5 декабря -Музей українського живопису

5 декабря

5 декабря 1656 года в Амстердаме в Заезжем дворе императорской короны началась распродажа с молотка имущества Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) во исполнения решения суда. На аукцион выставлялось собрание картин и изделия прикладного искусства. Распродажа шла по минимальной стоимости и была прервана через две недели из-за крайне низких цен. Коллекция Рембрандта была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим - еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч. На втором аукционе продавали коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем - дом и мебель. Дом, находившийся неподалеку от центра города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости.

Распродажа, продолжавшаяся около двух лет, удовлетворила далеко не всех кредиторов, и Рембрандта обязали отдавать в счет долгов его будущие полотна. Повсюду искали следы его состояния, которое словно улетучилось. Бухгалтеры выбивались из сил. Сняли свидетельские показания даже с людей, позировавших для «Ночного дозора». В 1658 сожительница художника Хендрикье и сын Титус основали компанию (официально зарегистрированную в 1660) по продаже произведений искусства, в которой Рембрандт был наёмным работником. Тем самым они не дали возможность кредиторам взыскивать с художника написанные им картины в счёт долгов. В период , когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает «Портрет Хендрикье Стоффелс». Особенно примечательна такая деталь: к шнурку, висящему на шее, прикреплено обручальное кольцо, символизирующее ее фактический брак с Рембрандтом.

Тем временем художник переезжает в еврейский ремесленный квартал Амстердама, где едва сводит концы с концами. Но именно в последние 13 лет жизни, омраченных невзгодами, Рембрандт создал немало прекрасных работ, среди которых и такие шедевры, как «Возвращение блудного сына» и «Синдики». После смерти Рембрандта в 1669 г. была составлена опись его собственности: "Три старых камзола, восемь носовых платков, десять беретов и головных колпаков, одна Библия и принадлежности для рисования картин".

Рембрандт. «Автопортрет», 1656. Исторический музей, Вена Рембрандт. «Портрет Хендрикье Стоффелс», 1656-1657


Родился Констан МОНТАЛЬД (4 декабря 1862, Гент - 5 марта 1944, Брюссель) - бельгийский художник – монументалист, скульптор и педагог.

Монтальд окончил Королевскую Академию изящных искусств в Генте, затем с 1885 года жил и учился в Париже, где написал первое монументальное полотно для Дворца правосудия в Генте. В 1886 году Констант выиграл бельгийскую Римскую премию и провел три года в Италии (во Флоренции и Риме) и Египте. Впоследствии стал преподавателем в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, где преподавал до 1932 года. Среди его учеников, которых почти за сорок лет педагогической деятельности было великое множество, стоит отметить и всемирно известных Рене Магритта и Поля Дельво.

В 1909 году Монтальд построил в Сен-Ламбере виллу, где встречался с друзьями и интеллектуальной элитой столицы. В 1934 году Монтальд написал для нового театра в городе Левен два декоративных полотна – «Аполлон и музы» и «Орфей оплакивает Эвридику». В 1934 году художник стал членом Королевской академии Бельгии, в 1937 году открыл собственную школу - мастерскую. 5 марта 1944 года Монтальд умер от инсульта прямо в трамвае. В этом же году художник был удостоен премии по монументальной живописи (посмертно).

Автопортрет «Фонтан вдохновения». 1907


Народився Микола Никанорович ДУБО́ВСЬКИЙ (05 грудня 1859, м. Новочеркаськ, нині Ростоська обл., РФ – 28 лютого 1918, Петроград, нині С.-Петербург) – російський живописець, академік.

Микола Дубовський народився в сім'ї родового козака - військового старшини Війська Донського. Незважаючи на проявлений з ранніх років інтерес до малювання, за непорушною сімейною традицією він зобов'язаний був вибрати долю військового. У1870 році Микола був зарахований кадетом у Володимирську Київську військову гімназію, де урок малювання став його улюбленим предметом. Помітивши захоплення Н. Дубовського мистецтвом, директор військової гімназії настійно радив його батькові послати сина вчитися живопису.

У 1877 році сімнадцятирічний Дубовський відправляється до Петербурга, де успішно вступає до Імператорської Академії мистецтв: спочатку вільним слухачем, а потім переводиться в майстерню пейзажного живопису професора М. К. Клодта. За роки навчання отримав чотири срібні малі медалі в Академії. Учасник художніх виставок від 1882. Срібна медаль Всесвітньої виставки у Парижі (1900), золота медаль Всесвітньої виставки в Мюнхені (1913).

«Притихло», 1890

Видатний художник, Микола Дубовський був одним із організаторів та ідеологів Товариства передвижників. Майже з перших кроків на мистецькій ниві окреслилося обдарування Дубовського як непересічного пейзажиста. Він став академіком (1898), очолив пейзажний клас Імператорської академії мистецтв, де свого часу не довчився через те, що відмовився виконувати конкурсну роботу на офіційну тему. Від 1900 – дійсний член АМ, професор. За життя написав близько чотирьохсот картин.

