4 мая -Музей українського живопису

4 мая

Родился Хуан де Вальдес ЛЕАЛЬ (4 мая 1622, Севилья – 15 октября 1690, там же) — испанский художник, график, скульптор и архитектор эпохи барокко.

Сын ювелира. По традиции, издавна существовавшей в Севилье, выбрал фамилию матери, под которой и прославился. Так же сделал еще один севильянец - Диего Веласкес. Есть предположения, что Хуан учился живописи в Кордове у Антонио дель Кастильо. Стал одним из основателей (вместе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран главным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его жена, живописцами стали сыновья и дочери.

Имел склонность к драматическим сюжетам. В картинах господствующими были мистические настроения испанского католицизма, разочарования и уныния, характерные для кризисной эпохи позднего испанского барокко. Некоторые из его картин описывают ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), быстротечность и смерть: «В мгновение ока», « Венец славы земной». В 1671-1672 выполнил для севильской церкви Братства Милосердия Господня цикл работ «Иероглифы последних дней человеческих», ставший вершиной его творчества.

«Венец славы земной (Finis gloriae mundi)»


Родился Жан-Луи ВУАЛЬ (4 мая 1744 года, Париж — конец 1806 года) — французский художник-портретист, почти не известный у себя на родине, работавший в Санкт-Петербурге; одно время был придворным живописцем Павла I. Автор камерных портретов, исполненных в монохромной серебристой гамме, близких своим эмоциональным строем сентиментализму.

Родился в семье парижского ювелира. Учился у Франсуа Друэ-младшего в Королевской Академии живописи и скульптуры (1758). Прибыв в Санкт-Петербург в качестве актёра, уже в 1760-х гг. пользовался известностью как портретист; получил доступ к Гатчинскому двору; в 1780 году стал придворным художником великого князя Павла Петровича, впоследствии царя Павла I. Проработав в России более тридцати лет, вернулся в 1795 году во Францию и выставлял свои произведения в Парижском салоне. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта художник снова вернулся в Петербург, где его след затерялся.

«Баронесса Екатерина Александровна Строганова в 15 лет», 1781-1782


Родился барон Франсуа Паскаль Симон ЖЕРАР (4 мая 1770, Рим – 11 января 1837, Париж) – французский художник-портретист эпохи ампира.

Начинал как скульптор, но затем перешел в помощники к академику-неоклассицисту Ж. Л. Давиду. Как и его наставник, участвовал в революционном движении, но впоследствии легко менял политические взгляды и покровителей. Франсуа Жерар стал ведущим портретистом наполеоновского двора, получил титул барона. Создал обширную галерею портретов деятелей Первой империи и Реставрации, писал масштабные батальные полотна, прославлявшие подвиги Наполеона. В правление Карла X украсил вычурными академическими композициями плафон Пантеона.

Картины Жерара тщательно проработаны, холодны и элегантны, его портреты доносят до нас идеал салонной грации начала XIX века.

Портрет Ф. Жерара кисти А. Ж. Гро «Амур и Психея», 1822. Музей Лувр


Народився Франц А́ДАМ (4 травня 1815, Мілан - 30 вересня 1886, Мюнхен) - німецький живописець з Мюнхена.

Другий син Альбрехта Адама і його учень. Склав собі популярність обдарованого майстра картин солдатського побуту, битв і особливо коней. Від свого батька відрізняється більшим реалізмом, будучи дуже майстерним також в сценах з угорського народного життя, за які користувався повагою в Австрії; відомий, крім того, кількома прекрасно виконаними кінними портретами.



Родился Фредерик Эдвин ЧЕРЧ (4 мая 1826, Хартфорд, Коннектикут – 7 апреля 1900, Олана, Нью-Йорк) – американский художник-пейзажист, романтик, представитель «школы реки Гудзон».

