31 декабря -Музей українського живопису

31 декабря

Вітаємо з Новим Роком!

Ел Буелл (США). «Напередодні Різдва», 1953


Родился Иоганн Баптист ЛАМПИ Старший (31 декабря 1751, Ромено, Южный Тироль — 11 февраля 1830, Вена) — австрийский художник итальянского происхождения. Живописец, график, миниатюрист, мастер парадного портрета.

Первоначальное художественное образование получил у отца —тирольского художника Матиаса Лампа. Совершенствовался у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у Фр. Лоренци, ученика Дж. Б. Тьеполо, в Вероне. Уже в это время он писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины. Успехи его были столь стремительны, что Веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет.

В 1781—1788 годах жил в Вене, где быстро снискал себе популярность отличного портретиста. За портрет императора Иосифа II в костюме Великого магистра Ордена Золотого Руна был удостоен звания профессора Академии художеств в Вене и был избран членом её Совета. В 1788 году по приглашению польского короля-мецената Станислава II Августа Понятовского приехал в Варшаву, где им были исполнены портреты самого государя и многих польских и литовских аристократов. В январе 1792 года был приглашён Екатериной II в Санкт-Петербург, где и пробыл пять лет. В 1792—1793 годах написал портрет Екатерины II во весь рост с натуры. Получил звание почётного вольного общника Императорской академии художеств.

В Австрии, в 1798 году, художник получил потомственное дворянство, а через год — удостоен звания почётного гражданина Вены. Был избран членом Шведской Академии изящных искусств за портрет короля Карла XIII. С 1800 года возглавлял Совет Венской Академии художеств, много сделав для развития художественного образования в Австрии. Имел собственную художественную мастерскую в Вене, где выполнялись многочисленные портретные заказы.

Центральное место в творчестве художника занимают парадные и полупарадные портреты, в ходе написания которых ему особенно удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить её, но без значительного ущерба для сходства с действительностью. В героях Лампи Старшего чувствуется деланная красивость, отстранённость от реалий жизни; выражения лиц — самоуверенные и горделивые. Колорит его картин — насыщенный, но вместе с тем нежный и приглушённый; живописная манера — плавный мазок, смягчающий светотеневые градации; приём письма - свободный, особенно искусный в воспроизведении интерьеров и аксессуаров. Всё это делает Лампи Старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.

«Портрет императрицы Екатерины II», 1793


Родился Джованни БОЛЬДИНИ (31 декабря 1842, Феррара, Папская область — 12 января 1931, Париж) — итальянский живописец. Один из лучших портретистов конца XIX — начала XX века.

Сын художника. Учился во Флорентийской академии художеств. С 1869 года работал в Лондоне, где получил известность как портретист. В 1872 году поселился в Париже и стал выставлять свои работы в Салоне. Дружил с Эдгаром Дега, Джоном Сарджентом, Полем Эллё. Оставил портреты многих заметных фигур Прекрасной эпохи, был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени. Удостаивался Гран-при на Всемирных выставках в Париже (1889, 1900).

«Портрет Джузеппе Верди», 1886. Национальная галерея современного искусства, Рим

Мастер виртуозных светских портретов, отличавшихся выразительной характеристикой кокетливо-дерзких дам высшего света и их изощренных вечерних туалетов. Атмосфера утонченного декаданса, наполненного символическими ассоциациями и оттенками чувств – дух «конца века», fin de siecle– пронизывает бравурное и эффектное искусство Болдини, в котором современники видели прямого продолжателя великих традиций старых мастеров.
«Портрет Марты Бибеску». 1911


Родился Войцех КОССАК (31 декабря 1857, Париж — 29 июля 1942, Краков) — польский художник.

Сын художника Юлиуша Коссака, отец художника Ежи Коссака. Учился в Кракове, Мюнхене и Париже. С 1916 года — преподаватель Училища изящных искусств в Варшаве. Председатель автомобильной секции при Союзе туристов (1913), с 1914 председатель Краковского клуба автомобилистов. С 1914 по 1918 год был председателем краковского Общества любителей изящных искусств.

Творческая индивидуальность формировалась под влиянием творчества отца и Юзефа Брандта. Писал пользовавшиеся большим успехом исторические и батальные сцены, главным образом из времён наполеоновских войн и восстания 1830 года, также портреты и картины на военную тематику. Принимал участие в создании Рацлавицкой панорамы, а также панорамы «Березина».

«Автопортрет с палитрой», 1893 «Черкес в галопе»


Родился Ганс ам ЭНДЕ (31 декабря 1864, Трир — 9 июля 1918, Штеттин) — немецкий художник—импрессионист, один из основателей Ворпсведской колонии художников.

