5 марта -Музей українського живопису

5 марта

Лоренцо КОСТА (1460, Феррара — 5 марта 1535, Мантуя) — итальянский живописец, ученик Козимо Туры и Эрколе де Роберти в Ферраре.

Переселившись в 1483 году в Болонью, работал там в содружестве с Франческо Франча. С 1509 г. и до конца жизни работал в Мантуе под покровительством Франческо Гонзаги. Причисляется к феррарской и болонской школам. Его произведения свидетельствуют о том, что у него не было богатой фантазии и большого дара композиции, но они привлекательны тёплым и гармоничным колоритом. Лучшие из них находятся в Болонской пинакотеке, в церкви святого Петрония в Болонье и в Берлинском музее («Сретение Господне» и «Положение во гроб»).

«Кардинал», около 1519. Институт искусств в Миннеаполисе, США


Антонио да КОРРЕДЖО (около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения.

Настоящее имя — Антонио Аллегри. Работал в Парме и Корреджо (от которого получил свое прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу.

Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество сменяются поисками динамической экспрессии: сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом. Произведения Корреджо на мифологические темы отмечены утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.

«Обручение святой Екатерины». Музей Лувр, Париж


Джулио КАМПИ (1502, Кремона — 5 марта 1572, Кремона) — итальянский художник.

Джулио был старшим сыном художника Галеаццо Кампи. В 1522 году он поступает в мастерскую Джулио Романо в Мантуе где, кроме живописи, изучает также скульптуру и архитектурное мастерство. Кроме религиозной, Джулио Кампи занимался также портретной живописью.

«Игра в шахматы» (ок. 1535)


Родился Джова́нни Батти́ста ТЬЕПОЛО (5 марта 1696, Венеция – 27 марта 1770, Мадрид) – последний великий представитель венецианской школы, мастер фресок и гравюр.

Детство будущего художника, рано потерявшего отца, было полно лишений. Живописи Тьеполо учился у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но особое влияние на его раннее творчество оказал Джованни Баттиста Пьяцетта с его характерной темной цветовой гаммой и резкими контрастами света и тени. Юноша был очень одарен и уже в 19 лет получил свой первый заказ на картину «Принесение Исаака в жертву».

В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. Вскоре он женился на сестре известных художников Гварди. Уже к 30 годам Тьеполо стал знаменитым. Его приглашали расписывать фресками церкви и дворцы в Венеции, Милане, Бергамо... Его работы динамичны, воздушны, полны жизни, и в то же время величественные и декоративно-пышные. Их рисунок становится все более свободным, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами, фресковые композиции поражают зрителей неожиданностью точек зрения и ракурсов.

«Видение святого Климента», 1730-1735.
Лондонская национальная галерея

Слава художника вышла за пределы Венеции и Италии. В 1750 году он вместе со своими сыновьями расписал тронный зал и плафон над лестницей архиепископского дворца в Вюрцбурге (Бавария). Эти фрески стали одной из вершин творчества Тьеполо.

Вскоре Тьеполо был избран первым президентом венецианской Академии художеств. В 1762 году испанский король Карл III пригласил художника в Мадрид, где он, снова вместе с сыновьями, расписывал плафоны нового королевского дворца.

Тьеполо был также замечательным графиком: наибольшую известность получили две серии его офортов: «Вари Каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки-фантазии»). Станковые произведения Тьеполо сравнительно немногочисленны. Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16–18 вв.

«Венера и Вулкан», 1762-66 гг. Мадрид, Королевский дворец


Родился Юзеф Каспар ПОХВАЛЬСКИЙ (5 марта 1816, Станёнтки (ныне гмина Неполомице в Величском повяте, Малопольского воеводства Польши) — 2 июля 1875, Краков) — польский художник, реставратор и консерватор произведений искусства.

Один из представителей семьи потомственных краковских художников Похвальских. Сын Каспера Аполинария Похвальского. Отец художников Казимира Похвальского и Владислава Похвальского. Обучался в Краковской Инженерной школе (1836—1837), где учился рисованиею у Яна Непомука Бизаньского. Жил и творил в Кракове. Член краковского цеха художников. За участие в Краковском восстаним 1846 года был арестован и некоторое время находился в тюрьме. За время заключения вырезал деревянные ложки, украшенные патриотическими символами, которые и поныне сберегаются в бенедиктинском женском монастыре в Станёнтках.

Основные работы художника относятся к станковой живописи. Занимался реставрацией и росписью костелов.

Автопортрет (около 1850 года) Портрет князя Ю. Понятовского. 1865 г.


Народився Авгу́ст Фрідріх ЗІГЕРТ (5 березня 1820, Нойвід — 13 жовтня 1883, Дюссельдорф) — німецький живописець.

З 1835 по 1846 навчався в Дюссельдорфській академії мистецтв, після чого працював у Голландії і Франції. З 1851 жив у Дюссельдорфі. Розпочав свою кар’єру історичними полотнами («Лютер на Вормському соборі», «Імператор Максиміліан допомагає Альбрехту Дюреру», «Давид і Авесса в шатрі Саула» та ін.), Зігерт незабаром перейшов до жанрового живопису, який і приніс йому популярність. Багато його картин, повних життя, дотепності та веселощів, привабливих стільки ж за змістом, скільки й завдяки майстерному виконанню, набули великої популярності. Вони широко розповсюджувалися в гравюрах і фотографіях. З них кращими можна визнати наступні: «Ласкаво просимо» (1851), «Діти трубача», «Святковий день» (1852), «Сімейство бідняка, що пригощається в багатому домі», «Солдати, що грають в кості», «Діти в майстерні художника», «Монастирські двері», «Любовна послуга» (1871), «У хаті лісничого» та деякі інші.



Родился Жан-Жак ЭННЕР (5 марта 1829, Бернви́ллер — 23 июня 1905, Париж) — французский художник, представитель академизма.

Обучался в Страсбурге, позже в парижской Национальной высшей школе изящных искусств, ученик Мишеля Мартена Дроллинга. В 1858 был удостоен Римской премии Французской академии в Риме, что позволило ему провести несколько лет в Италии (1859—1865), где на него оказало сильное влияние творчество Корреджо и Джорджоне.

Писал изящную обнаженную натуру и несколько идеализированные портреты молодых женщин, автор ряда картин на религиозную тему. В Париже на ул. de Villiers, 43 сейчас работает национальный музей Жана-Жака Эннера, где экспонируются произведения мастера.

Автопортрет, 1877 «Целомудренная Сусанна»


Родился Вацлав БРОЖИК (5 марта 1851, Железни-Гамр, Тршемошна — 15 апреля 1901, Париж) — один из крупнейших чешских художников XIX столетия.

В 1868 году поступил в пражскую Академию изящных искусств, в класс Эмиля Лауфера. В 1871 году Брожик продолжил своё обучение в Академии живописи в Дрездене, а с 1873 года — в мюнхенской Академии. По окончании учёбы Брожик жил попеременно в Париже и в Праге, где он, начиная с 1893 года, преподавал в Академии художеств. В 1896 года он стал членом парижской Академии изящных искусств. Умер в результате острой сердечной недостаточности. Похоронен в Париже, на Монмартрском кладбище.

Художественное мастерство В. Брожика получило признание уже при его жизни. Мастер придерживался академического стиля в живописи. Особенным интересом пользовались многочисленные полотна художника, посвящённые историческим событиям, в первую очередь из прошлого Чехии.

«Поликсена из Лобковиц»


Родился Дин КОРНУЭЛЛ (5 марта, 1892, Луисвилл, Кентукки — 4 декабря, 1960, Нью-Йорк) — американский художник и преподаватель первой половины 20 века, монументалист и иллюстратор.

Родился в семье инженера-строителя, с детства интересовался техникой. Как художник, Дин Корнуэлл начинал карикатуристом в местной газете. Впоследствии закончил Чикагский институт искусств. Работал в газете Chicago Tribune. В 1915 году прибыл в Нью-Йорк, где Лига студентов-художников стала вторым местом художественного обучения. Совершил путешествие в Лондон, где изучал технологии создания монументальной живописи под руководством художника Фрэнка Брэнгвина.

Работал как иллюстратор в редакциях журналов, был президентом Общества иллюстраторов в период с 1922 по 1926 гг. К концу 1920-х годов художник работал практически во всех популярных изданиях того периода. Подсчитано, что с 1914 по 1959 год Корнуэлл написал более 1000 иллюстраций для стихов, рассказов и романов.

«Парижская сцена, 1928

Корнуэлл много работал и как монументалист. Создал росписи для двадцати общественных центров. Автор военных плакатов и рекламных проспектов. В 1934 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного академик, став полноправным академиком в 1940 году. В эти же годы Корнуэлл преподавал рисунок в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке, читал лекции в музеях и художественных обществах на всей территории Соединенных Штатов. Продуманность, академическая основательность, убедительность и достоверность – составляющие стиля мастера. "Декан иллюстраторов", – так называли современники Дина Корнуэлла.

«На цель»


Народився Федір Якович ПАВЛЕНКО (5 березня 1936 - 6 лютого 2008, Дніпропетровськ) - один з найбільш нестандартних представників дніпровської школи живопису.

Вищої мистецької освіти не отримав, в Спілці художників не перебував. Але завдяки наполегливій праці і постійній самоосвіти пройшов шлях від графіки до кераміки, потім до живопису і знайшов своєрідну, притаманну лише йому одному, художню пластику. На початку 1990-х, несподівано для багатьох, буквально увірвався на виставкову арену Дніпропетровська, а через 10 років говорили вже про цілком сформовану творчу індивідуальність художника.

«Міжсезоння», 2002. Музей українського живопису (м.Дніпро)

Павленко створив серію пейзажів-настроїв. Писав портрети, неоднозначні по сприйняттю й оцінці. Його автопортрети стали своєрідною живописною автобіографією художника. В останні роки життя він все далі відходить від образотворчості до живописно-пластичної знаковості, особливу увагу приділяючи при цьому фактурі самої живописної поверхні полотна. Його твори оцінювалися неоднозначно, але не можна було заперечувати, що саме індивідуальні особливості роблять живописне обличчя Павленка неповторним.

«Натура для мене, - говорив Павленко, - основа роботи, але безпосередньо з натури я не пишу. Багато що в моїй творчості визначено інтуїцією і підсвідомістю. Спостереження життя природи пов'язане з виникненням майже «реальних» по відчуттю образів-бачень, які я намагаюся висловити живописними засобами».

Автопортрет. Музей українського живопису (м.Дніпро) «Сусіди», 2004. Музей українського живопису (м.Дніпро)