6 июня -Музей українського живопису

6 июня

Крещен Диего Родригес де Сильва ВЕЛАСКЕС (6 июня 1599, Севилья – 6 августа1660, Мадрид) – великий испанский живописец, представитель барокко. Произведения Веласкеса считаются вершиной испанской живописи XVII в.

«… Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто перед тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для судебной или литературной карьеры, но ввиду обнаружившейся в нем страсти к рисованию не мешал ему сделаться живописцем. В. учился сперва у Франсиско Херреры Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь которого вскоре сделалась его женою. В мастерской Пачеко будущий великий живописец занимался больше всего изображением голов с натуры, обращение же с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с натуры. К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: «Продавец воды» (наход. у лорда Веллингтона), «Поклонение волхвов» (в Лондонской Национальной галерее) и «Поклонение пастырей» (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения.

«Водонос из Севильи», Музей Веллингтона, Лондон

В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в Королевском Собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). В следующем за тем году Веласкес был удостоен заказом изобразить короля Филиппа IV верхом на коне и столь удачно исполнил эту работу, что удивил ею весь двор и приобрел себе титул королевского живописца. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и Кардучо, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид в 1628 году возбудило в В. желание посетить Италию. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629–1631), он изучал и копировал произведения Тициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микеланджело и антики в Риме. Это путешествие произвело перемену в мастерстве художника: стиль его сделался более свободным и блестящим, колорит менее темным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: «Кузница Вулкана» (в Мадридском музее), «Одежда Иосифа» (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее); за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы, напр.: «Взятие Бреды» (в Мадридском музее), «Усопший Спаситель» (в монастыре С.-Пласидо в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их супруг, инфантов и инфант, герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году – камердинера и в 1642–44 гг. сопровождал короля в его походе для усмирения Арагонии.

«Сдача Бреды» ,1634—1635. Музей Прадо, Мадрид)

В конце 1648 г. он отправился вторично в Италию с поручением закупить картин и разного рода художественных предметов для дворца, посетил главные итальянские города и написал в Риме мастерский портрет папы Иннокентия Χ (в палаццо Дориа в Риме). С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: «Св. Семейство», известное под названием Los Meni ñ as, «Koвровая фабрика», «Св. Антоний и Павел» (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, Веласкес исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя она и отнимала много времени от его художественных занятий, и в 1660 г. сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с королем Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел, и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался, 6 августа 1660 года.

«Венера с зеркалом», ок. 1644—1648. Лондонская Национальная галерея

Как замечено выше, Веласкес был живописец-натуралист в лучшем значении слова. Он обладал тайной при помощи самых простых средств и приемов воссоздавать жизнь во всей ее правде, простоте и вместе с тем обаянии – тайной, которая и в наши дни приводит в изумление. Написанные им портреты отличаются верностью характеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального типа, выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражается в них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо условности. Теми же высокими достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера. В особенности бесподобны портреты и картины его последней, третьей манеры, в которых он эскизно, без густой накладки красок, воспроизводит трудные и тонкие эффекты освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполне изучить гениального художника, необходимо побывать в Мадриде, где в одном музее находится 61 его картина, в том числе самые главные. Однако его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи… В. оказал на живопись своей родины большое влияние, и в числе его учеников были Мурильо, Kappeньо де Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанские мастера» (А Сомов, Энциклопедический словарь под редакцией Брокгауза и Эфрона, т.5, стр.743, 1892 год).

«Автопортрет» «Менины» или «Семья Филиппа IV», 1656


Крещен Геррит Адриансзон БЕРКХЕЙДЕ (1638, Харлем — 10 июня 1698, там же) — нидерландский художник, один из «малых голландцев» Золотого века живописи.

Его брат Иов был старше на 8 лет и также писал картины. Какое-то время Геррит учился у него. В отличие от брата, тяготевшего к жанровым мотивам, Геррит предпочитал городской пейзаж. Манера письма Геррита Беркхейде сдержана, освещение в картинах холодное, предпочтение отдаётся серым, коричневым цветам, тёмным оттенкам. Известны написанные с реалистической точностью его картины Амстердама, Харлема и Гааги. Также братья выполняли и заказы Карла I Людвига. С 1660 года Геррит Беркхейде стал членом Гильдии Святого Луки в Харлеме. Его картины находятся во многих картинных галереях Европы.

