4 ноября -Музей українського живопису

4 ноября

Родился Гвидо РЕНИ (4 ноября 1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья — 18 августа 1642, Болонья) — итальянский живописец болонской школы.

Начал обучение девяти лет от роду — у фламандского живописца Дениса Калверта, затем в школе Лодовико Карраччи. Изучал технику фресковой живописи у Феррантини, а в 1596 г. Рени отправился в Рим, где познакомился с произведениями Рафаэля. Работал для кардинала Боргезе и для папы Павла V.

Гвидо Рени первоначально был сторонником господствовавшего тогда в итальянской живописи натуралистического направления, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал под влияние Караваджо. В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, а впоследствии придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени, прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным. Рени был учителем целого ряда живописцев. Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.

Портрет Г. Рени кисти Доменикино «Смерть Клеопатры», около 1595—1598. Капитолийская Пинакотека, Рим


Родился Ге́ррит ван ХОНТХОРСТ (4 ноября 1590, Утрехт — 27 апреля 1656, там же) — нидерландский художник утрехтской школы, один из лидеров караваджизма за пределами Италии.

Хо́нтхорст в 1610-х годах учился и работал в Риме, испытал влияние Караваджо, затем – в Лондоне, где давал уроки дочерям Карла I. В 1622 Хонтхорст был принят в гильдию живописцев своего родного города. В 1630-х стал работать как портретист, в 1637 переселился в Гаагу. В 1641 был назначен придворным художником Вильгельма, принца Оранского.

За мастерство изображения ночных сцен при искусственном освещении получил у итальянцев прозвище «Ночной Герардо». У себя на родине стал центром группы «утрехтских караваджистов».

«Поклонение Младенцу», около 1620, Галерея Уффици, Флоренция


Родился Якоб ГЁТЦЕНБЕРГЕН (4 ноября 1802, Гейдельберг — 6 октября 1866, Дармштадт) — немецкий художник.

Учился у Петера Йозефа фон Корнелиуса, сначала в Дюссельдорфе, затем в Мюнхене. В середине 1820-х годов он посетил Лондон, где встретился со многими известными художниками и поэтами. Затем учился в Риме и Неаполе в 1828 году. Вместе с Эрнстом Фёрстером и Карлом Генрихом Германом в 1832 расписал фресками аудиторию в Боннском университете. Высокую оценку современников получили также фрески в церкви в Нирштайне.

Он был назначен инспектором галереи в Мангейме, посетил Париж и Лондон вместе с Корнелиусом и в 1844 расписал фресками «Trinkhalle» («питьевой павильон» — зал минеральных вод) в Баден-Бадене на сюжеты легенд Шварцвальда («чёрного леса» на юге Германии). В 1847 он поехал в Англию, где написал множество портретов и фресок.

Портрет работы Луи Кревеля, 1834 «Водяная нимфа», фреска, Баден-Баден


4 листопада 1933 року «Нью-Йорк Таймс» опублікувала замітку про покупку музеєм Метрополітен декількох картин з Ермітажу ( «Розп'яття» і «Страшний суд» ван Ейка). Так стала відома публіці секретна інформація про торгівлю шедеврами з музеїв СРСР.

Продаж картин з колекції Ермітажу - зроблений в 1929-1934 роках урядом СРСР акт розпродажу полотен ермітажної колекції. Всього із залів і запасників музею було відібрано 2880 картин, 350 з яких представляли собою твори значною художньої цінності, а 59 - шедеври світового значення; невелика частина з них, не знайшовши покупця, все ж повернулася назад, але 48 знаменитих шедеврів назавжди покинули Росію - включаючи роботи таких майстрів, як Ян ван Ейк, Тіціан, Рембрандт і Рафаель. Деякі з цих полотен знаходилися в зібранні музею ще з часів його заснування імператрицею Катериною. Крім того, з Ермітажу розпродавали художнє срібло, бронзу, нумізматичні колекції, візантійські емалі. Цей розпродаж національного надбання і культурної спадщини розцінюється як «трагедія і катастрофа», «безумство», «непродумана, часто невміла, навіть безглузда, а тому і плачевна за своїми наслідками діяльність». Дохід від продажів склав не більше одного відсотка від валового доходу країни, і значимого впливу на хід індустріалізації не чинив, завдавши при цьому значних збитків національному культурному надбанню та міжнародній репутації.

Ян ван Ейк. «Розп'яття і Страшний суд».
Тепер - в Музеї Метрополітен, Нью-Йорк
Тіціан. «Венера перед дзеркалом».
Тепер - в Національній галереї мистецтва, Вашингтон


4 ноября 1959 года в Севастополе открылась Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Это одно из крупнейших произведений современной батальной живописи. Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 м². Живописное полотно расположено полукругом впереди смотровой площадки. На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун-горы войсками 51-й и Приморской армий. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы: перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. Авторы панорамы — художники студии имени М. Б. Грекова: П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин. Создание картины заняло семь месяцев.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плане, — реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. А предметы натурного плана — это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора»; построено по проекту архитектора В. П. Петропавловского. Перед зданием экспонируются образцы военной техники и вооружения периода Великой Отечественной войны.

Адрес: Украина, АР Крым, г.Севастополь, Сапун-Гора

Здание диорамы Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (фрагмент)


4 ноября 1967 года в Новой Каховке была основана Картинная галерея им. А.С.Гавдзинского (как художественный отдел Херсонского краеведческого музея). Самостоятельное музейное учреждение с 2002 года. В феврале 2003 года галерее присвоено имя Альбина Станиславовича Гавдзинского, заслуженного художника Украины и почетного гражданина Новой Каховки.

Картинная галерея имеет свои художественные фонды: произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства советского и современного периода; фотографии (всего 1039 экспонатов). В художественных фондах галереи находится коллекция из 297 экспонатов живописи и графики А.С.Гавдзинского, 237 из них он подарил городу в 1961 году; коллекция офортов народного художника Украины В.Ф.Мироненко, коллекция иллюстраций народного художника Украины В.Г.Литвиненко. Фонды пополняются и произведениями художников, выставки которых проходят в галерее. Адрес: 74900, Украина, Херсонская область, г. Новая Каховка, ул. Историческая, 26-а.