3 августа -Музей українського живопису

3 августа

Алексей Васильевич ТЫРАНОВ (1808, Бежецк Тверской губ. — 3 августа 1859, Кашин) — русский художник. Портретист, жанрист.

Родился в мещанской семье. Не окончил гимназического курса из-за нехватки денег, вместе со своим братом, иконописцем, занялся писанием образов. В 1824 году познакомился с Алексеем Венециановым, который пригласил Алексея учиться в свою художественную школу в деревне Сафонково. По окончании учёбы, Венецианов устраивает Тыранова вольнослушателем в Академию художеств.

В 1827 году Тыранов получил от Академии малую золотую медаль, а в 1830 году — высшую академическую награду — золотую медаль 1-го достоинства. С 1836 года — ученик Карла Брюллова. В этом же году был признан назначенным в академики за картину «Девушка с тамбурином». К этому времени Тыранов уже был зрелым мастером и, пожалуй, самым популярным портретистом в Санкт-Петербурге. В 1839 году получил звание академика и в сентябре отправился в Рим.

В 1843 г. художник возвращается в Петербург вместе с одной из своих моделей, в которую страстно влюбился. Через год, обобранный и покинутый, художник попал в больницу. Оправиться от пережитого стресса он уже не смог. Последние годы жизни Тыранов, находясь в крайней нужде, жил в семье брата в городе Кашин.

«Автопортрет», 1825
 «Портрет Ивана Айвазовского», 1841.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Народився Степан Петрович ЯРЕМИЧ (3 серпня 1869, с. Галайки на Київщині — 14 жовтня 1939 Ленінград) — мистецтвознавець і художник.

Мистецьку освіту здобув у Лаврській іконописній майстерні (1882–1887), у Київській рисувальній школі М. Мурашка (1887–1894) та в М. Ґе. Яремич разом із іншими декорував Володимирський собор в Києві; автор картин «Княжа гора під Каневом», «Вид на Дніпро», «Поле», «Українська дівчина» та ін. Друкувався в «Київській Старовині» («Пам'ятники мистецтва XVI — XVII ст. в Києво-Печерській Лаврі», 1900), в журналі «Мир искусства» («Андріївська церква в Києві», ч. 1 — 2, 1903); автор досліджень про художників М. Ґе, М. Врубеля та ін.

З 1900 року мешкав і працював в Петербурзі. 1904–1908 роках — працював за кордоном, переважно в Парижі. Був запрошений до антрепризи Сергія Дягілєва, за ескізами Олександра Головіна зробив театральні декорації до опери «Борис Годунов» М. П. Мусоргского на сцені паризької «Гранд Опера».

Брав участь в виставках товариства «Світ мистецтва». Після більшовицького перевороту з 1918 року - завідувач відділку малюнків націоналізованого музею Ермітаж. З 1930 року - завідувач реставраційної майстерні того ж музею.

Публікував численні статті з питань російського та західноєвропейського мистецтва, мав славу великого знавця і колекціонера західноєвропейського малюнка. Основні живописні роботи - пейзажі (архітектурні види Петербурга, Версаля, Києва, Венеції і ін.).

«Повінь», початок 1900-х.


Родился Ото ГУТФРЁНД (3 августа 1889, Двур-Кралове-над-Лабем — 2 июня 1927, Прага) — чешский скульптор и художник. Один из крупнейших представителей чешского кубизма.

Родился в еврейской семье. С 1903 по 1906 год изучал искусство керамики под руководством Йозефа Драгоновского в Бехыне. После этого уехал в Париж, где поступил в частную школу Эмиля-Антуана Бурделя. Здесь он впервые познакомился с кубизмом. После окончания учёбы в 1910 году Гутфрёйнд вернулся в Прагу и в 1911 году стал одним из учредителей художественной группы Скупина. О. Гутфрёйнд сотрудничал с художественными журналами, публиковавшими его статьи по искусству. С началом Первой мировой войны Гутфрёйнд, находившийся в 1914 году во Франции, вступил там добровольцем в Чехословацкий легион. В 1920 году он вернулся в уже независимую Чехословакию, жил в Праге, вступил в Художественный союз Манеса. С 1926 года он преподавал ваяние в пражской Академии искусства, архитектуры и дизайна.

В свой начальный период творчества (1911—1919) О. Гутфрёйнд выступал как убеждённый приверженец кубистского искусства. Вернувшись на родину в 1920 году, он выполнял ряд государственных заказов, в которых прославил заслуженных деятелей Чехословакии. С 1927 года он вновь обратился к модернистскому искусству, делая при этом упор на абстрактную скульптуру.

«Дон Кихот»


Родился Николай Александрович МАЛЬЦЕВ (3 августа 1924, Иркутск – 23 декабря 2010) – украинский живописец. Заслуженный художник Украины (1983).

