3 июня -Музей українського живопису

3 июня

Родилась Рашель РЮЙШ (3 июня 1664, Амстердам — 12 августа 1750, Амстердам) — нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.

Р. Рюйш была дочерью известного нидерландского медика и естествоиспытателя Фредерика Рюйша. Под руководством отца она получает первые уроки рисования и ботаники. В возрасте 15 лет Рашель начинает изучать живопись у художника Виллема ван Алста, который изображал в первую очередь растения и цветы. Первоначально Р. Рюйс, помимо цветов и фруктов, рисует также насекомых и пресмыкающихся.

В 1695 году художница выходит замуж за портретиста Юриана Пола. В этом браке родилось 10 детей, которых воспитала и вырастила сама Рашель. В 1701 году она становится первой женщиной, принятой в гильдию художников Гааги. В том же году вступает в эту гильдию и её супруг. В 1708—1716 годах Рашель служит придворным художником у курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма в Дюссельдорфе. Р. Рюйш занималась художественным творчеством на протяжении более чем 65 лет — её первая картина датирована 1681 годом, последняя — 1747-м.

Полотна Р. Рюйш ещё при её жизни пользовались большой популярностью у ценителей; цены на них были весьма высоки. Художница работала над ними медленно и тщательно, предъявляя к своему таланту живописца высокие требования.

Годфрид Схалкен. Портрет Рашель Рюйш Натюрморт


Родился Рауль ДЮФИ (3 июня 1877, Гавр – 23 марта 1953, Форкалькье) – французский художник, представитель фовизма, позднее кубизма.

Вырос в бедности, начал работать с 14 лет. Посещал вечерние курсы живописи, а затем, получив в 1900 году городскую стипендию, поступил в Парижское ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств. Писал сначала в импрессионистической манере, от которой в 1905 пришел к фовизму, ознакомившись на Осеннем салоне с картинами Анри Матисса. Художник использует чистые яркие цвета, очерчивает образы выразительным резким контуром. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Живописец пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить ее на полотне.

К 20-м годам ХХ века художник выработал собственный живописный стиль, накладывая прозрачную краску быстрыми легкими мазками в «стенографической» манере, охотно работал акварелью. Известность Дюфи принесли изображения праздничной жизни морских курортов, пляжей, скачек и регат.

Рауль Дюфи также создавал рисунки тканей для известных модельеров, картоны для ковров, керамику, расписывал общественные здания.

«Морской пейзаж с яхтами»


Родился Михаил Федорович ЛАРИОНОВ (3 июня 1881, Тирасполь, Херсонская губерния – 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) – один из основоположников русского авангарда.

С 12 лет будущий художник жил в Москве, где в 1898 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И. Левитан, К. Коровин, В. Серов. Художник работал в стиле импрессионизма, выставлялся на экспозициях «Мира искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок, а также в Европе. Его полотна охотно покупали известные коллекционеры, в том числе и П. М. Третьяков. Женился Михаил Ларионов на художнице Наталье Гончаровой (официально их брак был зарегистрирован только в 1955), творческие искания супругов всегда были созвучны.

С 1907 года Ларионов постепенно переходит к примитивизму и народному искусству. Возникновение абстракционизма в русской живописи связывают с картиной Ларионова «Стекло». К 1912 году он создал новую художественную концепцию абстрактного искусства – лучизм, в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отраженных от различных предметов. Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный Хвост» (1912), «Мишень» (1913).

В годы Первой мировой войны художник был на фронте, получил тяжелую контузию. С 1918 жил с женой в Париже, занимал оформлением спектаклей. В живописи Ларионов вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту.

«Автопортрет» , 1910 «Купальщицы при заходящем солнце. Одесса», 1904


Родился Владимир Алексеевич ИЗДЕБСКИЙ (3 июня 1882, Киев – 20 августа 1965, Нью-Йорк) – скульптор, художник, организатор художественных салонов, художественный критик, издатель и предприниматель.

Владимир был сыном польского дворянина, но вырос без отца. Его мать держала в Одессе модное ателье. Издебский учился в Одесской художественной школе на скульптора, совершенствовался в Мюнхене, Париже и Женеве. Занимался в Одессе издательской деятельностью.

