6 октября -Музей українського живопису

6 октября

Родился Франциск (Францишек) СМУГЛЕВИЧ (6 октября 1745, Варшава — 18 сентября 1807, Вильно) — польский художник, основоположник литовской национальной школы живописи.

Первыми учителями Франциска были отец, художник Лукаш Смуглевич, и родственник Шимон Чехович. В 1763—1764 годах Смуглевич учился в Риме у Антонио Марона, с 1765 года как стипендиат короля Станислава Августа в римской Академии святого Луки. В 1784 году вернулся в Варшаву. В 1785 году и, после перерыва, с 1797 года жил и работал в Вильно (сейчас – Вильнюс), в 1786—1797 годах в Варшаве, где основал частную школу живописи. Основал кафедру живописи и рисунка в Главной виленской школе, в 1803 году преобразованной в императорский Виленский университет, и заведовал ею; профессор (1797).

Франциск Смуглевич – автор картин, преимущественно, на темы древней истории и Библии; писал также портреты и бытовые сцены. Создавал картины для костёлов, автор цикла акварелей с видами архитектурных памятников Вильно. В 1802 году вместе с братом Антонием декорировал зал заседаний в Главной виленской школе, ныне Зал Смуглявичюса Вильнюсского университета (читальный зал редкой книги библиотеки Вильнюсского университета). Живопись Смуглевича по своему характеру классицистическая, с элементами барокко.

Творчество Ф. Смуглевича оказало большое влияние на развитие литовского изобразительного искусства.

Юзеф Пешка. «Портрет Франциска Смуглевича» «Литовские крестьяне»,
Вильнюсская картинная галерея Художественного музея Литвы


Умер Пимен Никитич ОРЛОВ (1812, Воронежская губерния — 6 октября 1865, Рим, Папская область) — русский художник.

Родился на хуторе в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. В подростковом возрасте Пимен уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Желая совершенствоваться в мастерстве, Орлов сменил несколько учителей, пока не стал получать собственных заказов на иконы в церквах и на портреты от окрестных помещиков. Местный предводитель дворянства Гладкий отправил его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году в портретный класс К. П. Брюллова. В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени и званием свободного художника.

В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. Пимен Никитич поселяется в Риме, где достаточно быстро завоевывает известность своими картинами, выполненными в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки.

«Октябрьский праздник в Риме», 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва


Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода. Часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи. На Родину художник так и не вернулся.

Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.

«Автопортрет», 1851 «Княгиня Лина Гагарина, ур. Гурьева», 1847


Народився Леонард МАРКОНІ (6 жовтня 1835, Варшава — 1 квітня 1899, Львів) — львівський скульптор, педагог італійського походження. Майстер архітектурної пластики доби історизму.

Походив із династії архітекторів, скульпторів і живописців вихідців із Мантуї. Перші уроки скульптури отримав у майстерні батька – скульптора Ферранте Марконі. Потім навчався у Варшавській школі мистецтв (1856—1857) у Константина Хейдля і у Римській академії св. Луки (1859—1861) у Адамо Тадоліні. Навчаючись у Римі, здобув відзнаку найкращого учня, а також золоту і дві срібні медалі академії. Деякий час працював разом із батьком. Потім 12 років у майстерні спільно зі шваґром Анджеєм Прушинським (чоловіком сестри Аделаїди). Варшавська спадщина Марконі майже цілком загинула у Другій світовій війні.

1873 року призначений на посаду професора на кафедру рисунку і моделювання у Львівській політехніці. У 1880—1890 роки Марконі займається скульптурним оздобленням львівських кам'яниць. Мав особливу пристрасть до архітектури. Креслить цілі фасади і бере участь майже в усіх архітектурних конкурсах у Львові та інших містах Польщі. Під кінець львівського періоду творчості у стилістиці схиляється до необароко.

Ательє Леонарда Марконі у Львівській Політехніці стало чимось на зразок артистичної школи. У різний час на роботах були задіяні пізніше відомі діячі образотворчого мистецтва. Такими зокрема були: Міхал Адам Созанський, Гаврило Красуцький, Петро Війтович, Петро Гарасимович, І. Вдовіцький.

Леонард Марконі. Пам'ятник Александра Фредра у Вроцлаві (перенесений зі Львова) Леонард Марконі. Фасад Галицього Сейму у Львові


Народився Сергій Іванович СВІТОСЛАВСЬКИЙ (6 жовтня 1857, Київ — 19 вересня 1931, Київ) — видатний український живописець-пейзажист, майстер колориту. Член Товариства передвижників у 1891-1900 рр.

Народився в дворянській сім'ї. У 1870 році вступив до Московської школу живопису, скульптури та архітектури, де навчався до 1882 року у Олексія Саврасова, Василя Перова, Євграфа Сорокіна, Іларіона Прянишникова, Василя Полєнова. Почав виставлятися з 1884 року на виставках товариства пересувних художніх виставок (найбільш вдалі картини: «До весни», «Заїжджий двір», «Дворянське гніздо», «Москва - Василь Блаженний»). У подальшій творчості велика частина робіт присвячена природі України, видам Дніпра, Києва. Створював пейзажі з жанровими і анімалістичними сценами. У 1900 році за картину «Дворик» був нагороджений бронзовою медаллю Всесвітньої виставки в Парижі.

«Дворик», 1884

Подорожі по Середній Азії наприкінці 1890-х — у 1900 дали художникові нові матеріали для творчості: створив низку пейзажних полотен, присвячених природі й людям цього краю ("Степ: Середня Азія", "Ранковий намаз" «Отара в горах», «Кораблі пустелі» та інші).

