30 июля -Музей українського живопису

30 июля

Родился Джорджо ВАЗАРИ (30 июля 1511 года, Ареццо — 27 июня 1574 года, Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.

Родился в семье гончара. В 12 лет начал учиться у французского художника Гильома де Марсилья, расписывавшего витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Ему покровительствовали Александр и Ипполито Медичи. В последующие годы Вазари жил и работал в разных итальянских городах – Ареццо, Флоренции, Пизе, Риме, Болонье и других.

Вазари работал очень быстро, при этом пользовался помощью молодых художников. Его картины написаны в холодной цветовой гамме, в работах встречаются неправильности. Как архитектор Вазари создал здания в Пизе, Риме, начал здание Уффици во Флоренции. Но в историю искусства Джорджо Вазари вошел, главным образом, как автор монументального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

«Автопортрет» «Персей и Андромеда», 1580


Умер Карел ШКРЕТА (1610, Прага — 30 июля 1674, Прага) — основатель чешской живописи барокко.

Родился в Праге в дворянской семье Шотновски зе Заворжич, исповедовавшей лютеранство. Отец художника умер, когда последнему было три года. Воспитанием ребёнка занимался дядя, Павел Шкрета, давший ему хорошее европейское образование. Предположительно, он учился живописи у мастеров при дворе.

После поражения чешских протестантов в Битве на Белой Горе в 1628 году, Шкрета с матерью вынуждены были бежать в саксонский Фрайберг. Впоследствии они жили в Венеции, Болонье, Флоренции и Риме. Карел Шкрета познакомился за это время с работами итальянских и голландских мастеров. Особенно сильное влияние оказали на него Тициан, Тинторетто и Веронезе. Ещё в Италии он получил известность как портретист.

В 1638 году художник вернулся в Прагу, для чего вынужден был принять католичество. В 1644 году он вступил в гильдию художников (с 1651 по 1661 год был её старшиной). В Праге Карл Шкрета создал большое количество монументальных полотен на мифологические и религиозные темы. Известны также портреты, выполненные художником, в том числе групповые.

Автопортрет (деталь картины), 1647. Национальная Галерея, Прага «Рождение святого Вацлава», 1640. Национальная Галерея, Прага


Народився Рудольф ЕПП (30 липня 1834, Ебербах — 8 серпня 1910, Мюнхен) — німецький художник, представник мюнхенської школи образотворчого мистецтва.

Народився у родині майстра-декоратора.Почавши малювати в юнацькі роки, тривалий час залишався самоучкою. Згодом його викладачем став художник-пейзажист Карл Людвіг Зегер. Пізніше Епп навчався в Художній школі Карлсруе у Йогана Вільгельма Ширмера і в Школі мистецтв у Дюссельдорфі.

У 1863 році художник переїжджає в Мюнхен. Тут Епп спочатку підпадає під творчий вплив Карла Теодора фон Пілоті. Заслуживши в Мюнхені широку популярність як живописець, Епп писав картини до глибокої старості. Художня спадщина майстра представлена, в першу чергу, творами жанрового та пейзажного живопису.

«Автопортрет» «Біля плити», 1896



Родился Роберт Джулиан ОНДЕРДОНК (30 июля 1882, Сан-Антонио, Техас – 27 октября 1922) – американский художник-импрессионист, более всего известен своими пейзажами с доминированием голубого цвета.

Его отец, Роберт Дженкинс Ондердонк, был довольно известным художником-пейзажистом. Свои первые уроки Роберт-младший получил от отца, который, впрочем, не очень поощрял увлечение сына, так как не понаслышке знал о нелегкой материальной стороне жизни людей искусства. В 19 лет Ондердонк едет в Нью-Йорк, где обучается живописи и рисунку. Несмотря на то, что в последующие годы Ондердонк добился определенного признания как художник, в Нью-Йорке он постоянно испытывает финансовые трудности. В 1909 г. Ондердонк возвращается в Сан Антонио и здесь он создает лучшие свои произведения. Он пишет пейзажи своего родного Техаса (особую популярность получили его картины с голубыми люпинами – национальным цветком этого штата) и к художнику приходит коммерческий успех. Его творчество дало толчок к развитию живописи на юге США.

