4 декабря -Музей українського живопису

4 декабря

Помер Мартен де ВОС (бл. 1532, Антверпен — 4 грудня, 1603, Антверпен) — південнонідерландський художник другої половини 16 ст., представник маньєризму.

Точної дати народження художника не збережено. В батьківській родині було четверо дітей. Батько, Пітер де Вос, сам був художник і перші художні навички син здобув у майстерні батька. До себе у майстерню помічником Мартена узяв художник Франс Флорис. За припущеннями, 1553 року Мартен познайомився з художником Пітером Брейгелем старшим. Разом із ним відбув у Італію, де вони розділились. Мартен де Вос відбув до Венеції, де працював у майстерні якогось венеціанського майстра, можливо, Якопо Тінторетто. Цитати з творів венецанських майстрів присутні в декотрих творах Мартена де Воса.

1556 року він повернувся у Антверпен. Через два роки його прийняли до гільдії Св. Луки. 1560 року він узяв шлюб із пані Джоанною де Блок. В родині було вісім дітей. Художником став його син Мартен де Вос молодший (1576–1613).

Після іконоборчеських погромів у 1566 році, де Вос був одним з декількох художників, які займалися косметичним ремонтом церковних вівтарів в Антверпені. За цей період Мартіном де Восом були створені багато з його значних робіт.

Де Вос був вельми різнобічним і плідним художником. На початку своєї кар'єри він писав портрети і фігурні сцени, потім основною темою його творів стали біблійні і частково міфологічні сюжети. Роботи пізнього періоду творчості Мартена де Воса характеризуються динамізмом, а також теплими і яскравими фарбами.

«Кана» (Шлюб в Кані Галілейській), 1597. Собор Антверпенской Богоматері


Родился Йозеф Карел Норберт ГРЮНД (4 декабря 1717, Прага – 17 июля 1767, там же) – чешский художник.

Живописи учился у отца, Кристиана Грюнда. В 20 лет продолжил свое обучение в Вене, Италии и Германии. В 1752 году он был принят в Праге в Малостранский цех живописцев и признан мастером. Грюнд считается главным представителем чешского рококо. Его камерное творчество было ориентировано на любителя искусств, наслаждавшегося раритетами в тиши своего кабинета. Интимный характер произведений Грунда в первую очередь отвечал скромным потребностям бюргеров. Незатейливые миниатюры – пейзажи и сценки – привлекали возможностью личного эмоционального соучастия. Грунд часто писал и библейские сцены, отличающиеся от светских композиций лишь добавлением мелких "исторических" аксессуаров. Его творчество вдохновило многих чешских художников, таких как Ян Петер Брандль, Йозеф Манес и Миколаш Алеш.

«Автопортрет» «Дама на качелях» (около 1760 года)


Родился Роман Петрович ТЫРТОВ, псевдоним ЭРТЕ (4 декабря 1892, Санкт-Петербург — 21 апреля 1990, Париж) — русский художник, представитель модерна, корифей графического дизайна и знаменитый модельер, работавший в Париже и Голливуде.

Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, сын генерал-лейтенанта флота, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте (составлен из первых букв имени и фамилии), который взял, «чтобы не позорить семью».

В 1912 году Роман Тыртов по окончании гимназии, уехал в Париж. С 1913 года работал в Доме моды Поля Пуаре. В 1920-е годы был одним из ведущих художников стиля «ар-деко». Создавал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лиллиан Гиш. В 1925 году приглашен в Голливуд, на студию «Метро-Голдвин-Майер». В 1925—1937 году выполнил более ста обложек для журналов «Харперс Базар» и «Вог», сделав их новым феноменом искусства. В 1940-х — 1960-х — скульптор, график, сценограф. Работами Романа Тыртова восхищались Джордж Баланчин и Энди Уорхол. В начале 1970-х, в эпоху нового интереса к «ар-деко» достиг мировой известности.

Роман Тыртов (Эрте): фото в 18 и 97 лет «Адам и Ева»


4 декабря 1909 года в Одессе открылся «Салон Издебского» — «Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр и графики».

На выставке экспонировалось около 750 произведений 150 русских, французских и немецких художников, представителей разных художественных течений – от традиционного реализма до авангарда. Были, в частности, показаны работы А. Матисса, Ж. Брака, А. Руссо, А. Марке и К. Ван Донгена, а также русских авангардистов, собранные при содействии Д. Д. Бурлюка и В. В. Кандинского. Сам Владимир Издебский выставил в салоне 14 собственных скульптур из глины и гипса. Неутомимый Издебский устраивал на выставке диспуты, лекции, к которым привлекались видные критики и журналисты, театральные постановки, в одной из которых участвовал Александр Куприн. Кроме прочего, здесь было представлено прикладное искусство, отдел детских рисунков.

Критика назвала выставку «агрессией варваров, погубивших культуру этрусков», а на наиболее примечательные картины в газетах печатались шаржи. Особенно неистовал Илья Ефимович Репин: «Здесь нас ожидал целый ад цинизма западных бездарностей — хулиганов, саврасов без узды, на полной свободе выкидывающих курбеты красками на холстах. Все эти мазилы, прежде всего, лентяи и холодные скопцы в искусстве». 