Родился в богатой семье. Обучался живописи у одного из ведущих американских художников того времени Томаса Коула. Уже в 22 года Фредерик провел первую персональную выставку, открыл мастерскую в Нью-Йорке и взял первого ученика. Каждое лето Чёрч работал на природе, заканчивая свои картины зимой. Художник путешествовал по Южной Америке и Канаде, впоследствии посетил Европу, Северную Африку и Ближний Восток. Его работы пользовались спросом, полотно «Сердце Анд» (1859) было продано за рекордную для американской живописи сумму 10 тысяч долларов (ныне в музее Метрополитен, Нью-Йорк). Главные произведения Чёрча представляют собой монументальные драматические пейзажи, часто с тревожной багрово-красной подсветкой.

Чёрч регулярно выставлялся вместе с другими американскими пейзажистами – Коулом, Дьюрандом, Кенсеттом и Кропси. Это объединение получило название «школы реки Гудзон».

«Айсберги», 1861. Музей искусств, Даллас


В цей день (22 квітня за старим стилем) 1838 року в Петербурзі відбулася лотерея, в якій розіграли портрет поета, вихователя спадкоємця престолу Василя Жуковського, що спеціально для цього випадку намалював знаменитий Карл Брюллов. Гроші, зібрані від лотереї, в якій взяла участь і царська родина, були передані поміщику Павлу Енгельгардту, який погодився відпустити на волю свого кріпака Тараса Шевченка лише за 2500 рублів. На той час ця сума була еквівалентна 45 кілограмам чистого срібла. 25 квітня (7 травня) Шевченкові видали відпускну.

Портрет Василя Жуковського роботи Карла Брюллова Г.Меліхов. «Молодий Тарас Шевченко в майстерні Карла Брюллова», 1939


Родился Томас Уилмер ДЬЮИНГ (4 мая 1851, Бостон — 5 ноября 1938, Нью-Йорк) — американский художник-тоналист, один из основателей художественного общества «Десять американских художников».

После школы работал учеником литографа. Затем обучался в парижской Академии Жюлиана у Гюстава Буланже и Жюля Лефевра. По возвращении в Соединенные Штаты Томас женился на Марии Оки, тоже художнице. В 1881 году он начал преподавать в нью-йоркской художественной школе Лига студентов-художников Нью-Йорка. С 1885 по 1905 годы вместе с женой проводили лето в художественной колонии городка Корниш в Нью-Гэмпшире.

В 1888 году Томас Дьюинг был избран в Национальную академию дизайна. В 1898 году он стал одним из основателей группы из десяти американских художников, которые отделились от Общества американских художников в 1897 году. В 1899 году Дьюинг вступил в Общество художников-пейзажистов, основанное в этом же году, где он работал с другими художниками-тоналистами. Перестал писать после 1920 года и последние годы жизни провел в своем доме в Корнише, Нью-Гэмпшир.

«Лютня»


Народився Войцех ВЕЙС (4 травня 1875, Леорда, Румунія - 7 грудня 1950 Краків) - польський художник-модерніст і графік.

Войцех Вейс народився в герцогстві Буковина, поблизу міста Ботошань. Почав навчатися на художника у Львові, далі вчився в Академії витончених мистецтв у Кракові. Учень професорів Флоріана Цінка, Леопольда Лефльора і Ісидора Яблонськогo. Вважається одним з провідних польських художників-модерністів початку XX століття. Визнання отримав і в Польщі, і за її межами ще на рубежі XIX-XX століть. Захоплювався експресіонізмом. З 1904 по 1912 рік у творчості Вейса мав місце так званий «білий період», коли він малює особливо пронизливим, інтенсивним кольором. З 1907 року він - професор і ректор краківської Академії витончених мистецтв.

Характерними для В. Вейса є пейзажі та зображення ню, виконані в манері Сезанна, Е. Мунка або Ренуара. Пізніше художник захоплюється символізмом. В кінці життя писав в стилі соціалістичного реалізму. Дружина - художниця Ірена Вейс (1888-1981).

«Автопортрет з масками», 1900 «Поцілунок на траві», 1900


Народився Роман Давидович ШУСТЕРМАН (4 травня 1927, с. Таращі (за іншими даними Тарасівка) Білоцерківського району Київської обл. - 7 вересня 2001, Дніпропетровськ, зараз – м.Дніпро) - український живописець, представник дніпровської школи живопису.