«Автопортрет» «Голубые цветы на восходе солнца», 1917


Народилася Софія Олександрівна НАЛЕПІНСЬКА-БОЙЧУК (30 липня 1884, Лодзь – 11 грудня 1937, Київ, в'язниця НКВС) – український художник-графік. Дружина художника Михайла Бойчука (до 1929). Педагог, професор.

За національністю - полька, виховувалася в національно-патріотичному дусі. Навчалася живопису в Художній школі Я.Ціонглінського в Петербурзі, в Мюнхенській художній школі Ш.Холлоші, в Академії Ронсона в Парижі (1909). У Парижі в неї почався роман з майбутнім чоловіком – українським художником Михайлом Бойчуком. У 1919 році викладала в Миргородській художній школі. У 1922-1929 рр. – в Київському інституті пластичних мистецтв (після 1925 – Київський художній інститут), очолювала ксилографічню майстерню поліграфічного факультету.

Працювала в станковій та книжковій графіці, переважно в техніці гравюри на дереві. Її графічні твори експонувалися на міжнародних виставках сучасної гравюри у Флоренції та Брюсселі, Відні та Лондоні, Берліні, Стокгольмі, Венеції, Цюріху та інших європейських культурних центрах. Також Налепінська-Бойчук була автором кількох живописних творів.

12 червня 1937 року була заарештована за звинуваченням в участі в антирадянській націоналістичній терористичній організації і співпраці з іноземною розвідкою. Винною себе не визнала, була розстріляна разом з чоловіком та іншими художниками-бойчукістами. У 1988 році посмертно реабілітована.

Ілюстрація до вірша Т.Шевченка «Мені тринадцятий минало», ксилографія, 1928


Народився Георгій Семенович ВЕРЕЙСЬКИЙ (30 липня 1886, Проскурів, зараз м.Хмельницький — 19 грудня 1962, Ленінград) — російський та український графік. Народний художник РРФСР (1962). Дійсний член Академії мистецтв СРСР (1949).

У 1895 році родина Верейських переїхала до Харкова. З 1901 року Георгій став відвідувати студію відомого на той час пейзажиста Є.Шрейдера. Одночасно Г.Верейський навчався на юридичному факультеті Харківського університету. Захопившись революційними ідеями, юнак прийняв участь у заворушеннях 1905 року та потрапив під арешт. Випущений через рік на поруки, Георгій на деякий час виїхав за кордон, звідки повернувся вже не в Харків, а у Санкт-Петербург. Тут, в північній столиці, Георгій залишився на все життя. У 1911-16 роках завершив юридичну освіту та удосконалив свої художні здібності в Новій художній майстерні. Уже тоді він почав працювати як художник-професіонал в журналі «Театр и искусство», виконуючи для нього портрети, театральні замальовки та шаржі. У 1918—1930 роках працював у відділенні гравюр Ермітажу.

«Український пейзаж з вітряком», 1928

Відомий як майстер графічного портрету (літографія, офорт, малюнок). Лауреат Сталінської премії (1946) за портрети радянських державних діячів, льотчиків, робітників, діячів культури. За 60 років творчої праці Г.Верейський створив близько 1150 автолітографій, понад 150 офортів, безліч малюнків та замальовок, ряд живописних робіт. Створив низку пейзажних і жанрових творів. Син — Орест Верейський — також став відомим графіком.

У 1980 році у Хмельницькому був відкритий художньо-меморіальний музей Г.Верейського, фондова колекція якого нині зберігається у Хмельницькому обласному художньому музеї і налічує понад дві тисячі найрізноманітніших творів, фотографій, особистих речей, інструментів.