Портрет работы Иова Беркхейде «Большая рыночная площадь в Харлеме», 1696


Народився Іке но Тайґа (6 червня 1723, Кіото ― 30 травня 1776) — японський культурний діяч, художник, каліграф періоду Едо. Представник стилю нан-ґа. Справжнє імя — Ікено Сюхей. Мав багато псевдонімів.

У сім років був відданий на навчання до монастиря Манпукудзі в Удзі. Хлопчик проявив непересічні здібності до малювання, так що настоятель монастиря Кодо Ґентьо і ченці називали його «малим генієм». Образотворче мистецтво Тайґа опановував самотужки. У 15 років він почав заробляти на життя, продаючи ілюстровані ним віяла. Молодий Тайґа проявляв інтерес до китайського живопису, а саме дзенівського стилю малювання нанцзун-хуа (японською — нан-ґа), що був популярним в середовищі східноазійських інтелектуалів.

У 26 років Тайґа вирушив у подорож Східною і Північною Японією, в ході якої здобув собі славу майстра стилю «пальцевих картин». Він зустрічався із багатьма провідними культурними діячами того часу. У 29-річному віці Тайґа став вивчати дзен. Художник активно скуповував нові іноземні картини, що ввозилися в Японію, з метою вивчення і вироблення власного стилю. Після 30 років його вважали першокласним японським спеціалістом з нан-ґа.

Стиль Тайґи був синкретичним: він поєднував у собі прийоми китайської школи живопису нанцзун-хуа із декоративними японськими методами малювання школи Тоса і Рін. Крім цього художник використовував реалістичні прийоми, притаманні європейській традиції живопису. В картинах Тайґи переважають мякі лінії, світлі неяскраві кольори, відчуття глибини. Майстер поетично зобразив японську природу. Окрім картин Тайґа прославився як каліграф. Його стиль письма вважався одним із зразкових в період Едо. На честь художника споруджено Музей Іке но Тайґи в Кіото.

«Павільйон серед природи». Національний скарб Японії.
Національний музей в Токіо


Родился Константин Аполлонович САВИЦКИЙ (6 июня 1844, Таганрог – 13 февраля 1905, Пенза) – русский жанровый живописец, академик, член Товарищества передвижных художественных выставок. Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР Г. К. Савицкого.

Учился в Императорской академии художеств, где был отмечен за успехи многими медалями, в том числе малой золотой за картину «Каин и Авель», что принесло Савицкому трехлетнее пенсионерство в Париже. Его произведениям характерны острота социального конфликта, многофигурные композиции, стремление передать психологию народных масс, выразительность народных типажей. Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.

Преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Пензенском художественном училище, где был директором. Сегодня именем Савицкого названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея.

Интересно, что Константин Савицкий был соавтором популярной картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», где он нарисовал медведей. Но коллекционер Павел Третьяков стер его подпись, считая, что эта работа типично шишкинская и участие Савицкого в ней второстепенно.

Н. К. Грандковский.
«Портрет К. А. Савицкого»,1902
«Ремонтные работы на железной дороге», 1874
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Морис КАЛЛЕН (6 июня 1866, Сент-Джонс, Ньюфаундленд – 28 марта 1934, Шамбли, Квебек) – канадский художник-пейзажист, писавший в манере импрессионизма.

Начал свое образование в художественной школе Монреаля, а продолжил традиционно – в Париже, в Школе изящных искусств. Работал Каллен в жанре пейзажа, особенно удавались ему сумеречные и ночные сцены с таинственно мерцающими огнями. Также знамениты его зимние пейзажи, не зря Каллена называют одним из «великих художников заснеженной Канады». Морис Каллен стал одной из ведущих фигур канадской живописи, удачно передавая на своих романтических полотнах настроение и световые эффекты. Каллен много лет преподавал в Художественном обществе Монреаля, воспитав многих учеников.

«Старый паром», 1897 Национальная галерея Канады, Оттава


Родился Эдвард Альфред КУКУЭЛЬ (6 августа 1875, Сан-Франциско — 18 апреля 1954, Пасадена, Калифорния) — американский художник-импрессионист.

Его отец был французом, а мать – англичанкой. Его отец издавал газеты в Сан-Франциско, и Эдвард, еще будучи подростком, стал работать художником-иллюстратором в нескольких местных газетах. В 14 лет юноша поступил в Академию художеств в своем родном городе. Проучившись в Академии три года, Кукуэль уехал продолжать обучение в Париж, где в 1892 году стал посещать студии Академии Жюлиана и Академии Коларосси, но спустя год стал студентом Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств. Со временем Кукуэль имел собственную студию, стал членом парижского Национального Общества изящных искусств. В начале ХХ века художник стал выставляться, среди первых крупных выставок - Национальная художественная выставка в Дюссельдорфе (1902) и художественная выставка в Берлине (1904).

