31 марта -Музей українського живопису

31 марта

Народився Вільям Морріс ХАНТ (31 березня 1824, Братлборо, штат Вермонт, США - 8 вересня 1879, Нью-Гемпшир) - американський художник-реаліст.

У 1844-1855 рр. жив в Європі, де займався спочатку скульптурою, а потім живописом - в Дюссельдорфі, а потім у Т. Кутюра в Парижі (1845-1850). Велику роль в його творчому розвитку зіграли перебування і робота в Барбізоні, в колі французьких реалістів, пейзажистів, і, особливо, дружба з Ж. Ф. Мілле. Повернувшись до Америки, Хант відкриває в Бостоні художню школу. У навчанні він практикував виїзди на етюди на природу (пленер), як це було прийнято в той час у Франції, намагаючись прищепити паризькі стиль і моду до американського художнього мистецтва.

«Ніагарський водоспад», 1878

Хант виконав ряд психологічно виразних портретів (А. Лінкольн, пані Адамс, Іда Менсон, Лемуел Шоу). У 1870-і рр. писав пейзажі. У 1878 р почав працювати над декоративними розписами залу зібрань Капітолію в Олбані. У 1872 році під час великої пожежі в Бостоні було втрачено багато полотен та ескізів Вільяма М.Ханта, а також п'ять картин його вчителя і друга Ж.-Ф.Мілле, які Хант свого часу привіз із Франції. Вільям Хант потонув під час переправи між штатами Нью-Гемпшир і Мен. Похований на острові Епплдор-Айленд.

«Автопортрет», 1866 «Маленький барабанщик», 1862


Родился Джон Ла ФАРЖ (31 марта 1835, Нью-Йорк — 14 ноября, 1910) — американский живописец, монументалист, изобретатель опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) , создатель витражных окон, декоратор и писатель.

Джон Ла Фарж был многосторонним и оригинальным художником, рисовавшим ландшафты и натюрморты, коллекционировал японские гравюры. Путешествия на дальний Восток привили ему вкус к экзотике.

Paradise Valley, 1866-1868

Родился в Нью-Йорке в богатой французской семье. Учился в Париже вместе с Томасом Кутюром. Затем он оставил кисть и посвятил себя фресковой живописи и декорированию. Его сотрудничество с архитектором Г.Г. Ричардсоном в ходе оформления выстроенной в романском стиле Троицкой церкови в Бостоне вызвало сенсацию и собрало массу восторженных отзывов. Популярности Ла Фаржа могли позавидовать лучшие мастера кисти. Его включили в число ведущих декораторов и завалили церковными и частными заказами. В сорок один год Ла Фарж занялся витражами. Он подошел к новому изобразительному средству как художник и заинтересовался достижением пространственного эффекта и модуляцией цветов. В 1880 году Ла Фарж получил патент на переливчатое стекло и заключил контракт с нью-йоркской декораторской фирмой «Хертер Бразерс» на поставку оконных витражей в большие здания, оформлением которых они занимались.

«Рыба и цветущая ветка», 1896. Музей изобразительных искусств, Бостон, США


Родился Пя́трас КАЛПОКАС (31 марта 1880 года, хутор Мишкине близ местечка Кветки Ковенской губернии — 5 декабря 1945 года, Каунас) — литовский живописец; профессор.

В 1895–1898 годах учился живописи и рисованию у Вильгельма Пурвита, Яниса Валтера, посещал Школу рисования и живописи В. Блюма в Риге. Позднее учился в Одесской художественной школе (1898—1900). В 1900 году вернулся в Литву. С 1905 года участвовал в выставках. В 1907 году стал, вместе с М. К. Чюрлёнисом, П. Римшой, А. Жмуйдзинавичюсом, К. Склерюсом, одним из учредителей Литовского художественного общества. Затем обучался живописи, графике, прикладному искусству в школе Антона Ажбе в Мюнхене. В 1908—1912 годах жил в Венгрии, Швейцарии. В 1915 году поселился в Италии, где жил случайными заработками и писал картины.

