3 сентября -Музей українського живопису

3 сентября

Народився Джозеф РАЙТ, відомий також як Райт із Дербі (3 вересня 1734, Дербі, Англія — 29 серпня 1797, Дербі, Англія) — видатний британський живописець XVIII століття.

1751 року Райт поїхав до Лондоні, маючи намір стати художником. Три роки навчався в Лондонській студії у відомого портретиста Томаса Хадсона, у якого також навчався Джошуа Рейнольдс. До 1760 року ранні портрети Райта були виконані в манері свого вчителя. Більшу частину свого життя художник мешкав у Дербі. Тут він познайомився з майстром кераміки Джошуа Веджвудом, засновником компанії «Веджвуд», і хіміком Джозефом Прістлі. Райт був присутній при експериментах вчених та зображував їх на своїх полотнах.

У період з 1773 до 1775 рік Райт перебував у Італії, де малював античні руїни (наприклад, могилу Вергілія), вивчав промальовування ландшафтів, копіював класичні статуї. У Неаполі Джозеф Райт став свідком грандіозного виверження вулкана Везувій, який надихнув його на написання декількох десятків картин, що зображають драматичний ефект боротьби вогню та пітьми. Згодом він неодноразово повертався до цієї теми.

«Везувій в Посілліпо», близько 1788

Починаючи з 1778 року Райт створив низку своїх найкращих портретів. З цього часу твори Райта виставляються в Королівській Академії, членом якої він незабаром стає (асоційований з 1781 року, а 1784 року — повний).

Художник виділяється майстерністю світлових ефектів, а також картинами, сцени яких висвітлені свічками. Зазнав впливу караваджизма, в першу чергу, нідерландських художників Герріта ван Хонтхорст та Хендріка Тербрюггена. Вважається піонером індустріально-наукової теми в образотворчому мистецтві. Вперше героями великих композицій стали робітники та вчені, а не античні та біблійні персонажі або жанрово-алегоричні фігури.

До кінця життя Джозеф Райт залишався провінційним художником і багато картин і малюнків Райта є власністю міської ради міста Дербі, і виставлені в Музей і художній галереї міста Дербі.

«Автопортрет» «Експеримент з птахом у насосі», 1768


Родился Пол КЕЙН (3 сентября 1810, Мэллоу, Ирландия — 20 февраля 1871, Торонто, Канада) — канадский художник ирландского происхождения. Известен своими картинами из жизни канадских индейцев.

Художник-самоучка. Несколько лет странствовал по Среднему Западу Америки в качестве бродячего портретиста и добрался до Нового Орлеана. Оттуда уплыл в Марсель. Не имея средств на обучение в художественной школе, два года путешествовал по Европе, где посещал музеи и копировал картины старых мастеров. В Лондоне познакомился с американским художником Джорджом Кетлином, который представлял свои книгу «Нравы, обычаи и условия североамериканских индейцев». Кетлин призывал изучить и сохранить культуру американских индейцев, прежде чем она окончательно исчезнет. Пола Кейна увлекла эта идея. Он вернулся в Канаду и совершил два больших путешествия по индейским территориям в 1845 и 1846—1848 годах. Кейн документировал жизнь индейских племен, делал эскизы, а позже, по возвращению в Торонто, раскрашивал масляными красками. Всего им создано около 700 эскизов и более сотни живописных работ масляными красками, он работал карандашом, акварелью и маслом. Порой Кейн отступал от реалистичности исходных сцен в пользу художественного драматизма, порой привносил исторические неточности.

«Автопортрет», 1845 «Большой Змей, вождь черноногих индейцев,
рассказывает про свои военные подвиги», 1851-1856


Родился Влади́слав ЛУЩКЕВИЧ (3 сентября 1828, Краков — 23 мая 1900, Краков) — польский художник, теоретик и историк искусств, преподаватель.

Учился в Кракове в гимназии, затем в университете. Одновременно посещал занятия по рисунку и живописи в краковской Академии изящных искусств. Продолжил обучение в Париже, где в 1848—1850 годах занимался в Школе изящных искусств. После возвращения в Краков в 1850 году В. Лущкевич работает как художник, преподаватель и реставратор исторических построек Кракова. За 40 лет преподавательской деятельности Лущкевич был учителем для нескольких поколений польских художников, в том числе Яна Матейко, Станислава Выспянского и других. Состоял в Товариществе друзей изящных искусств. В 1880-1890-е годы Владислав Лущкевич был организатором многочисленных выставок по искусству и истории в регионе Краков-Львов. Как художник, В. Лущкевич предпочитал историческую и религиозную тематику и считается предтечей историзма в польской живописи.

«Казимир Великий у Эстерки»


Родился Михаил Андреевич БЕРКОС (3 сентября 1861, Одесса — 20 декабря 1919, Харьков) — украинский художник-пейзажист, педагог. Председатель Общества харьковских художников (с 1906). Испытал заметное влияние европейского импрессионизма.

