5 апреля -Музей українського живопису

5 апреля

В апреле родился Ян Давидс де ХЕМ (апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.

Некоторое время художник работал в Лейдене, в 1635 г. вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. он вернулся в Утрехт, откуда и был родом, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

«Автопортрет» «Натюрморт с устрицами и виноградом»


Ладзаро БАСТИАНИ (1429 — 5 апреля 1512) — итальянский художник эпохи Возрождения.

Об этом мастере сохранилось очень мало сведений. Имя Ладзаро ди Якопо Бастиани в качестве независимого художника появляется в венецианских архивных документах в 1449 году, на основании чего исследователи отнесли дату его рождения приблизительно к 1430 году. Период формирования художника остаётся неясным, поскольку до 1480 года точно датированных его произведений не сохранилось. По мнению ряда историков искусства, своё раннее обучение он прошёл в Падуе (возможно, он был уроженцем этого города). Исследователи отмечают сильное тосканское влияние на раннее творчество Бастиани.

В свой более зрелый период Ладзаро Бастиани отказывается от экспериментов молодости и использует находки, почерпнутые, вероятно, в мастерской Беллини. Спокойные и временами торжественные фигуры, сочетаются с приёмами, выдающими знакомство с перспективой. Его поздние произведения отмечены большей архаичностью и меньшей гибкостью в восприятии нового ренессансного искусства. Вероятно, в поздних произведениях большую роль играли участники его мастерской, помогавшие Бастиани в производстве картин. Два сына Ладзаро — Себастьяно и Винченцо, ставшие художниками, упоминаются в документах с 1489 по 1500 год.

«Св. Венеранда на троне», нач. 1470-х, Венеция, Галерея Академии


Родился Жан Оноре́ ФРАГОНАР (5 апреля 1732, Грасс – 22 августа 1806, Париж) – французский живописец и гравёр, академик.

Работал в стиле рококо. Создал более 550 картин (не считая рисунков и гравюр).

Учился у Ж.-Б. Шардена, затем у Франсуа Буше. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую римскую премию и отправился в Рим, где на него значительное влияние оказали итальянские мастера XVII века, в особенности Тьеполо. По возвращении в Париж выставил в Салоне 1765 года картину «Смерть Кортеса», за которую Королевская Академия художеств приняла его в свои члены.

Следуя вкусам эпохи, Фрагонар оставил историческую живопись и стал писать куртуазные сюжеты и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и офорты. Став модным художником, Фрагонар заработал большие средства. Но революция и классицизм, занявший господствующие позиции во французском искусстве, лишили художника былой популярности. Он умер в Париже, почти полностью забытый.

«Автопортрет» «Поцелуй украдкой». Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился Франц ПФОРР (5 апреля 1788, Франкфурт-на-Майне – 16 июня 1812, Рим) – немецкий художник-романтик, один из основоположников назарейской живописи.

Родился в семье художника Иоганга Георга Пфорра. В 12 лет Франц потерял родителей и воспитывался в Касселе у дяди по матери, известного художника Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. В 1805 году поступил в Академию художеств в Вене, где учился у Генриха Фридриха Фюгера, художника-классициста.

Франц Пфорр и его соученики Людвиг Фогель, Иоганн Конрад Готтингер и Фридрих Овербек хотели найти новые пути в живописи вместо насаждавшегося в Академии классицизма. В 1809 году молодые художники основали Союз святого Луки – художественное объединение, пропагандировавшее идеи романтизма. Летом 1810 года бунтари отправились в Рим, чтобы изучать работы старых итальянских мастеров. Идеалом членов Союза святого Луки, позже названных назарейцами, было возвращение к искусству итальянского Возрождения. Назарейцы сыграли важную роль в развитии европейского романтизма начала XIX века.

Франц Пфорр умер от туберкулеза в Риме, в возрасте 24 лет. Его наследие составляют лишь шесть картин (в том числе «Граф фон Габсбург», «Въезд императора Рудольфа в Базель», «Святой Георгий», «Автопортрет») и несколько сотен рисунков, включая иллюстрации к «Дон Кихоту» Сервантеса и к поэме Гете «Гец фон Берлихинген».

«Автопортрет» «Святой Георгий»


Родился Жюль ДЮПРЕ (5 апреля 1811, Нант — 6 октября 1889, Л'Иль-Адам) — французский художник, один из крупнейших представителей барбизонской школы. Считается основателем современного французского пейзажа.

Ж.Дюпре родился в семье фабриканта, производителя фарфоровых изделий. Как художник-пейзажист дебютирует в 1831 году на Парижском салоне с пятью своими работами. Писал практически исключительно французский пейзаж. В 1867 году на Всемирной выставке демонстрируются 12 картин Ж.Дюпре. После этого художник длительное время не выставляет свои произведения — вплоть до Национальной выставки 1883, где можно было увидеть восемь новых его работ. Ж.Дюпре было присвоено звание офицера ордена Почётного легиона.

Жюль Дюпре является представителем так называемого «интимного пейзажа», отражавшего не столько красоту изображаемой природы, сколько соответствие её настроению и переживаниям художника, подаваемое посредством краски, линии и света.

«Автопортрет»,1874 «Ветряные мельницы», 1835


Родился Василий Евменьевич САВИНСКИЙ (5 апреля 1859, Петербург – 20 февраля 1937, Ленинград) – российский живописец, график, педагог.

Учился в 1875–1882 годах в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова, где был отмечен серебряными и золотыми медалями. Большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу получил за работу «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского», принесшую известность молодому художнику. Как пенсионер АХ побывал в Германии, Франции, Италии (1883–88).

Преподавал в АХ в 1889–1930 годах, с 1911 – действительный член Академии. Также преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Савинский добивался от учеников глубокого изучения натуры, строгого анализа формы, дисциплины рисунка и точной передачи природных цветовых отношений. В советское время – ведущий преподаватель Высших художественно-технических мастерских.

Известен как исторический живописец и портретист. Писал также на мифологические и библейские темы.

«Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского», 1882


Народилася Надія Степанівна ПОНОМАРЕНКО (5 квітня 1951, Ужгород) — український художник-графік, живописець, заслужений художник України (1996).

У 1972 році закінчила відділення графіки Українського поліграфічного інституту імені Івана Федорова. Педагоги з фаху — В. Бунов, В. Овчинников. Бере участь в обласних (з 1976 року) та всеукраїнських (з 1981 року) художніх виставках. Учасниця закордонних виставок, міжнародних пленерів. Член Національної спілки художників України з 1985 р. Викладає в Закарпатському художньому інституті, завідувач кафедри дизайну.

Працювала в різних жанрах. Спочатку створювала чорно-білі графічні роботи та мініатюри-екслібриси, виконані в техніці офорту. Потім була кольорова графіка і пастель. Останнім часом займається олійним живописом та книжковим дизайном. Лауреатка обласної премії імені Й.Бокшая та А.Ерделі, викладач художнього інституту в Ужгороді.

«Перчик», 2000