Працював і в області сатиричної графіки. Його карикатури публікував київський журнал «Шершень» (1906). У 1905-1907 організував художню студію, де свою освіту продовжили колишні студенти Київського художнього училища, виключені з нього за участь у студентських заворушеннях. Через захворювання очей, починаючи з 1920-х років і до кінця життя, майже не працював як живописець.

«Весняний день. Пасіка», 1899


Народився Іван Мартинович БУРЯЧО́К (6 жовтня 1877, с. Лозувата, тепер Липовецького р-ну Вінницької обл. — 24 жовтня 1936, Київ) — український театральний художник і графік.

Справжнє прізвище – Боряк. У 1899 закінчив Київську рисувальну школу Миколи Мурашка, потім — Краківську академію красних мистецтв. Брав участь у художніх виставках з 1905 року. 1906 разом із Ф. Красицьким, О. Сластіоном, В. Різниченком заснував журнал «Шершень», де опублікував карикатури «Від молдаванина до фіна...», «Вільна Америка», «Під сучасним режимом». У 1908 -1918 працював у театрі М. Садовського в Києві, де виконав оформлення до вистав "Наталка Полтавка" І. Котляревського (1912), "Утоплена" М. Лисенка (1913), "Камінний господар" Лесі Українки (1914) та ін. Разом з В. Кричевським вважається засновником професійного українського театрально-декораційного мистецтва.

Іван Бурячок — автор ряду живописних робіт, книжкових ілюстрацій ("Казки" Л. Глібова, 1910; "Арабські казки", 1911, та ін.) і карикатур у журналах "Шершень" (1906) та "Хрін" (1908), в газеті "Радянське село" (1924- 25).

«Настає вечір», 1910-і


Родился Шарль-Эдуар ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, художник и дизайнер.

Ле Корбюзье — настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере-Гри — родился в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. С 13 лет учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Шо-де-Фоне. В неполных 18 лет начал работать как архитектор. В 1917 он переселился в Париж, где познакомился с современной живописью, с художниками — Амеде Озанфаном, Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, Фернаном Леже. Под влиянием этих знакомств Корбюзье и сам начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией.

Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу публициста. Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.

Проект 1931 года


Как художник Корбюзье собственноручно выполнил настенные росписи в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (1938—1939); роспись в здании мануфактуры Дюваль, конец 40-х гг.; роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 кв. м, 1948); росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США, 1950); рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951; в Резе-ле-Нант, 1955, и другие). Автор крупномасштабных эмалей и эскизов для декоративных ковров большого размера.

Ле Корбюзье. «Отелло», акварель


Родилась Мерет ОППЕНГЕЙМ (6 октября 1913, Берлин — 15 ноября 1985, Базель) — немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке.

В 1932 в возрасте 18 лет Мерет Оппенгейм приехала в Париж, где познакомилась и близко сошлась с Джакометти, Жаном Арпом, Маном Рэем, которые проявили интерес к её работам и пригласили участвовать вместе с сюрреалистами в выставке Салона Независимых. Обладая обаятельной и нестандартной внешностью, Мерет Оппенгейм имела среди сюрреалистов большой успех, и стала их «музой». В том же 1933 году она вступила в состав группы парижских сюрреалистов, где близко сошлась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном и Максом Эрнстом. Неоднократно позировала в качестве модели для знаменитой серии фотографий ню Мана Рэя.

Её «Меховой чайный прибор» (1936 год), показанный на выставках в Париже и Нью-Йорке, произвёл сенсацию. Мерет Оппенгейм, которой в этом момент исполнилось 23 года, стала знаменитой. «Меховой чайный прибор» стал признанной классикой жанра и эталоном для нескольких поколений сюрреалистов, работавших в жанре «предмета».

Мерет Оппенгейм. «Чайный меховой прибор», 1936.

Тщетные попытки повторить успех и удержаться на гребне популярности обернулись для Мерет тяжёлой депрессией. В 1937 году она покинула Париж и снова переселилась в Базель, где поступила в художественный колледж, пытаясь усовершенствоваться в различных видах искусства.

В 1959 году Андре Бретон предложил Оппенгейм воспроизвести для сюрреалистической выставки «E.R.O.S.» (проходившей в парижской галерее Даниэля Кордье) её сделанную пятью годами ранее композицию «Весенний праздник» (1954). Эта инсталляция представляла собой полностью обнажённую женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон. Эта композиция имела широкий резонанс и была вписана в историю сюрреализма как одна из ярких страниц. В 1967 году состоялась большая ретроспективная выставка её творчества в Стокгольмском Музее современного искусства. В 1985 году, буквально за полгода до смерти, к ней пришло и запоздалое «академическое признание». Берлинская Академия искусств уже совсем ненадолго приняла Мерет Оппенгейм в свои члены.

Мерет Оппенгейм. «Моя няня»


Родился Павел Васильевич ШУМОВ (6 октября 1964, г. Ялта, АР Крым, Украина) — украинский живописец. Портретист, пейзажист, мастер натюрморта.

В 1978 г. окончил Ялтинскую художественную школу им. Ф. А. Васильева. В 1982 г. окончил среднюю художественную школу им. Б. П. Иогансона при Академии художеств в Санкт-Петербурге (педагог – А. Кузнецов). С 2002 г. – член НСХУ. Участник городских, областных, республиканских и международных выставок (Россия, Германия, Литва, Кипр, Польша, Англия, Бельгия). Живет и работает в Ялте. Персональные выставки прошли на Кипре, в Бельгии, Германии, Литве, Севастополе, Ялте, Симферополе. Работы находятся в Ливадийском дворце, Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого, Чугуевском музее И. Е. Репина, во Львовской картинной галерее, в частных коллекциях в Украине, России, Польше, Германии, Англии, Бельгии, США и Китае.

«Балаклава»