Родился в Одессе в состоятельной семье греческого подданного и русской дворянки. Окончил Одесскую рисовальную школу (1877) и продолжил обучение в Императорской академии художеств в Петербурге под руководством Михаила Клодта и Владимира Орловского (1878–1889). За успехи в обучении Михаил получил все возможные отличия – малые и большие серебряные, затем золотые медали, что давало право на четырехлетнюю заграничную поездку за казенный счет. Посетил Францию, Германию, Испанию, Италию и Швейцарию, многое перенял от французских импрессионистов, с их техникой пленэрной живописи, культом света и воздуха, чистых красок, цветовых рефлексий, «неуловимой подвижностью натуры».

«Улица в Умани», 1895

«В цветущем саду», 1916


Прожив по возвращении из Европы некоторое время в Петербурге, Михаил Андреевич перебирается на постоянное жительство в Харьков. Он поселился с семьей в живописной усадьбе Малая Даниловка, много работал, активно участвовал в художественной жизни Харькова. При его активном участии в 1912 году открывается Харьковское художественное училище, где он до 1917 года был одним из ведущих преподавателей. Все эти годы М.А. Беркос активно участвует в выставках: Академии художеств (начиная с 1890 г.), Санкт-Петербургского общества художников, обществ российских акварелистов, южнорусских художников, харьковских художников, Всемирной выставке 1900 года в Париже... Харьковский художественно-промышленный музей в 1906 и 1908 гг. организовал персональные выставки художника, а в 1911 в Киеве прошла выставка двух ведущих слобожанских художников – Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.

Несмотря на то, что всю свою жизнь Михаил Андреевич прожил в больших городах, он, подобно другим мастерам харьковской школы, писал в основном сельские пейзажи, поля и леса, любил изображать тихие старинные усадьбы или пыльные улочки провинциальных местечек. Одним из любимых мотивов художника было цветение природы – весенние поля и сады, пышные летние клумбы, алые капли маков на лугу и бело-розовое кипение яблоневого цвета…

«Маки цветут», 1905


Родилась Серафина ЛУИ, Серафина из Санлиса (3 сентября 1864, Арси, Уаза – 11 декабря 1942, Вилье-су-Эркери, Уаза) – французская художница, представительница наивного искусства.

Дочь крестьянки и часовщика. В семилетнем возрасте осталась без родителей, ее взяла к себе старшая сестра. Работала пастухом, служанкой в домах Санлиса. Начала рисовать по ночам при свече, вдохновляясь церковными витражами и религиозными лубочными картинками. Яркий, лучистый колорит ее картин передает состояние экстатического восторга.

Художницу открыл Вильгельм Уде, в доме которого она некоторое время прислуживала, в 1928 он организовал выставку ее картин вместе с работами еще нескольких наивных мастеров (К.Бомбуаз и др.). С 1932 Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из них умерла от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме.

В 2008 вышел на экраны фильм французского кинорежиссёра Мартена Прово «Серафина» (в заглавной роли снялась Иоланда Моро).



Родился Александр Дмитриевич БАСАНЕЦ (3 сентября 1931, г. Лебедин Сумской обл.) — живописец. Заслуженный деятель искусств Украины (1989).

В 1962 году окончил Киевский художественный институт (мастерская В. Пузырькова). Учился у К. Трохименко, В. Костецкого, И. Штильмана. По окончании остался преподавать в КХИ, с 1990 – профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на кафедре живописи и композиции. Работает в разных жанрах живописи — тематическая картина, пейзаж, натюрморт. Его произведения выделяются лирическим восприятием мира, трансформируемым в поэтические художественные образы и живописные мотивы. Известные произведения: "Утренняя почта" (1972), "Молодые побеги" (1976), "Травы цветут" (1978), "Подснежники надежд" (1985), "Светлана" (1993).

«Подснежники надежд (Первая послевоенная весна)», 1985


Родился Константин Алексеевич ВАСИЛЬЕВ (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной истории. Художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

«Северный орел», 1974

«Прощание славянки», 1974

Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Похоронен в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

«Автопортрет»,1976 «Князь Игорь»


Родился Юрий Николаевич ВИНТАЕВ (1952, дер. Зольное, ныне Самарская обл., Россия) — харьковский график, акварелист, живописец. Заслуженный деятель искусств Украины (2004).

С 1967 по 1971 год учился в Тольяттинском педагогическом училище на факультете художественной графики. Служил в Советской Армии в 1971-1974. В 1976 году Юрий Винтаев поступает в Харьковский художественно-промышленный институт, где обучается на факультете станковой графики у И.Карася, В.Сизикова, В.Ненадо. После окончания института с 1982 года преподает там же на кафедре живописи. С 1994 года - доцент, с 2005 года – профессор кафедры живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Участник республиканских, всеукраинских, всесоюзных и международных выставок с 1981года.

«Сиреневый вечер», 2005


3 сентября 1989 года в замке-музее Шарлоттенбург в Берлине среди бела дня были дерзко похищены два полотна. Когда сработала сирена, охрана бросилась в зал и увидела только пустую стену, где только что висели картины классика немецкого романтизма Карла Шпицвега «Бедный поэт» и «Любовное письмо». В это время к выходу катил в своей коляске «инвалид», у которого под пледом были спрятаны обе картины общей стоимостью 2 млн долларов. Эти знаменитые полотна до сих пор не найдены.

Замок-музей Шарлоттенбург, Берлин Карл Шпицвег. «Любовное письмо»