«Земля», 1894

М.Н. Дубовський заповів Новочеркаську зібрану ним колекцію творів російських художників, а також багато власних робіт, на основі яких створено художній відділ Новочеркаського музею донського козацтва.

«Водоспад Іматра», 1894. Севастопольський художній музей імені М. П. Крошицького


Родился Константин Алексеевич КОРОВИН (5 декабря 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в архаичных методах преподавания. В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. Художник посещает в Париж в 1887, 1892 и 1893, где знакомится с импрессионизмом. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении огней на улицах и бульварах. В 1900-х К.Коровин активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации.

«Парижский бульвар», 1939

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников. В ранней живописи мастера проступают черты символизма и модерна. С годами в его искусстве возобладали красочные импровизации, динамически-подвижная, чувственная игра мазков, в равной мере характерная для пейзажей (северные, парижские, среднерусские, крымские мотивы), натюрмортов и портретов.

«Гурзуф», 1914

С 1901 года К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1921 и 1922 годах в Москве состоялись первые персональные выставки Коровина. В 1923 году Константин Алексеевич покинул Россию, получив, как писали газеты, приглашение от дирекции парижской Grand Opera занять место художника-декоратора. Сам Коровин считал, что это временно. Последние шестнадцать лет жизни художника были связаны с Францией. Им было устроено несколько персональных экспозиций, он участвовал в групповых выставках русских художников, однако в атмосфере смены направлений в искусстве и моды интерес к произведениям стареющего мастера постепенно утрачивался.

«За чайным столом»


Народився Микола Степанович ПОГРЕБНЯК (5 грудня 1885, с. Козацьке Черкаської обл. - 30 травня 1965, Дніпропетровськ) - український живописець і графік.

У 1903-1908 рр. навчався в Миргородській школі мистецтв і ремесел у О. Сластіона. У 1908 - 1914 роках працював там же викладачем графічних мистецтв. З 1907 ілюстрував і оформляв книги для народного читання. У 1915 переїхав до Катеринославама (нині м. Дніпро), де став одним з організаторів відкриття художнього музею. Викладав у Дніпропетровському художньому училищі. Автор пейзажів і жанрових сцен, побудованих на українському матеріалі. Художник однаково добре володів пастеллю, аквареллю, олійними фарбами. Зібрав багато зразків українського орнаменту.

«Біля хати», 1930-і


Родился Дэвид БОМБЕРГ (5 декабря 1890, Бирмингем — 19 августа 1957, Лондон) — один из крупнейших английских художников XX века.

Был седьмым ребёнком в семье евреев-эмигрантов из Польши. В 15-летнем возрасте поступает в обучение на литографа. В 1908—1910 годах он изучает историю искусств в вестминстерской Школе искусств. Одновременно работает ассистентом в мастерской художника Джона Сингера Сарджента, который советует Бомбергу продолжить своё образование в привилегированной Школе изящных искусств Слейд. Получив стипендию от еврейского агентства помощи, молодой художник учится в школе Слейд с 1911 по 1913 год. В этот период он знакомится с такими художниками, как Пол Нэш, Стэнли Спенсер, Айзек Розенберг и Марк Гертлер. Бомберг был одним из основателей такого художественного течения, как вортицизм.

В 1913 году Бомберг, вместе с Джейкобом Эпстайном, едет во Францию, где знакомится с такими мастерами кисти, как Андре Дерен, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо, оказавшими влияние на позднее творчество художника. Участник боевых действий на Западном фронте в 1915—1918 годах. После окончания Первой мировой войны Бомберг живёт некоторое время в Палестине (с 1923 по 1927 год), затем совершает поездки в Марокко и Грецию (в 1930 году), в СССР (в 1933 году), в Испанию (в 1934—1935 годах). В 1945—1953 художник преподаёт в лондонском университете Саут Бэнк. Бомберг писал преимущественно пейзажи и портреты. Его работы создавались как в абстрактном стиле (приблизительно до 1920 года), так и в экспрессионистском.

Автопортрет «Вечер в Лондоне»


Родился Николай Степанович БАРСАМОВ (5 декабря 1892,Тифлис — 10 марта 1976, Феодосия) — художник, искусствовед, педагог, музейный работник. Заслуженный деятель искусств УССР (1969).

Родился в семье банковского служащего. В 1913 году окончил Ростовскую рисовальную школу. Учился в частной школе–студии И. И. Машкова в Москве. В 1913–1917 годах продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина. В конце 1910–х — начале 1920–х работал преподавателем рисования в городе Изюм Харьковской губернии, где выступил организатором картинной галереи. В 1923 году переезжает в Феодосию. Член–учредитель Севастопольской ассоциации художников (1923–1931).

Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923–1936), Феодосийской картинной галереи (1923–1962); научный консультант Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского (1962–1976). Был удостоен звания Почётный гражданин Феодосии (1962) – вторым после И.Айвазовского. Его монография об И. К. Айвазовском до сих пор является самым полным исследованием жизни и творчества живописца.

В 1925–1962 годах Николай Степанович преподавал в феодосийской художественной студии, а затем в детской художественной школе. Учениками Н. С. Барсамова были Пётр Столяренко, Степан Мамчич, Владимир Соколов, Ни­колай Шорин и др.