«Вечер», 1926

В 1920 году вернулся в Литву. В учреждённой в 1922 году Каунасской художественной школе преподавал рисование и живопись. В 1928 году устроил большую персональную выставку в Каунасе. В 1929—1940 годах руководил студией живописи, преподавал рисование, технику фрески и мозаики. В 1941—1945 годах преподавал живопись в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства. В 1945 году стал профессором.

Писал пейзажи, бытовые композиции, портреты, рисовал карикатуры, иллюстрировал книги. Автор плакатов. Работал также в области монументального декоративного искусства. Делал декорации для некоторых спектаклей Государственного театра в Каунасе. В 1921 году написал полотно с портретами трёх князей — Гедимина, Кейстута, Витовта. По приглашению Юозаса Тумаса-Вайжгантаса написал два больших полотна для Церкви Витовта Великого — «Благодарность Витовта Великого Деве Марии после битве на Ворскле» (1921) и «Пьета» (1927). Для часовни собора Святых Петра и Павла написал картину «Святая Зита».

«Автопортрет», 1921 «Женщина с мячом», 1933


Родился Жюль ПАСКИН (31 марта 1885, Видин, Болгария — 2 июня 1930, Париж) — живописец и график Парижской школы.

Настоящее имя — Юлиус Мордехай Пинкас. Родился в состоятельной сефардской семье торговца зерном, был восьмым ребёнком из одиннадцати. В 1892 году переехал с родителями в Бухарест; четырьмя годами позже был отправлен учиться в интернат в Вене. Учился живописи в Вене (1902—1904), затем в художественной школе Морица Хаймана в Мюнхене (1904—1905), Берлине (1905), сотрудничал с сатирическими изданиями «Simplicissimus» и «Lustige Blätter». 24 декабря 1905 года прибыл в Париж, работал в студии на Монпарнасе, затем на Монмартре, стал подписываться псевдонимом-анаграммой Pascin. Был завсегдатаем кафе «Дом» и «Селект», получил дружеские прозвища «Князь Монпарнаса», «Князь трёх холмов». В 1907 году познакомился с Эрминой Давид (внучкой Жака-Луи Давида, в то время натурщицей, позже художницей), на которой женился в 1918 году уже в США, где жил в 1914-1920 годах. Много путешествовал: Алжир, Турис, Юг Франции, Египет, Куба, Португалия, Испания…

Паскин, с юности мучившийся депрессиями и постоянно сомневавшийся в собственном даре, покончил жизнь самоубийством, повесившись в парижской мастерской, после того, как его нью-йоркская выставка получила отрицательные отзывы. В день его похорон все парижские галереи были закрыты.

Блестящий рисовальщик-карикатурист, Паскин остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов, смелых и, вместе с тем, поэтичных акварелей и пастелей ню, моделями которых чаще всего служили проститутки.

«Портрет Мими Лоран», 1927—1928


Родился Бернхард ХАЙЗИГ (31 марта 1925, Бреслау — 10 июня 2011, Хафелауэ) — немецкий художник, один из крупнейших мастеров живописи ГДР. Принадлежал к послевоенной лейпцигской школе живописи. Писал преимущественно в стиле социалистического реализма. Известен также своими книжными иллюстрациями.

Родился в семье художника Вальтера Хайзига, и первые свои уроки рисования получил от отца. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт и до 1945 года служил в танковой дивизии СС «Гитлерюгенд». Был несколько раз тяжело ранен. Воспоминания об ужасах войны позднее неоднократно были отображены на полотнах художника.

В 1948—1951 учился в Лейпциге — в Высшей школе прикладного искусства, а затем — в Академии графики. В 1954 году стал доцентом Высшей школы графики и книжного искусства Лейпцига, с 1961 году — профессор в этой школе и её ректор. После своего критического выступления на V конгрессе Союза художников ГДР в связи с партийной политикой в отношении культурного строительства в стране был снят с поста ректора, однако сохранил звание доцента и руководство отделением графики.

