6 января -Музей українського живопису

6 января

Родился Адольф КОСАРЕК (6 января 1830, Гералец, Моравия — 30 октября 1859, Прага) — чешский художник.

Рисовал с детства, но не имел возможности учиться. Лишь при финансовой поддержке архиепископа Пражского Б.Шварценберга и в возрасте более 20-ти лет Косарек поступает в пражскую Академию изобразительных искусств. Был учеником и последователем художественной школы Макса Хаусхофера. Особенно был известен как пейзажист; художник писал свои полотна в позднеромантическом стиле, поздние его работы близки к реалистической живописи. А. Косарек много путешествовал, посетил Баварию, Альпы; в 1856 году — остров Рюген. Многие его работы выставлены в Национальной галерее, в городе Прага. Художник скончался от туберкулёза в возрасте 29 лет.

«Вид на воз с белой крышей»


Народився Поль Гюстав ДОРЕ (6 січня 1832, Страсбург - 23 грудня 1883, Париж) - знаменитий французький художник ілюстрацій, живописець, скульптор і гравер.

Народився в родині будівельника мостів. З самого раннього дитинства Гюстав вражав оточуючих майстерністю малюнка, наприклад, в десятирічному віці виконав ілюстрації до «Божественної комедії» Данте. У 15 років Доре прийшов до головного редактора «Журналь пур рір» Філіпона з серією малюнків подвигів Геракла і був зарахований співробітником журналу, отримуючи при цьому зарплату в 5000 франків. В кінці цього ж року був опублікований альбом літографій «Подвиги Геркулеса», в якому вказувалося, що автор цих літографій - п'ятнадцятирічний художник, який виконав їх без вчителя і класичних студій. Відомо, що художник ділив свій робочий день на три частини: ранок присвячувався графіці, опівдень - живопису, вечір - знову графіці.

Ілюстрація до «Божественної Комедії» Данте

Доре називають найбільшим ілюстратором XIX століття за неперевершену гру світла і тіні в його графічних роботах. Художник знаменитий ілюстраціями до Біблії, творів Байрона, Бальзака, Данте, Лафонтена, Сервантеса, Шарля Перро і багатьох інших. Відомі слова Доре: «Я проілюструю все!» Навіть на смертному одрі він продовжував турбуватися тільки про роботу, і останні його слова, звернені до лікаря, були: «Будь ласка, вилікуйте мене, мені потрібно закінчити мого Шекспіра»...

«Океаніди». 1860-1869


Родился Василий Никитич МЕШКОВ (6 января 1868, Елец, ныне Липецкой обл. — 26 ноября 1946, Москва) — русский советский живописец и график. Народный художник РСФСР, доктор искусствоведческих наук, профессор Всероссийской академии художеств.

Родился в семье рабочего-булочника. Рано остался сиротой. С детских лет зарабатывал на хлеб, рисуя иконы в Задонском монастыре. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882—1889), где под руководством Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова сформировался как художник-реалист Затем учился в петербургской Академии художеств (1889—1890). Член Московского товарищества художников (с 1893), Ассоциации художников революционной России (с 1922). Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892—1917) и Академии художеств в Ленинграде (1937—1940).

Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников («Зубоврачевание», 1891, «Вечерняя серенада», 1893, «Ослепший художник», 1898), пейзажи, портреты. Важную роль в истории искусства Мешков сыграл как талантливый педагог. Среди его учеников Б. Н. Яковлев, В. Н. Яковлев, П. М. Шухмин, а также сын художника пейзажист В. В. Мешков (1893—1963).

«Зубоврачевание», 1891


Родился Исаак Израилевич БРОДСКИЙ (6 января 1884, с. Софиевка близ Бердянска – 14 августа 1939, Ленинград) – украинский и русский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

«В.И. Ленин в Смольном». 1930

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 года по старому стилю (6 января 1884 по новому стилю) в еврейской семье торговца и землевладельца недалеко от Бердянска, который считал своим родным городом. Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.

