5 ноября -Музей українського живопису

5 ноября

Родился Ва́шингтон ОЛСТОН (5 ноября 1779 года, Ваккамо, Южная Каролина — 9 июля 1843, Кембридж, Массачусетс) — американский поэт и художник.

Окончил Гарвардский колледж, с 1801 занимался в Королевской академии в Лондоне. Объехав почти всю Западную Европу, Олстон наконец поселился в Лондоне, где он завоевал широкую известность. В 1818 году он вернулся в США и жил в Кембридже в течение 25 лет. Он был дядей художников Джорджа Уайтинга Флагга и Джареда Брэдли Флагга, которых учились у него живописи.

Олстон основал романтическое направление американской пейзажной живописи. Он был хорошо известен смелым использованием света и атмосферных цветов. Сюжеты многих своих картин Олстон черпал преимущественно из Священного Писания.

«Автопортрет» «Лунный пейзаж», 1819. Музей изящных искусств, Бостон


Родился Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН (5 ноября 1878, Хвалынск Саратовской губернии — 15 февраля 1939, Ленинград) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Сын сапожника. Учился рисовать у местных иконописцев. Поскольку не смог поступить в железнодорожное училище в Самаре, то начал заниматься в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Талант юноши заметил знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер, который увёз Кузьму в Петербург, где дал ему хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , занимался у Валентина Александровича Серова. С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке «Мира искусства» картина Петрова-Водкина "Купание красного коня".

«Купание красного коня», 1912

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное воздействие зарубежных мастеров символизма и «модерна». В его живописном языке чувствуется влияние образов русской иконописи, Высокого Возрождения и восточного искусства, преемственная связь с искусством Венецианова и А. Иванова, близость исканиям современных французских мастеров, прежде всего Матисса.

Художник создавал тематические картины, портреты, натюрморты. Также работал как график и театральный художник. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, много лет преподавал в ленинградских вузах. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

«Автопортрет», 1918 «1919 год. Тревога», 1934.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


Родилась Варвара Фёдоровна СТЕПАНОВА (5 ноября 1894, Ковно — 20 мая 1958, Москва) — советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер и поэт, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст.

В 1910-1913 годах училась в Казанской художественной школе, но, не окончив её, переехала в Москву. Тогда же она познакомилась со своим будущим мужем и соратником Александром Родченко. В 1915-1917 годах занималась в студии К. Ф. Юона. В первой половине1920-х годов занималась преподаванием, сотрудничала с Первой ситценабивной фабрикой в качестве дизайнера. Участвовала в иллюстрировании книг («Глы-глы» А. Е. Крученых, 1919), оформлении декораций для театра («Смерть Тарелкина» В. Э. Мейерхольда, 1922) и кино («Отрыв», 1926), создании агитационно-политических альбомов.

Работала художественным редактором в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ» (1923—1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» и др. (1926—1932), «Советская женщина» (1945—1946), в 1933-1934 годах — в Партиздате. Была членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

«Музыканты»


5 ноября 1892 года Союз берлинских художников организовал выставку 55 картин норвежского художника Эдварда Мунка. Критика в возмущении назвала его творчество «эксцессом натурализма». Общее собрание Союза берлинских художников 120 голосами против 105 приняло решение о закрытии выставки картин Мунка, которые были названы «отвратительными, ужасными и безобразными». Тем самым между консервативно-реакционной школой с Антоном фон Вернером во главе и либерально-модернистской школой, ведомой Максом Либерманом, произошёл окончательный разрыв. Под руководством Либермана 60 протестующих членов Союза объединились в «Свободное объединение художников», из которого впоследствии родился Берлинский сецессион.

Эдвард Мунк. «Вечер на улице Карла Иоанна», 1892


Родился Святослав Николаевич РЕРИХ (5 ноября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993, Бангалор) — русский и индийский художник, общественный деятель, почетный член Академии Художеств СССР (1978).

Родился в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой. В детстве часто ездил с отцом по древнерусским городам, где изучал историю и культуру Руси, одновременно занимаясь живописью. С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца. С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств. С 1920 года С.Н. Рерих живет в США, учится на архитектурном отделении Колумбийского университета. В это время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. С 1923 г. Святослав Рерих — директор Международного центра искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, который основал его отец, впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В 1928 г. Святослав Николаевич переезжает из США к своим родителям в Индию, в г. Дарджилинг (Восточные Гималаи). Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич становится самобытным и оригинальным художником. Изучая культуру, искусство и философию Индии, он создает множество необычных и замечательных по красоте полотен. Наряду с пейзажами и символическими композициями, пишет много портретов, в том числе около 30 портретов своего отца. Огромные во весь рост портреты премьер-министров Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели. Ведет он и большую просветительскую работу, а в дальнейшем руководит Школой Искусства в Бангалоре и одновременно проводит свои персональные выставки.

«Мы сами строим свои тюрьмы», 1967


Народилася Надія Петрівна ХОДАСЕВИЧ-ЛЕЖЕ (5 листопада 1904, с. Асяцішчи Вітебської губернії (за іншими відомостями — в селі Мажанка Мінської губ.) — 8 травня 1983 , Грас, Приморські Альпи) — білоруська і французька художниця.