Как художник Н.С. Барсамов создавал портреты, пейзажи, тематические картины, интерьеры. Но главным его жанром был натюрморт, именно с ним связаны самые выдающиеся его произведения. К этому жанру художник обращался с первых шагов в живописи и до последних дней жизни. Обладая прекрасным композиционным даром, мог писать один и тот же сюжет множество раз, привнося в каждую из работ иные оттенки чувств и создавая новые образы.

«Виноград и айва», 1970


Народився Михайло Гордійович ДЕРЕГУС (5 грудня 1904, с. Веселе, Харківська губ. - 31 липня 1997, Київ) - видатний український графік і живописець, педагог і культурний діяч. Народний художник СРСР (1963). Лауреат Державної премії УРСР ім. Т. Шевченка (1969).

З 1923 року по 1930 рік навчався в Харківському художньому інституті у М. Шаронова, С. Прохорова, О. Кокеля. У 1932 – 1941 р.р. і в 1944 - 1950 р.р. викладав у Харківському художньому інституті. З 1958 року стає членом-кореспондентом Академії мистецтв СРСР. Пізніше - академік АМ України, професор. З 1955 по 1962 рік Михайло Гордійович Дерегус був головою правління Національної спілки художників України.

М.Г. Дерегус увійшов в історію мистецтва як ілюстратор класичної української літератури, радянського історичного роману. Талановитий художник, він створив у своїх полотнах складні багатофігурні композиції, працював у портретному, пейзажному і побутовому жанрах. Поетично зобразив історію, природу, побут, народних героїв України. Автор циклів ілюстрацій до творів І.Котляревського, Л.Толстого, Т.Шевченка, Марко Вовчок, Лесі Українки, повістей М.В.Гоголя «Вечір напередодні Івана Купала», «Майська ніч», «Тарас Бульба». Автор цікавих ілюстрацій до історичного роману Натана Рибака «Переяслівська рада».

«Страта козака», 1952


Родился Сергей Иванович ГРОШ (5 декабря 1911, с. Браженци Хмельницькой обл. — 1990) — украинский художник, живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств УССР (1978), заслуженный деятель культуры Польши.

После окончания семилетки уехал на Донбасс, в Макеевку, работать на шахте. Там поступил на рабфак Киевского института пролетарского искусства. С 1934 учился на факультете живописи Киевского художественного института. Участвовал в Великой Отечественной войне. Вернувшись в институт, стал учеником А. Петрицкого, с 1947 – его ассистентом и преподавателем КХИ. Профессор с 1972 года.

Работал в жанре станковой и монументальной живописи. Первые картины С.Гроша связаны с Донбассом и выполнены в традиционной реалистической манере. Член НСХУ с 1947 г. Основные работы: «Олекса Довбуш» (1960), «Навстречу свободе» (1964), «Море в полдень» (1977), «Сельская школа» (1980), «Золотые ворота» (1982), «Зима» (1986), «Утро на реке Снов» (1988), «Цветочное дерево» (1990).

«Днепр зимой», 1976


Народився Анатолій Михайлович ЖЕЖЕР (5 грудня 1937, м. Дніпродзержинськ (нині - Кам'янське) Дніпропетровської обл.) – відомий живописець, майстер пейзажу і натюрморту. Заслужений художник України (від 2014 року). Живе і працює у м. Кам'янському.

Малювати почав у студії образотворчого мистецтва Палацу культури металургів. У 1961 році закінчив Дніпропетровське художнє училище (педагоги: народний художник України Г.Г. Чернявський, заслужені художники України М.І. Родзін та М.С. Боровський). По закінченню училища Анатолій вступив у ленінградський Інститут живопису, скульптури та архітектури, але через сімейні обставини був змушений припинити навчання. Працював художником-оформлювачем, дизайнером, монументалістом, викладав у дитячій художній школі в Рівному. Участнк виставок з 1961 року, член Національної спілки художників України з 1978. Персональні виставки пройшли в 1980, 2007, 2014, 2015 роках.

Художник працює в різних жанрах, але перевагу віддає пейзажному живопису. Його полотна наповнені простором, повітрям, світлом, любов'ю до рідної землі. Іноді його пейзажі непомітно трансформуються в цікаві жанрові роботи. Любить Анатолій Михайлович і натюрморт: особливі емоції у нього викликають прості польові та лісові квіти.

«Рідна хата»


5 грудня 2012 року на аукціоні Сотбіс був проданий малюнок Рафаеля «Голова молодого апостола» (1519-1520) за рекордну для графічних робіт суму - майже за 48 мільйонів доларів, у два рази перевищивши очікування експертів.

Ескіз, зроблений чорною крейдою, це начерк до останньої картини Рафаеля - «Преображення», яка знаходиться у музеї Ватикану. Це полотно вважається одним з найбільш значущих творів епохи Ренесансу. Останні 300 років малюнком володіла родина герцогів Девонширських. Новий господар шедевра вважав за краще залишитися невідомим.