Випускник Дніпропетровського художнього училища, прихильник традиційного реалістичного мистецтва. Займався станковим живописом, працював переважно у жанрі пейзажу. Створював монументальні мозаїчні роботи зі смальти для громадських будівель. Деякі з цих монументальних композицій збереглися до наших днів. Живописні твори знаходяться в приватних колекціях в Україні, Ізраїлі, Німеччині, Франції, США, Канаді, Великобританії (галерея Danusha Fine Arts, Лондон).

Із зібрання Музею українського живопису (м.Дніпро): Р.Шустерман. «Мирне небо Донбасу».


Родился Михаил Михайлович ШЕМЯКИН (4 мая 1943, Москва) — российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

Большая часть детства художника прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина. В 1967 году основал группу художников «Петербург». Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк.

Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых», Моква. Автор - скульптор Михаил Шемякин

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

«Тень с зеркалом»


Народився Юрій Іванович СЯРКЕВИЧ (4 травня 1944, м.Жовква, Львівська обл. – 27 липня 2015, Мукачево) - український живописець. Заслужений художник України (2004).

У 1971 році закінчив Львівський інститут прикладного та декоративного мистецтва. Від 1973 року Ю.І. Сяркевич учасник обласних, всеукраїнських та міжнародних художніх виставок. Персональні виставки художника пройшли: 1979 - Мукачево, 1999 - Ужгород, 2000 - Львів, Київ. Член Спілки художників України з 1989 року.

«Карпатський пейзаж», 1990-і


Родился Кит ХАРИНГ (4 мая 1958, Рединг — 16 февраля 1990, Нью-Йорк) — американский художник, скульптор и общественный деятель.

Харинг рано начал рисовать, воспитывался на американской популярной культуре комиксов, мультфильмов, рекламы. Два семестра проучился на дизайнера в художественной школе в Питтсбурге, бросил занятия. Затем перебрался в Нью-Йорк, вошел в круги альтернативного искусства. Занимался настенной живописью в нью-йоркской подземке, а также в Мельбурне, Сиднее, Рио-де-Жанейро, Амстердаме, Париже, Берлине.

Первая персональная выставка Кита Харинга была организована в Нью-Йорке в 1982. В 1986 году художник открыл в Манхеттене лавку Pop Shop, которая торговала самыми разными товарами с нанесёнными на них картинками художника. Появление этого магазинчика отвечало замыслу художника сделать свои работы как можно более доступными и убрать границу между своим искусством и массовой культурой.

«Двусмысленный взгляд в прошлое»

Кит Харинг был открытым геем. В 1988 году он получает диагноз СПИД. С этого момента Кит Харинг разворачивает активную агитационную работу против замалчивания проблем больных СПИДом, опасность этой болезни становится одной из постоянных тем в его работах (как правило, роль ВИЧа/СПИДа в его графике выполнял сперматозоид с рожками, как у чёрта). Смерть настигла художника 16 февраля 1990 года, причиной явились осложнения, вызванные СПИДом.

«Боксёры». Берлин, 1987


4 травня 2004 року на аукціоні Sotheby's за рекордну на той момент ціну в 104 мільйони доларів була продана картина Пабло Пікассо "Хлопчик з люлькою» (1905). Попередній рекорд вартості твору живопису, з виставлених на продаж, протримався 15 років: «Портрет доктора Гаше» пензля Ван Гога був проданий на аукціоні «Крістіс» 15 травня 1990 року за 82,5 млн доларів. На сьогоднішній момент «Хлопчик з люлькою» займає 7-й рядок серед найдорожчих творів живопису, проданих на відкритих торгах, і є 3-ю за вартістю картиною Пікассо.

Картина «Хлопчик з люлькою» була написана 24-річним Пабло Пікассо у гуртожитку Бато-Лавуар на Монмартрі і відноситься до так званого «Рожевого періоду» його творчості. Роботи раннього Пікассо рідко потрапляють на аукціони - практично всі картини його «рожевого» і «блакитного» періодів знаходяться в музейних колекціях. Полотно «Хлопчик з люлькою» (розмір 100 х 81 см) раніше прикрашало зібрання американського колекціонера Дж. Уїтні.

Пабло Пікассо «Хлопчик з люлькою», 1905