Походила з бідної, багатодітної сім'ї. На початку 1920-х років вчилася у Владислава Стжемінського в Смоленську, можливо і в Казимира Малевича у Вітебську. У 1922 р. на запрошення Стжемінського переїхала до Варшави, вчилася в Академії Мистецтв у Варшаві. Вийшла заміж за художника Станіслава Грабовського. У 1924 р. разом з чоловіком переїхала до Парижа. Навчалася в Академії Сучасного мистецтва, яку заснували Фернан Леже й Амаду Азанфан. Від 1926 виставляла свої твори на виставках авангардного мистецтва.

У Парижі Ходасевич розлучилася з Грабовським і згодом вийшла заміж за Фернана Леже. У роки війни брала участь у Русі Опору. Після смерті Фернана Леже в 1955 р. в основному займалася пропагуванням його творчості. У пам'ять про чоловіка створила Музей Леже з масштабною колекцією його робіт.

Надія Ходасевич і Фернан Леже «Композиція», 1969


Родился Элтон ТОБИ (5 ноября 1914, Мидлтауне, Коннектикут – 04 января 2005, Мамаронек, Нью-Йорк) — американский художник, исторический живописец, портретист, иллюстратор и преподаватель искусства.

Учился в Школе изящных искусств Йельского университета, впоследствии преподавал. Невероятно продуктивный и успешный, Тоби известен как создатель образных и реалистичных работ в откровенно иллюстративном стиле.

«Экипаж Аполлона»


5 листопада 1917 року в Києві Центральною Радою був затверджений Статут Української академії мистецтва. Урочисте відкриття відбулося 5 грудня того ж року в приміщенні Центральної Ради.

Першим ректором Академії став художник Федір Кричевський. Першими професорами були: М. Бойчук (монументальне мистецтво), М. Бурачек (пейзаж), В. Кричевський (архітектура, композиція), Ф. Кричевський (живопис, портрет), А. Маневич, О. Мурашко, М. Жук (станковий живопис, малюнок), Г. Нарбут (графіка). У 1921 році в професорський склад додатково увійшли: Л. Крамаренко (монументально-декоративний живопис), В. Меллер (театральне оформлення), С. Налепінська-Бойчук (гравюра), Є. Сагайдачний, Б. Кратко (скульптура), А. Таран (мозаїка) та інші.

Спочатку Академія розташовувалася в приміщенні колишнього Педагогічного музею. За пропозицією Г. Нарбута, затвердженого в лютому 1918 року на ректорській посаді, вона отримала статус науково-дослідного інституту. При денікінцях фінансування Академії було припинено, вона працювала на приватних квартирах. У грудні 1920 року, після відновлення радянської влади в Києві, Академія розмістилася в будівлі колишнього Дворянського зібрання. У 1922 році Академію реорганізували в Київський інститут пластичних мистецтв, згодом - Київський державний художній інститут. Постановою Кабінету Міністрів України від 17 грудня 1992 року вузу повернуто первісну назву - Українська академія мистецтв.

Будівля Педагогічного музею в Києві, де була створена Академія Меморіальна дошка засновникам Академії мистецтва України


Народилася Стефанія Михайлівна ШАБАТУРА (5 листопада 1938, Іване-Золоте, Заліщицький район, Тернопільська область — 17 грудня 2014, Львів) — українська митець-килимар, багаторічний політв'язень радянських часів, член Української Гельсінської групи.

Батько Стефанії Шабатури загинув на війні. Мати Анна — знана народна художниця і майстриня. Закінчила Львівське художнє училище (1961) та Львівський інститут прикладного та декоративного мистецтва (1967). Працювала художницею в текстильній промисловості. Проектувала і ткала гобелени й брала участь у численних виставках. Про її творчість написано в 6 томі «Історії мистецтва України». Член Спілки художників України у 1969-1972 рр.

Брала участь у роботі львівського Клубу творчої молоді «Пролісок» (КТМ), розповсюджувала самвидав. Була членкинею Української Гельсінкської групи. Співавтор листів і звернень до міжнародних і радянських організацій. 12 січня 1972 — КДБ заарештував С. Шабатуру за підозрою в «антирадянській діяльності» (разом з Іриною Калинець, Михайлом Осадчим, В'ячеславом Чорноволом). 5 березня 1972 року — на засіданні правління Львівської організації Спілки художників України С. Шабатуру виключили зі СХУ. Того ж року її засудили у Львові за «антирадянську агітацію і пропаганду» за статтею 62 частини 1 КК УРСР на 5 років таборів суворого режиму і 3 роки заслання. КДБ знищив 70 екслібрисів і понад 150 рисунків Шабатури. Після заслання мешкала у Львові під адміністративним наглядом. У кінці 1980-х рр. була активісткою Львівських організацій «Меморіалу» та Народного Руху України, брала участь у боротьбі за відродження репресованої УГКЦ. Протягом 1990–1995 була депутатом І демократичного скликання Львівської міської ради.