30 ноября -Музей українського живопису

30 ноября

Крещён Адриан ван де ВЕЛДЕ (30 ноября 1636, Амстердам — похоронен 21 января 1672, там же) — нидерландский художник и гравёр, сын художника Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего.

Происходит из известной семьи художников ван де Вельде. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например, писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет. Несмотря на короткий творческий путь, Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника. Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями. Адриан ван де Вельде писал иногда картины религиозного содержания.

«Семейный портрет в пейзаже»


Родился Иохан Хендрик ВЕЙСЕБРУХ (30 ноября 1824, Гаага —14 марта 1903, Гаага) — нидерландский художник. Входил в число мастеров Гаагской школы.

Первым его учителем рисования был гаагский художник Й. Лёв. В 1843—1850 годах Вейсенбрух посещает местную Академию художеств, где одним из его учителей выступает Андреас Схелфхаут, чье влияние ощутимо в его ранний период. Художник рисует облачное, тёмное небо, горизонт на его картинах расположен низко — приблизительно на 1/4 высоты полотна. После 1870 года стиль художника смягчается. Многие художественные критики считают, что вершину своего мастерства Вейсенбрух демонстрирует на лишь полотнах своего последнего творческого 20-летия.

Следует отметить, что И. Х. Вейсенбрух, оценивавший с художественной точки зрения работы молодого ван Гога (по просьбе покровителя последнего, гаагского художника Антона Мауве), проявил принципиальность и дал высокую оценку таланту ван Гога.

Портрет Иохана Вайсенбруха
роботы Йосефа Исраэлса
«Пейзаж с мельницей у Схидама»


Родился Адольф Вильям БУГРО (30 ноября 1825 года, Ла-Рошель — 19 августа 1905 года, там же) — французский живописец, крупнейший представитель салонного академизма.

Родился в семье торговца вином и оливковым маслом. Учился в Школе изящных искусств Бордо. Со временем Адольф переехал в Париж, где кроме занятий в Школе изящных искусств также посещал курсы по истории костюма, археологии и анатомии. Навыки академической живописи Бугро получал в студии Франсуа Пико. В 1850 году за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса» он был удостоен Римской премии, благодаря которой смог поехать в Рим для ознакомления с классическим искусством и усовершенствования мастерства. Практически до самого конца своей жизни Бугро ежегодно выставлял свои работы в парижском Салоне.

«Данте и Вергилий в аду», 1850. Музей Орсе, Париж

В 1875 году Бугро начал преподавать в Академии Жюлиана. В 1876 году художник был избран пожизненным членом Академии изящных искусств, в 1883 году — президентом ассоциации барона Тейлора, поддерживающей нуждающихся художников и членов их семей. В 1885 году он стал командором ордена Почётного легиона.

Бугро был плодотворный художник: им создано множество картин на аллегорические и мифологические сюжеты, а также на библейские темы. Его работы отличают идеализирование красоты человеческого тела, сентиментальность и стремление к почти фотографической точности.

Согласно легенде, в 1900 году Эдгар Дега и Клод Моне говорили, что в 2000 году Бугро назовут величайшим французским художником XIX века, однако, уже в начале XX века популярность художника быстро пошла на убыль. Сегодня интерес к творчеству Бугро возродился. Его картины продают на аукционах за миллионы долларов.

«Автопортрет», 1879 «Рождение Венеры», 1879

Народився Вільгельм Олександрович КОТАРБІНСЬКИЙ (30 листопада 1848, Неборув, Варшавська губернія, Російська імперія — 4 вересня 1921, Київ) — польський і український художник. Яскравий представник різних стилів - від академізму до модерну - у живопису.

Протягом 1867–1871 років навчався у Варшавському класі малюнка у Рафаїла Гадзієвича у школі Товариства заохочення красних мистецтв. У 1872 році вступив до римської Академії мистецтв святого Луки, яку, незважаючи на постійні злидні, закінчив з медаллю у 1875 році. Навчався під керівництвом Франческо Подесті. Свої перші картини Котарбінський виставив у Римі і у Львові. В Італії митець пропрацював багато років.

«Венеційська серенада», 1881

У 1888 році художник повернувся на батьківщину і оселився у маєтку Кальськ в Слуцькому повіті Мінської губернії. Часто приїжджав до Києва. З 1889 до 1894 року працював над розписами Володимирського собору разом з В. М. Васнєцовим, М. В. Нестеровим, П. О. Свєдомським та іншими художниками. Вільгельм Котарбінський і Павло Свєдомський написали 18 картин і 84 окремі фігури. Також В. Котарбінський та П. Свєдомський по малюнкам В. Васнєцова і за його участі написали всі орнаменти центральної частини собору. За розписи Володимирського собору Котарбінський був нагороджений орденом Станіслава ІІ ступеня.

«Воскресіння сина вдови», 1879. Національний музей у Варшаві

У 1890 році став членом «Південноросійського союзу художників», брав активну участь у культурному житті Києва. Так, у 1893 році разом з іншими діячами культури заснував Товариство київських художників. Брав участь у численних виставках. У 1897 році увійшов до складу Київського товариства старожитностей і мистецтв. У Києві Котарбінський виконує ряд замовлень, зокрема для будинку українського мецената М. А. Терещенка (нині Музей Т. Шевченка на бульварі Тараса Шевченка), і створює 13 панно для будинку Ханенків (тепер Музей мистецтв ім. Богдана та Варвари Ханенко). Автор ряду великих станкових полотен («Оргія», «Битва кентаврів з амазонками» та ін.). У 1905 році Петербурзька академія мистецтв оголосила, що «за популярність на художньому поприщі визнає і шанує В. А. Котарбінського своїм академіком».