С 1896 по 1902 год Бродский учился в Одесском художественном училище у К. Костанди. Затем переехал в Петербург и продолжил обучение в столичной Академии художеств. В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина.

«Автопортрет с дочерью», 1911

Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников». В феврале 1917 он пишет портрет Керенского, а после октября 1917, начинает писать портреты большевистских лидеров.

«Портрет А. Ф. Керенского», 1917

С 1932 года – профессор, а с 1934 — директор Всероссийской Академии художеств, возглавлял Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Воспитал многих известных художников.

В своем творчестве до 1917 года был тонким лирическим живописцем с оригинальной творческой манерой. После революции резко изменил свой стиль живописи, начал работать в сугубо реалистической манере, на много лет предвосхитив господство соцреализма. Написал многочисленные портреты Ленина, Сталина, Горького, других вождей революции, а также сверхпопулярные в то время жанровые картины на революционную тематику («Торжественное открытие 2-го конгресса Коминтерна», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и др.), став официозным живописцем №1 в советской России.В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт».

«Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925

В 1926 году Корней Чуковский записал в своём дневнике: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от "расстрела коммунистов в Баку"... И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией…

И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица».

А.И. Лактионов. «Портрет И.И.Бродского». 1938 «Весна». 1914


Народився Олег Олександрович ЖИВОТКОВ (6 січня 1933, Київ) – відомий український художник і педагог.

Дитинство провів у селі Березань на Київщині. Закінчив з золотою медаллю Київську художню школу ім.Т.Г.Шевченка (1944-1951), потім – Київський державний художній інститут (1951-1957), де вчився у М.Хмелька та Г.Тітова та в майстерні станкового живопису у професора Сергія Григорьєва. З 1953 р. - учасник регіональних та зарубіжних виставок. З 1970 р. - член Спілки художників України. З 1976 р. - викладач малюнка, живопису та композиції в Республіканській художній школі ім.Т.Г.Шевченка. Діти – Сергій і Олександр – теж стали відомими художниками.

Відомий київський колекціонер та мистецтвознавець Ігор Диченко писав про творчість майстра: «Олег Животков віддає перевагу краєвидам, в яких панує колористична цільність, цілюще світло, гармонія колористичних контрастів. Темне та ясне відповідають череді ночі-дня, провесні й сутінкам життя... Він наче пригадує, малюючи. Відтворює не миттєво побачене, а синтезує все, що відчулось, наснилось. Недарма, слов'янська демонологія зробила природу цариною видимих та невидимих сил, дружніх та злостивих щодо людини. Краєвиди О. Животкова поетично втаємничені. Вони позбавлені імпресіоністичного намагання ухопити мінливі ефекти освітлення, вразити неочікувано свіжими колористичними сполученнями».

«Зоряна ніч», 1993


Народився Володимир Павлович ЧЕРЕПАНЯ (6 січня 1965, Мукачево, Закарпаття - 14 січня 1996, Ужгород) – український художник-живописець.

У 1985 році закінчив з відзнакою відділ художньої кераміки Ужгородського училища прикладного мистецтва. Член Національної Спілки художників України з 1993 р. Був направлений на роботу в драматичний театр художником-декоратором. Перша персональна виставка робіт Володимира Черепані називалася "Мої образи" і налічувала 33 роботи. Дві роботи з неї були відібрані до колекції Закарпатського художнього музею імені Й. Бокшая.

Основний акцент в роботах Володимира Черепані робиться не на форму і малюнок, а на колір. Колір будує композицію, їм вирішується пластика і деякі психологічні завдання, перетворюючи мальовниче полотно в простір, який пульсує і вибухає складними колірними суміщеннями. Творча лабораторія Володимира Черепані, крім фігуральних і просторових композицій, включає і натюрморти. Деякі з них абстраговані, а інші абсолютно реалістичні.

«Святі», 1990-і