Окончил Харковское художественное училище в 1955 (педагоги – П. Шигимага, Н. Слипченко, А. Константинопольський. В том же году стал членом Житомирского общества художников. В 1967 году впервые принял участие в Республиканской выставке. Член Союза художников Украины с 1972 года.

Автор портретов, натюрмортов, но любимый жанр художника – пейзаж. Писал масляными красками в технике акварели, без белил. Жил и работал в Житомире.

«Вид на крепость», 1995


Родился Иван Анатольевич КОВТОНЮК (3 августа 1935, г. Смолдырив Житомирской обл.) – живописец. Народный художник Украины (2009).

В 1968 году окончил Киевский государственный художественный институт. Преподавателями по специальности были Л. Чичкан, А. Сиротенко, В. Пузырьков, К. Трохименко. Участник многих областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1977 году И. А. Ковтонюк был принят в члены Союза художников Украины. С 1985 года - Заслуженный художник Украины.

Иван Александрович – профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Произведения художника хранятся в частных коллекциях Украины и за ее пределами.

«Березовая роща», 1975


Родился Олег Терентьевич МИНЬКО (3 августа 1938, Макеевка — 20 ноября 2013, Львов) — украинский живописец-модернист, мастер гобелена, педагог, представитель львовской художественной школы. Заслуженный художник Украины (1972) и Народный художник Украины (2009).

По семейному преданию, прадед Олега был иконописцем. В 1959 году Минько поступил во Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства на отдел художественного ткачества (сейчас Львовская национальная академия искусств). Его преподавателями были живописцы и педагоги Роман Сельский и Карл Звиринский. Работал мастером, затем руководителем ткацкого цеха Львовского художественно-производственного комбината. В 1970 году Олег Минько стал членом Союза художников. С 1971 по 1982 год работал художником монументального цеха Львовского художественно-производственного комбината. С 1982 года Олег Терентьевич был старшим преподавателем кафедры художественного текстиля Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства, а затем — её руководителем, профессором.

Свою первую абстрактную работу «Игра в карты» Минько написал в 1961 году. Цветовая гамма этого периода характеризовалась тёмными насыщенными цветами. В этом направлении художник работал до 1965 года. Затем у него начался «фигуративный» период. В 1967—1969 годах была написана серия «Жизнь масок». Художник близок к «шестидесятникам» и языком красок пытается выразить свой протест против тоталитарной власти («Ностальгия», «Боль», «Человек с яблоком» («Иллюзионист»), «Крик», «Бессмыслица»). Выход живописец ищет в погружении в национальную историю — картины «Казак», «Смерть кошевого», «Степью», «Поэма о далёкой степи» и др. В семидесятые годы аресты друзей, вызовы в КГБ, негласный запрет на участие в выставках вызвали затяжную творческую депрессию, которую сам Олег Минько называл «периодом молчания».

«Девочка с птицей». 2008

Творческим прорывом для художника стала, так называемая, «Выставка трёх» — Олега Минько, Зиновия Флинты и Любомира Медвидя — во Львовской картинной галерее в 1981. Художники с большим успехом экспонировались также в Киеве, Вильнюсе и Москве. Им были присвоены звания заслуженных художников Украины. Творчество Минько, начиная с конца 80-х, критики называют экспрессионистическим периодом. В это время художник создал ряд полотен с глубоким философским подтекстом. Олег Минько также является автором многочисленных гобеленов и театральных занавесов (Киев, Симферополь).

В конце 2000-х годов Минько начал новый цикл «Исчезнувшие цивилизации», в котором звучат мотивы экзистенциальных переживаний живописца по поводу будущего человечества.

«Модель и маэстро», 2001


Родилась Марлен ДЮМА (3 августа 1953, Кейптаун, Южная Африка,) — современная голландская художница южноафриканского происхождения. Один из самых известных в мире художников, занимающихся акварелью.

Дюма родилась в ЮАР и получила художественное образование в местном университете. В 1976 она переехала в Нидерланды, где продолжила свое обучение. С 1980-х годов начинается ее активная выставочная деятельность, и вместе с ней приходит мировая известность. Дюма выставлялась в Центре Помпиду, Галерее Тейт, Институте современного искусства в Бостоне, участвовала в Венецианской биеннале.

Марлен Дюма стала известна благодаря экспрессивным портретам и фигуративным работам, основанным на полароидных снимках и фотографиях из газет и журналов. Для творчества художницы характерна тревожная палитра и провокационные образы, связанные с различными общественными табу.


Человеческая фигура, ню, портрет — классический репертуар — главные сюжеты чувственных и жестких работ Марлен Дюма.

Марлен Дюма принадлежит аукционный рекорд для живущей женщины-художника — картина «Посетитель» (The Visitor) в 2008 была продана на аукционе Сотбис за 6,34 миллиона долларов. На холсте 180x300 см изображена группа из шести женщин – работниц секс-индустрии.

«Посетитель»