В 1968 году ушёл из Высшей школы и некоторое время работал как свободный художник. В этот период создавал преимущественно большие исторические, политические и общественные панорамы в традициях М. Бекмана и О. Кокошки. В 1971 году вновь нашёл признание у руководства ГДР, и в 1974 году стал вице-президентом, затем первым заместителем президента Союза художников ГДР. В 1976 году занял должность ректора Высшей школы графики в Лейпциге.

«Под свастикой», 1971


Народився Лев Володимирович БАЛКІНД (31 березня 1937, с. Петрівка Червоногвардійського району АР Крим) - кримський художник. Заслужений діяч мистецтв України (1998).

У 1961 році закінчив Сімферопольське художнє училище ім. М.С. Самокиша, в 1967 - Київський державний художній інститут, факультет станкового живопису. У 1970 році був прийнятий в члени Спілки художників. У 1995-1999 роках - голова Сімферопольської організації Національної спілки художників України. Учасник престижних обласних, республіканських, всесоюзних і міжнародних художніх виставок (Угорщина, Болгарія). У 1995 пройшла персональна виставка художника у Сімферополі., присвячена 30-річчю творчої діяльності.

Лев Балкінд півстоліття займається викладацькою діяльністю: спочатку викладач Кримського художнього училища (1967-1999), потім доцент кафедри образотворчого мистецтва Кримської філії Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури.

«Геодезісти», 1970


Народився Анатолій Іванович МАРТИНЕНКО (31 березня 1940, Дружківка Донецької обл. - 3 лютого 2014, Рівне) - рівненський художник, графік, член Національної спілки художників України. Заслужений працівник культури України (1992).

У 1965 році закінчив Дніпропетровське художнє училище, почав викладати в Рівненській дитячій художній школі. З 1970 - директор цього навчального закладу, який від 2015 року носить ім'я Анатолія Мартиненка.

Від 1965 року А.І. Мартирненко розпочав виставкову діяльність, брав участь в більш ніж 70 виставках. Персональні виставки художника пройшли в Рівному, Луцьку, Тернополі, Львові.

«Абрикоси цвітуть. Хотінь»


Народився Олександр Олегович ЖИВОТКОВ (31 березня 1964, Київ) – популярний сучасний український художник-авангардист.

Син відомого українського художника Олега Животкова. Закінчив Республіканську художню школу ім.Т.Г.Шевченка (1975-1982) та Київський державний художній інститут (1981-1988). Педагоги з фаху – О. Бобровников, О.Животков. З 1987 р. - учасник регіональних та зарубіжних виставок. З 1989 р. - член Спілки художників України. З 1992 р. член групи "Живописний заповідник".

«Композиція з голубом», 1996

Як писав відомий дослідник сучасного українського мистецтва Ігор Диченко: "Олександр Животков опрацьовує поверхню полотна з пристрастю ремісника, що володіє всіма "відмичками" майстра. Очі "чують" шерхіт, мелодію його творів. Художник пристрасно "оволодіває" картинною поверхнею, насолоджуючись самим процесом творчості, передаючи нам це відчуття насолоди від продратаного, темнистого руху до спокійної поверхні нескаламучено-цільного покриття - плями. Він уміє бути інтелектуалом на кшталт ренесансного майстра, і - бешкетником, наче із зграйки Бенвенуто Челліні. Реалії життя переживають врочистий процес перекладення на мову живописних трансформацій. Так замість пташки, жінки, вершника на холсті проявляються жіночість, пташине, бігорух чи бронзова статика вершника, чи то покликаного з фронтона храма античного, чи десь із графіті якогось шибеника. Первинне переосмислюється у Олександра Животкова, ускладнюючись крок за кроком. Здається, художник не знає експромтів. Він неквапливо працює, наче повторюючи щоденний ритуал "світового дня", освідчуючись у коханні його величності колориту, великій літургії творчості."

«Циганка»