Родился в семье священника. Художественное образование получил в мюнхенской Академии изящных искусств под руководством профессора Вильгельма фон Дица. Затем учился в Государственной академии изящных искусств Карлсруэ, у Фердинанда Келлера. В 1888 году, после смерти отца, Ганс ам Энде поселился в Ворпсведе и, наряду с Ф. Макензеном, Фрицем Овербеком и Отто Модерзоном, стал одним из основателей в этом местечке колонии художников. В 1894 году к ним присоединился Генрих Фогелер, ставший соседом Ганса ам Энде. В 1895 году ворпсведские художники устроили выставку своих работ в бременской Галерее искусств, затем — в том же году — в мюнхенском Стеклянном дворце, после чего «ворпсведская группа» стала известна по всей Германии. Работы Г. ам Энде, включавшие в себя пейзажи, портреты, а также гравюры, в том числе и большого формата, были особо отмечены художественной критикой. С началом Первой мировой войны Г. ам Энде ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен в бою под бельгийским городком Месен и скончался от ран в штеттинском госпитале. Похоронен в Бремене.

«Барк на реке Хамме»


Родился Анри МАТИСС (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор — 3 ноября 1954, Ницца) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.

Родился в семье преуспевающего торговца зерном. Изучал юриспруденцию в Париже, но в 20 лет увлекся рисованием, когда долго находился в больнице после приступа аппендицита. Преодолев сопротивление отца, решил стать художником. В 1891 году Анри снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств, где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств.

«Площадь в Сен-Тропе», 1904 Музей искусств, Копенгаген

С 1890 по 1902 год Матисс ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Большое влияние на художника оказали картины Поля Сезанна. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса, не имевшая, однако, большого успеха. Под влиянием Поля Синьяка Матисс начал работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.
«Голубая обнаженная», 1907

Лето 1905 года Матисс провел с Андре Дереном и Морисом де Вламинком в Кольюре, рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, четкие линии и менее строгий пуантилизм. Когда осенью 1905 года будущие фовисты впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже, их резкие, энергичные краски буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Луи Воксель дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей».
«Красная комната», 1908

Позднее художник основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона.

«Танец», 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Родился Макс ПЕХШТЕЙН (31 декабря 1881 года, Цвиккау — 29 июня 1955, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров немецкого экспрессионизма.

Начал учиться рисовать у частного учителя в Цвиккау, продолжил обучение живописи в 1900—1906 гг. в Дрездене, сперва - в художественной школе (до 1902), а затем в Академии изобразительных искусств. В 1906 становится членом художественной группы «Мост» («Brücke»), награжден Саксонской государственной премией. 1908 - переезд в Берлин, членство в Берлинском сецессионе. В 1910 вместе с Э. Хеккелем и Э. Л. Кирхнером основывает на Морицбургских прудах группу «Новый Сецессион» («Neue Sezession»), в которой становится председателем. В подражание Гогену в 1914 путешествует на острова Палау (Микронезия). 1915—1916 - принимает участие в боевых действиях на Западном фронте.

С 1922 Пехшейн член Прусской Академии искусства. После прихода нацистов к власти - запрет рисовать и выставляться, в 1937 работы М. Пехштейна объявлены «дегенеративным искусством»; 326 его картин изъяты из немецких музеев. В 1944 в результате бомбардировок разрушено жильё Пехштейна, и значительная часть его произведений погибла. С 1945 профессор в Высшей Школе изобразительного искусства в Берлине.

«Автопортрет с трубкой и шляпой»,1918 «Итальянская церковь»


Народився Соломон Аронович РОЗЕНБАУМ (31 грудня 1885, Полтава - осінь 1941, там само) — полтавський живописець, викладач.

Вчився в Одеському художньому училищі (1901-1908 рр.) у К. К. Костанді, Петербурзькій Академії мистецтв. Працював у майстерні І. Г. Мясоєдова в Полтаві (1915— 1917 рр.). Викладав малювання у навчальних закладах міста (1909-1941 pp.), обласному Будинку народної творчості (з 1939 р.). Загинув від рук нацистів під час німецької окупації Полтави. Більша частина його робіт була втрачена.

На творчості Соломона Розенбаума позначилися впливи імпресіонізму та стилю модерн. Писав переважно індустріально-тематичні краєвиди. Твори: "Вулиця у Полтаві" (1920 p.), "Околиці Полтави" (1926 p.), "Селянське подвір'я", "Перший сніг" (обидві - 1926 р.), "На Дніпрельстані" (1928 p.), "Осінь" (1929 p.), "Полтавський краєвид" (1939 p.), "Дніпрогес", "Домни в Макіївці", "Зима" (всі — 1940 р.).

«Вулиця у Полтаві»


Родился Теодорос СТАМОС (31 декабря 1922, Нью-Йорк — 2 февраля 1997, Янина) — американский художник, писавший в стиле абстрактного экспрессионизма.

Теодорос Стамос родился в семье греческих эмигрантов. Изучал скульптуру в Американской школе искусств, затем самоучкой овладел живописью, исключительно которой и посвятил себя начиная с 1939 года. Первая персональная выставка состоялась в галерее Уэйкфилд, которой тогда руководила Бетти Парсонс, в 1943 году. Тогда художник познакомился с авангардистами Барнеттом Ньюменом и Адольфом Готлибом, под влиянием которых Теодорос Стамос находился несколько последующих лет.