Выставка работала в Одессе до 24 января 1910, затем последовала по маршруту: Киев (13 февраля – 14 марта 1910), С.-Петербург (19 апреля – 25 мая 1910), Рига (12 июня –7 июля 1910); состав выставки несколько менялся при продвижении по городам. В 1911 Издебский организовал 2-й «Салон», который прошел по маршруту: Одесса (6 февраля – 3 апреля 1911), Николаев (11 апреля – 1 мая 1911) и Херсон (13 – 31 мая 1911). На этой выставке было показано свыше 400 произведений, преимущественно русских авангардистов. Выставка сопровождалась выходом Каталога-альманаха, в который вошло его эссе «Грядущий город», а также статьи В. В. Кандинского («Содержание и форма»), А. Шёнберга («Параллели в октавах и квинтах»), Н. И. Кульбина («Треугольник») и др.

Оба салона, а также несколько неудачных попыток устройства театральных антреприз в Одессе (в 1910–1913), привели к большим убыткам, а затем и к банкротству, что вынудило Издебского в конце 1913 бежать из Одессы в Париж.

Афиша 2-го Салона Издебского Из экспозиции: И.Грабарь. «Толстые женщины»


Родился Рудольф ХАУСНЕР (4 декабря 1914, Вена — 25 февраля 1995) — австрийский художник, гравер и скульптор, представитель «фантастического реализма».

С 1931 по 1936 год учился в Академии изобразительных искусств в Вене. Находился под влиянием экспрессионизма. В 1938 его творчество было причислено к «дегенеративному искусству» и запрещено. Хауснер в 1941 году был мобилизован и как солдат Вермахта прошёл всю войну. В послевоенные годы художник увлекается сюрреализмом и творчеством Макса Эрнста. Знаменитая картина Хауснера «Ковчег Одиссея» была закончена в 1956 году после шести лет работы над ней. Это полотно предваряло серию картин «Адам», бывшего одним из любимых образов в творчестве художника. Своим персонажам художник придает черты сходства с собой, как бы примеривая на себя их роли и создавая порой ироничные и гротесковые автопортреты.


Художественная техника Хауснера, близкая живописи старых мастеров, строится на ярких спектральных цветах и частом применении в работе пуантилистской манеры письма (раздельными точками или мелкими квадратами), и окончательное впечатление цвета возникает только через сочетание нескольких наложенных друг на друга слоев прозрачной краски. Хауснер, совместно со своими старыми соратниками Эрнстом Фуксом и Антоном Лемденом, основал «Венскую школу фантастического реализма». В своем искусстве художники ориентировались на традиции немецкого Возрождения, его мистико-религиозное начало. В 1970 году Рудольф Хауснер был удостоен Австрийской государственной премии в живописи.

«Лабиринт»


Помер Микола Олександрович ІСА́ЄВ (1891, поблизу Одеси – 4 грудня 1977, м. Іври поблизу Парижа) – живописець, графік і сценограф.

Навчався на початку 1900-х рр. в Одеському та Харківському художніх училищах. Брав участь у Першій світовій війні, був поранений на Галіційському фронті. 1919 року емігрував до Сербії. Працював 1920–24 декоратором Народного театру в Белґраді, копіював візантіійськ фрески. 1925 переїхав до Парижа. Займався у майстерні А. Яковлєва, після 1926 – у П. Рансона. У 1940-1945 жив на півдні Франції, в Ажені. Разом з дружиною переховував у своєму будинку партизан і офіцерів. Був нагороджений Хрестом Опору.

Автор пейзажів, натюрмортів, портретів, декорацій (зокрема до вистав театру Ж. Пітоєва). Оформив павільйон Балтійських держав на Міжнародній виставці у Парижі (1937). Брав участь у Паризьких Салонах, виставках російського мистецтва у Парижі, Брюсселі, Празі, провів кілька персональних виставок.

«Дахи», 1920-ті


4 декабря 2013 в Нью-Йорке на аукционе Сотбис картина Норманна Роквелла «Застольная молитва» («Saying Grace») была продана за 46 миллионов долларов и стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.

На написанной маслом в 1951 году картине изображены женщина и мальчик, склонившие головы в молитве за столиком в людном кафе. Новый владелец отдал за нее вдвое больше, чем предполагали устроители торгов. Предварительная оценка полотна составляла 15-20 млн. долларов. Покупатель отказался раскрыть свою личность, таким образом, кто купил картину – не известно.

До этого самой дорогой работой Роквелла была картина «Разрывая семейные узы», которая ушла с молотка на аукционе Sotheby's в 2006 году за 15,4 млн. долларов. Предыдущий ценовой рекорд на полотна американских художников был установлен в 1999 году. Тогда полотно Джорджа Беллоуза «Игра в поло» было продано на торгах Sotheby's за 27,7 млн. долларов.

Норман Роквелл — американский художник и иллюстратор. Его работы пользуются популярностью в Соединённых Штатах. В 1970-м художник удостоился почетнейшей награды: президентской медали Свободы за свои яркие и характерные изображения американской жизни.

Норман Роквелл «Застольная молитва», 1951