В 1904 году художник отправилсяпутешествовать: побывал на Всемирной выставке в Сент-Луисе, на Гавайских островах, в Италии, Испании, Алжире, на Цейлоне, в Японии, Китаендии. Япония ему показалась самой красочной землей из всех, которые он когда-либо видел, и он прожил там больше года. Затем жил и работал в Берлине и Мюнхене, присоединился к группе художников «Глыба» (Scholle). Центральной темой их стиля было изображение женщин на пленэре. Кукуэль активно принимал участие в выставках Сецессиона, а в 1912 году представил свои работы в парижском Салоне.

В 1928 году Кукуэль с семьей вернулся на родину в США, но до 1934 года все летние месяцы проводил в Германии.

«Автопортрет» «Летние грёзы»


6 червня (за новим стилем) 1914 року було відкрито Миколаївський обласний художній музей імені В. В. Верещагіна.

Музей був заснований членами місцевого товариства любителів образотворчих мистецтв і відкритий до 10-річчя трагічної загибелі на броненосці "Петропавловськ" віце-адмірала С.О. Макарова і художника-баталіста В.В. Верещагіна. Перша колекція музею була розміщена в колишньому будинку гауптвахти військового відомства. Основу музейної експозиції склали 148 творів (картин, етюдів та малюнків) В.В. Верещагіна, які були отримані з Російського музею імператора Олександра ІІІ-го, особисті речі художника, надіслані його вдовою. Академія мистецтв передала новому музею 29 робіт відомих майстрів - І.К. Айвазовського "Пушкін на березі моря", М.І. Авілова "Іван Грозний на прогулянці", В.Є. Маковського "Букініст", К.Я. Крижицького "Штиль", роботи Д.К. Крайнєва, В.Д. Полєнова, Ф.О. Рубо. Три пейзажі надало Товариство ім. А.І. Куїнджі.

Після революції музейне зібрання поповнилося творами з націоналізованих приватних колекцій, картинами Р.Г. Судковського (переданими в 1924 році з Очакова братом художника), творами радянських майстрів, які надійшли з Всеукраїнського комітету у справах мистецтв. Напередодні радянсько-німецької війни колекція музею налічувала майже тисячу творів. У роки фашистської окупації музей був пограбований. У повоєнні роки зібрання музею було не тільки відновлено, але і значно розширено.

У 1986 році Музей ім. В. В. Верещагіна з маленького купецького особняка переїхав в один з кращих будинків міста, який є пам'яткою архітектури другої половини ХІХ ст. На сьогоднішній день його колекцію складають понад 9 тисяч творів живопису, скульптури, декоративно-прикладного мистецтва, графіки. Центральним в музеї є зал В.В. Верещагіна. Також представлені прекрасні роботи класиків української та російської живопису. В окремому залі музею експонуються твори західноєвропейського мистецтва.

У 1980 — 1990 роках особлива увага при поповненні музею була приділена художнім традиціям краю. Отримувалися роботи найстаріших миколаївських художників Д. К. Крайнєва, Р. С. Соколовського, С. М. Старчеус, В. І. Фірсова та інших. Останнім часом художній музей імені В. В. Верещагіна володіє найбільшою та найповнішою колекцією робіт сучасних миколаївських художників М. О. Ряснянського, В. І. Золотухіна, А. Д. Антонюка, О. П. Завгороднього, М. Ф. Бережного, І. Я. Булавицький, С. Ф. Сенкевич, Н. А. Мандрікової-Дончик, В. С. Покосенко.[ Адреса музею: Миколаїв, Велика Морська, 47.

Здание музея
 Із зібрання музею: В. В. Верещагін.
«Орли» («Забутий солдат»), 1885


6 июня 1916 года был открыт для посетителей Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art; сокр. CMA) — культурное учреждение США, расположенное в городе Кливленд. Его коллекция включает более 43000 произведений искусства со всего мира.