В 1947 году художник принимает участие — совместно с Гансом Гофманом, Эдом Рейнхардтом, Марком Ротко и Клиффордом Стиллом — в групповой выставке «Идеографическая картина», организованной Б. Ньюменом в галерее Бетти Парсонс.сВ 1958—1959 годах Т. Стамос участвует в передвижной международной выставке «Новая американская живопись», организованной нью-йоркским Музеем современного искусства и призванной показать превосходство работ американских художников над европейцами.

Adam (1961)


Родился Николай Антонович МАКСИМЕНКО (31 декабря 1924, с. Яроповичи Житомирской обл.) — украинский живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Народный художник Украины (1994). Лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко (1994).

В 1941 – 1942 учился в художественной студии в Магнитогорске (у И. Грабаря, Б.Дегтярёва). Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями. Член СХ СССР с 1960 года. Живет и работает в Житомире. Основыне произведения: «Лук цветет» (1970), «Зимний вечер» (1970), «Женщина с Севера» (1980), «Червона калина» (2000). Работы художника находятся в более чем 30 музеях Украины и за ее пределами, во многих частных коллекциях.

«Голубой март» (1983)


Родилась Зоя Александровна ОДАЙНИК-САМОЙЛЕНКО (31 декабря 1924, Киев — 2 сентября 2002, Киев) — украинский живописец. Заслуженный художник Украины (1981).

В 1941 году окончила Художественную школу имени Тараса Шевченко. В годы Великой Отечественной войны прошла через концентрационный лагерь Равенсбрюк. В 1952 году Зоя Одайник-Самойленко окончила Киевский государственный художественный институт по специальности «художник-живописец». Её преподавателями были Сергей Григорьев, Константин Елева, Владимир Костецкий, Сергей Ержиковский, Илья Штильман. Участница художественных выставок с 1954 года. Зоя Одайник-Самойленко является автором многочисленных жанровых полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов. Основные работы: «Красные маки» (1957), «Въезд в Киев» (1957), «Над синим Псёлом» (1959), «Разговор в купе поезда», «Девчата», «Серёжа» (1962), «Шахматы», «Девушки. Полтавщина», «Оксаночка» (1965), «Черемшина» (1969), «Осень» (1981), «Автопортрет» (1985), «Колокольчики» (1985), «Украинский натюрморт» (1989), «В саду» (1990).

Муж — Одайник Вадим Иванович (1925—1984), народный художник СССР. Сын — Сергей Вадимович Одайник (1949), заслуженный художник Украины. Дочь — Одайник Оксана Вадимовна (1953), народный художник Украины.

«Зоя» (портрет жены), 1946 г. Вадим Одайник «Шахматы», 1965


Родился Виктор Дмитриевич СИДОРЕНКО (31 декабря 1953, Талды-Курган, Казахская ССР) — живописец, куратор, педагог, автор объектов и фотокомпозиций, также научных и публицистических работ. Народный художник Украины (1998).

Действительный член (академик) и вице-президент Национальной академии искусств Украины (с 1996). Кандидат искусствоведения (2005), профессор живописи (2002). В 2001 основал и возглавил Институт Проблем Современного Искусства Национальной академии искусств Украины.

Родился в семье репрессированных сталинским режимом. С 8 лет занимается живописью, с 10 лет увлекается фотографией. С отличием окончил в 1979 Харьковский художественно-промышленный институт. Ученик профессора Б. В. Косарева. С 1981 — аспирант творческих мастерских АХ СССР (научный руководитель — академик, профессор С. А. Григорьев). С 1985 живёт и работает в Киеве. В 1989—1991 годах — народный депутат СССР (от Союза художников Украины). В 1992 году получает звание «Заслуженный деятель искусств Украины», в 1998 году — звание «Народный художник Украины».

Творчество В. Сидоренко развивалось от реализма к неоавангардизму. В сферу творческих интересов художника входят специфические реалии нашего времени — проблемы памяти, наследие посттоталитарных рудиментов, вопросы идентификации личности в современном все более усложняющемся мире, перспективы человека в новой глобализационной модели жизнеустройства. Автор проектов «Амнезия» (1995), «Ритуальные танцы» (1997), «Цитохронизмы» (2002), «Жернова времени» (2003), «Аутентификация» (2006), «Левитация» (2008—2009).

Проект «Левитация»


31 декабря 2009 года из музея Кантини в центре Марселя была похищена картина Эдгара Дега «Хор» . Небольшое полотно размерами 32 на 27 см попросту сняли со стены ранним утром перед началом рабочего дня выставки «От сюжета до картины». К слову, на ней было представлено 20 работ Дега среди 200 не менее ценных экспонатов. Следов взлома не было, что указало на «внутримузейное» дело (по подозрению в причасности к краже был задержан сторож музея). Картина, предоставленная парижскаим музеем д’Орсэ для выставки, оценивается в 30 миллионов евро.