«Римська оргія»

Під час першої світової війни Котарбінський видавав свої рисунки у листівках з зображеннями пропагандистського характеру, котрі закликали до надання допомоги сім'ям солдат. А його твір «Київ — Польщі» був агітаційним плакатом в дні окупації Польщі, котрий закликав до пожертвувань польському населенню. Останні роки життя провів у Києві.

«Моління про чашу»


Родился Константин Андреевич СОМОВ (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.

Сын учёного-искусствоведа, хранителя Эрмитажа, А. И. Сомова. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств (с октября 1894 — в мастерской И. Репина). В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др. Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно». Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др. Известен также как автор эротических рисунков к сборнику «Книга маркизы».

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств. В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1923 году Сомов выехал из СССР в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции.

«Арлекин и дама», 1921


Родился Михаил Андреевич ШАРОНОВ (30 октября 1881, Белгород — 30 декабря 1957, Киев) — российский и советский художник, педагог, профессор (с 1937). Ректор Киевского художественного института (1944—1951). Заслуженный деятель искусств УССР (с 1943 г).

В 1910 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пять лет спустя - Императорскую Академию художеств. Во время учёбы в Петербурге, был в дружеских отношениях с Александром Блоком и Максимилианом Волошиным. В 1925—1935 гг. преподавал в Харьковском художественном институте; в 1935—1957 гг. преподавал в Киевском художественном институте. Был коллекционером произведений искусств. Собрал немало офортов испанского художника Гойи, 60 листов из которых в 1941 году подарил Музею Ханенко в Киеве.

«Портрет балерины», 1935


Родился Клиффорд СТИЛЛ (30 ноября 1904, Грандин, Северная Дакота — 23 июня 1980, Нью-Йорк) — американский художник-абстракционист. Один из значительнейших представителей абстрактного экспрессионизма.

В возрасте 20 лет (1924) художник прибывает в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с современной живописью. Посетив Метрополитен-музей и осмотрев собранные там произведения ведущих европейских мастеров, Стилл нашёл эти работы недостаточно глубокими. Будущему мастеру представлялось, что живопись имеет большие возможности выражения. Так как он уже решил посвятить себя изучению искусств, то записался на курс в Студенческую лигу искусств, однако покинул её через 45 минут после начала занятий, найдя, что и это «не его». Разочарованный в «коррумпированном» искусстве большого города (как он считал), Стилл покидает Нью-Йорк в том же 1924 году, не пробыв в нём и нескольких недель, и уезжает обратно на Запад.

В 1933 году, закончив в Спокане университет, Стилл по 1941 год преподаёт живопись, историю искусств и эстетику в университете штата Вашингтон в Пуллмане. К этому же периоду относятся и его первые абстрактные картины. С 1943 по 1945 год преподаёт в Ричмонде, штат Виргиния; затем, в 1945 же вновь приезжает в Нью-Йорк. где знакомится с Джексоном Поллоком и Марком Ротко. В том же году организуется первая персональная выставка художника в галерее Пегги Гуггенхайм, принёсшая мастеру известность и признание. В то же время Стилл старается держаться среди прочих художников-абстракционистов особняком, отказываясь в середине 50-х годов от участия в художественных выставках в Нью-Йорке. В 1961 году художник переезжает в сельскую местность в штате Мэриленд, где и остаётся до конца своих дней.

В 1946—1947 годах Клиффорд Стилл вслед за Барнеттом Ньюменом и Марком Ротко обратился к живописи цветового поля и, хотя рисовал «всё-за-исключением-композиции», в его работах ясно чувствуется широта ландшафтов Северной Дакоты, где художник родился и вырос, а также океанского побережья на Западе, где он жил и преподавал в 1940-х годах.



Народився Микола Миколайович НЕЧВОГЛОД (30 листопада 1934, Велика Писарівка, Сумська область) — український художник-графік. Заслужений художник України (2013).

Малювати почав з дитинства; батько дозволяв малювати до пізньої ночі. Після закінчення нацистсько-радянської війни повертається місцевий художник П. Обідець, Микола спостерігає за його роботою, з 16 років почав самостійно працювати художником-оздоблювачем. Виконував численні замовлення святкових оздоблень на культурно-мистецьких заходах Великої Писарівки. 1971 року закінчив Український поліграфічний інститут ім. І. Федорова, факультет книжкової ілюстрації, педагогом з фаху був М. Іванов. З 1985 — член Національної спілки художників України.

Творчу спадщину митця можна поділити на серії картин, які складаються з пейзажів, портретів сучасників, ілюстрацій книг видатних українських письменників, натюрмортів. Олійний та акварельний живопис, сангіна, темпера, різноманітні графічні техніки перетворилися в його творчій уяві на яскраві, самобутні твори. Основні твори: „Зима під Києвом” (1985), серія „Кара-Даг”, „Ай-Петрі” (1987), „Прикордонними стежками” (1989), „Ворскла весною” (1997), „Осінь в Карпатах” (1998). Член НСХУ (1985).

«Мала Салтанівка весною»


Родилась Светлана Александровна НАБУТОВСКАЯ (МАРКИТАНОВА) (30 ноября 1985, г. Днепр) – украинский живописец.

Окончила Днепропетровский государственный театрально-художественный колледж в 2006 году (преподаватель Антонюк Л.А.) и Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры в 2012 (живопись, профессор Гурин В.И.). С 2012 - Член Национального Союза Художников Украины (НСХУ). Живет и работает в Днепре. В 2015 стала победителем областного конкурса молодых живописцев «Germinal».

«Черное солнце», 2015