«Автопортрет» «Портрет сестри», 1920-і. Хмельницький обласний художній музей



Родился Евгений Всеволодович ВОЛОБУЕВ (30 июля 1912, Варваровка, Волчанский уезд Харьковской губернии — 2 февраля 2002, Киев) — живописец, Заслуженный деятель искусств УССР (1963), Народный художник Украины (1994).

Родился в семье сельских учителей. В юношеские годы жил во Льгове на Курщине, где занимался живописью под руководством художника Н. Н. Аршинова. С 1928 по 1931 год учился в Харьковском художественном техникуме (преподаватели – А. А. Кокель, И. З. Владимиров). В 1931—1934 — студент Харьковского художественного института, где учился у М. А. Шаронова, С. М. Прохорова. В 1940-м — выпускник Киевского художественного института (мастерская Ф. Г. Кричевского и Д. Н. Шавыкина). В 1939—1940 — преподавал в харьковском художественном училище, потом в Харьковском художественном институте ассистентом профессора М. Козика. Призван в армию в 1940 году, по дороге на призывной пункт расписался с провожавшей его Еленой Яблонской. В 1942 году попал в немецкий плен.

После войны жил в Киеве. Некоторое время преподавал в художественной школе, затем перешел на творческую работу. Был председателем живописной секции СХ. Принимал участие в выставках с 1938 года. Персональные выставки Евгения Волобуева состоялись в Киеве (1968, 1974), Ленинграде (1968) и Льгове (1973).

Жена Елена Ниловна Яблонская — художница, оформитель детских книг и преподаватель в художественных училищах Киева — сестра знаменитой художницы Татьяны Яблонской. Дети — Евгений (1946—2005) и Наталья (р. 1953) Волобуевы также художники.

Работал в жанре станковой живописи. В его творчестве наиболее широко представлены пейзаж и натюрморт, создавал иногда и жанровые картины, особенно в ранние годы. Придерживался реалистического метода, понимаемого им широко и по-своему, за что подвергался неоднократным нападкам. Как говорил сам художник: «Я делаю не то, что зритель видит на холсте, а то, что он уносит с собой».

«Желтая калитка», 1973



Родился Вернер ТЮБКЕ (30 июля 1929, Шёнебек — 28 мая 2004, Лейпциг) — немецкий художник, один из крупнейших живописцев ГДР.

В 1948—1950 гг. Вернер учился в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге, затем изучал живопись и психологию в университете Грейфсвальда. В 1954 он становится членом Союза художников ГДР. В 1962 году поступает на работу в Высшую школу графики и книжного искусства, в 1964 году становится в ней доцентом, в 1972 — профессором и в 1974 — ректором. В 1988 году В. Тюбке избирается вице-президентом Союза художников ГДР.

Картины В. Тюбке повторяют и по стилю, и внутренним содержанием старонемецкую живопись. События, в них отражённые, происходят в мире средневековья и несут в себе черты приближающейся апокалиптической катастрофы. Одни художественные критики осуждали его как ренегата современности, желающего бежать от насущных проблем в прошлое. Другие же восхищались его прекрасными работами, видя в В. Тюбке одного из талантливейших художников постмодернизма.

«Социалистическая молодежная бригада», 1964



30 июля 2008 года картина «Поцелуй Иуды», приписываемая кисти Караваджо и оцененная в несколько десятков миллионов евро, была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства.

Оригинал «Поцелуя Иуды» находится в Дублине, а авторское повторение, считалось, – в музее Одессы. Картина работы Караваджо первоначально была утеряна в XVIII веке. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Ирландской Национальной Галереи Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса. В настоящий момент иезуиты предоставили картину Ирландской галерее в бессрочную аренду.

Похищенное в Одессе полотно было найдено в Берлине, при передаче картины подставному покупателю-«миллионеру». Участники международной банды и их сообщники в Украине были задержаны, полотно же нуждалось в значительной реставрации.

В 2012 году украинские эксперты согласились, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Вероятнее всего, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо.

Одесский «Караваджо» после возвращения «Поцелуй Иуды», около 1598. Холст, масло. 134 х 170 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин