декораційного мистецтва.
Іван Бурячок — автор ряду живописних робіт, книжкових ілюстрацій ("Казки" Л. Глібова, 1910; "Арабські казки", 1911, та ін.) і карикатур у журналах "Шершень" (1906) та "Хрін" (1908), в газеті "Радянське село" (1924- 25).
![]() |
![]() |
«Настає вечір», 1910-і |
Родился Шарль-Эдуар ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, художник и дизайнер.
Ле Корбюзье — настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере-Гри — родился в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. С 13 лет учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Шо-де-Фоне. В неполных 18 лет начал работать как архитектор. В 1917 он переселился в Париж, где познакомился с современной живописью, с художниками — Амеде Озанфаном, Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, Фернаном Леже. Под влиянием этих знакомств Корбюзье и сам начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией.
Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу публициста. Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.
![]() |
Проект 1931 года |
Как художник Корбюзье собственноручно выполнил настенные росписи в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (1938—1939); роспись в здании мануфактуры Дюваль, конец 40-х гг.; роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 кв. м, 1948); росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США, 1950); рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951; в Резе-ле-Нант, 1955, и другие). Автор крупномасштабных эмалей и эскизов для декоративных ковров большого размера.
![]() |
![]() |
Ле Корбюзье. «Отелло», акварель |
Родилась Мерет ОППЕНГЕЙМ (6 октября 1913, Берлин — 15 ноября 1985, Базель) — немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке.
В 1932 в возрасте 18 лет Мерет Оппенгейм приехала в Париж, где познакомилась и близко сошлась с Джакометти, Жаном Арпом, Маном Рэем, которые проявили интерес к её работам и пригласили участвовать вместе с сюрреалистами в выставке Салона Независимых. Обладая обаятельной и нестандартной внешностью, Мерет Оппенгейм имела среди сюрреалистов большой успех, и стала их «музой». В том же 1933 году она вступила в состав группы парижских сюрреалистов, где близко сошлась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном и Максом Эрнстом. Неоднократно позировала в качестве модели для знаменитой серии фотографий ню Мана Рэя.
Её «Меховой чайный прибор» (1936 год), показанный на выставках в Париже и Нью-Йорке, произвёл сенсацию. Мерет Оппенгейм, которой в этом момент исполнилось 23 года, стала знаменитой. «Меховой чайный прибор» стал признанной классикой жанра и эталоном для нескольких поколений сюрреалистов, работавших в жанре «предмета».
![]() |
Мерет Оппенгейм. «Чайный меховой прибор», 1936. |
![]() |
![]() |
Мерет Оппенгейм. «Моя няня» |
Родился Павел Васильевич ШУМОВ (6 октября 1964, г. Ялта, АР Крым, Украина) — украинский живописец. Портретист, пейзажист, мастер натюрморта.
В 1978 г. окончил Ялтинскую художественную школу им. Ф. А. Васильева. В 1982 г. окончил среднюю художественную школу им. Б. П. Иогансона при Академии художеств в Санкт-Петербурге (педагог – А. Кузнецов). С 2002 г. – член НСХУ. Участник городских, областных, республиканских и международных выставок (Россия, Германия, Литва, Кипр, Польша, Англия, Бельгия). Живет и работает в Ялте. Персональные выставки прошли на Кипре, в Бельгии, Германии, Литве, Севастополе, Ялте, Симферополе. Работы находятся в Ливадийском дворце, Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого, Чугуевском музее И. Е. Репина, во Львовской картинной галерее, в частных коллекциях в Украине, России, Польше, Германии, Англии, Бельгии, США и Китае.
![]() |
![]() |
«Балаклава» |