Музей искусств был основан в 1913 году несколькими крупными предпринимателями Кливленда. Его здание было построено в стиле бозар в южной части Уэйд-парка. Парк и музей были спроектированы кливлендским архитектурным бюро Hubbell & Benes. Американский предприниматель и филантроп — Джепта Уэйд — пожертвовал этому комплексу значительную часть своих земель, поэтому парк носит его имя. Здание музея поставлено на охрану как памятник архитектуры (фигурирует в национальном реестре исторических мест США).

В марте 1958 года музейные площади были расширены. Затем в 1971 году музей снова расширился с открытием северного крыла. В 1983 году произошло третья реконструкция музея, когда была расширена библиотека и создано несколько новых галерей. По состоянию на 2014 год коллекция Кливлендского музея состоит из 15 отделов. Библиотека музея является одной из крупнейших библиотек по искусству в США.

Из собрания музея: Анри Руссо. «Нападение тигра на буйвола», 1908


Народився Михайло Дмитрович ТОДОРОВ (6 червня 1916, с.Благоєво Одеської обл. - 24 квітня 1997, Одеса) - одеський художник, заслужений діяч мистецтв України (1967).

У 1934-1939 рр. навчався в Одеському художньому училищі у Мучника Л.О. і Бершадського Ю.Р. У 1939-1949 рр. продовжив навчання в Ленінградському інституті живопису, скульптури та архітектури ім. І. Ю. Рєпіна (викладачі - Йогансон Б.В., Зайцев О.Д.). Від 1945 року почалася його активна творча і виставкова діяльність. З 1949 року Тодоров член Спілки художників СРСР. У 1949-1957 рр. викладач малюнка, живопису і композиції в Одеському художньому училищі. Багато років очолював одеську обласну організацію Спілки художників. Його твори з успіхом експонувалися на республіканських і всесоюзних художніх виставках, а також в Болгарії, Угорщині, Італії, Єгипті, Японії.

«Ластівка», 1960

Михайло Тодоров відомий як автор тематичних полотен, пейзажів, портретів, натюрмортів. Однією з улюблених в його творчості була спортивна тема.

Широко відомі його картини «Ластівка» (1960), «Юність світу» (1961), «Новобудова» (1964), «Партизанський край. Кодимські ліси » (1964), « Ранок » (1967), « Хлопчики » (1971). У багатьох роботах художник оспівав неповторну, своєрідну красу його рідної Одеси. Багато й успішно працював Тодоров в царині портрета і натюрморту.

«Автопортрет»
 «Червоні дерева», 1965


Народився Микола Іванович СТРАТІЛАТ (6 червня 1942, с.Макіївка Носівського району Чернігівської обл.) — відомий графік. Заслужений художник України (1996). Народний художник України (2008).

Закінчив Київське художньо-ремісниче училище №16 (1961, спеціальність - альфрейний живопис) та Український поліграфічний інститут імені Івана Федорова (1972). Член Національної спілки художників України від 1980. Основні напрями роботи: станкова гравюра, книжкова ілюстрація, екслібрис.

Значне місце у творчому доробку Миколи Стратілата займають ілюстрації до книг видатних українських письменників: Т. Шевченка, Лесі Українки, М. Рильського, В. Симоненка, Б. Олійника. Чільне місце у нього також займає шевченківська тема взагалі та шевченківські місця в Києві. Зокрема, втрачені пам'ятки Києва, мальовничі куточки України, які любив зображувати колись Шевченко (Київщина, Чернігівщина, Седнів). Одні з перших робіт з цієї серії виконав ще студентом.

Художній стиль М.І. Стратилата називають «поетичний реалізм». Широко відомі цикли робіт майстра: «Кобзарська криниця», «Ноктюрн над Десною», «Купальські ігри», «Святині Києва», «Поезія в образах», «Свята земля» та ін.



Народився Олександр Петрович БАБАК (6 червня 1957, Київ) — український художник, член Національної спілки художників України (з 1988 року). Нагороджений орденом «За заслуги» ІІІ ступеня.

У 1984 році закінчив Київський державний художній інститут, педагоги з фаху Микола Стороженко, Вілен Чеканюк. Учасник всеукраїнських та міжнародних виставок від початку 1980-х рр. Член Національної спілки художників України від 1988. Працює в галузі станкового та монументального живопису. Монументальні твори (у співавторстві з О. Бородаєм): «Ритми Всесвіту» – у Головній обсерваторії НАНУ (1988), розпис із рельєфом на теми української музики для музичного училища в м. Кам’янка (Черкаська обл., 1990), оформлення ст. метро «Видубичі» в Києві (1991).

«Каїн і Авель», 2015