Как скульптора и художника Владимира Издебского вспоминают редко. Но его имя как организатора знаменитых Салонов Издебского, где одесская, а затем и киевская, петербургская, рижская публика впервые познакомилась с авангардным творчеством отечественных и европейских живописцев, вошло в историю искусства. Первая «Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр и рисунков» с помпой открылась в Одессе в декабре 1909 года. Было представлено более 700 работ 150 авторов, представлявших различные художественные течения, от традиционного реализма до авангарда. Были, в частности, показаны работы А. Матисса, Ж. Брака, А. Руссо, А. Марке. Зрители открывали для себя Александру Экстер, Аристарха Лентулова, Марианну Веревкину, Наталью Гончарову, Роберта Фалька, Алексея Явленского и многих других молодых живописцев. Представил Владимир Алексеевич и собственные скульптурные работы.

Издебский устраивал на выставке диспуты и лекции, организовывал театральные постановки и концерты. После Одессы выставка до середины лета 1910 года совершила турне, побывав в трех крупных городах России: Киеве, Петербурге, Риге. Салон вызвал крайне противоречивые отклики. Противники, среди которых был, например, Илья Репин, использовали самые нелестные эпитеты и устраивали публичные скандалы. Считается, что на обложке каталога «Салон Издебского» впервые было опубликовано произведение абстракционизма – рисунок Василия Кандинского.

Второй Салон Издебского, который увидели в Одессе, Николаеве и Херсоне, был меньшим по размеру, но таким же убыточным для организатора. В 1913 году Издебский уехал в Европу, а со временем перебрался в США. Известности Владимир Алексеевич там не добился, хотя в молодости у него находили незаурядный талант.



Родился Митрофан Борисович ГРЕКОВ, настоящее имя – Митрофан Павлович Мартыщенко (3 июня 1882, х. Шарпаевка, Область Войска Донского – 27 ноября 1934, Севастополь) – российский художник, основатель советского батального жанра.

Родился и вырос на Дону в казачьей семье. Начал учиться живописи в Одесском художественном училище у Кириака Костанди (1898-1903). Продолжил учебу в Петербургской Академии художеств у Ильи Репина и Франца Рубо, классика батального жанра. Участвовал в работе над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». В Первую мировую войну Греков был на фронте, откуда привез множество зарисовок. После гражданской войны был членом АХРР, активно участвовал в создании Союза художников. Жил в Новочеркасске и в Москве. В Новочеркасске в 1927 г. прошла его персональная выставка.

Свое творчество Митрофан Греков посвятил Первой конной армии Буденного. Наиболее знаменитые работы художника: «Трубачи Первой конной», «Тачанка», «В отряд к Буденному», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова». Все его полотна пронизаны романтическим революционных порывом, отдельная личность на картинах, как правило, растворяется в движущихся массах. От документальной фиксации происходящего художник приходит к его глубокому образному обобщению.

Митрофан Греков, подобно своему учителю Францу Рубо, активно занимался созданием диорам («Взятие Ростова», эскизы к диорамам «Оборона Царицына», «Егорлыкский бой» и др.). Возглавлял коллектив, создающий первую советскую панораму «Штурм Перекопа» (1934), но скоропостижная смерть художника нарушила его планы.

Именем М. Б. Грекова названы Одесское и Ростовское художественные училища. В Москве с 1935 года работает студия военных художников имени М. Б. Грекова. В Новочеркасске существует Дом-музей М. Б. Грекова.

«Трубачи Первой Конной армии», 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Народився Володимир Миколайович ЛИТВИНЕНКО (3 червня 1930 року, м Гадяч Полтавської обл. - 1 травня 2011, Одеса) - одеський живописець, заслужений художник України (2008), майстер міського пейзажу. Входить у неофіційний список ста кращих художників України.

У 1956 році закінчив Одеське державне художнє училище імені Грекова, де навчався у М. Павлюка, М. Кордонского, М. Шелюто (на дочці останнього, Тамарі Миколаївні, пізніше одружився). Учасник художніх виставок в СРСР, Канаді, Італії, Франції з 1958.

Володимир Миколайович працював в жанрі пейзажу, розвиваючи традиції південноросійської (одеської) живописної школи, створив чимало портретів. Зять художника, теж художник Володимир Кабаченко, написав про творчість свого тестя: «Піднесене сприйняття навколишньої природи, сріблясте золото і золотисте срібло жаркого степового повітря, розріджений присмерк зимового ранку і сплетення голих гілок пульсують у колористичный поліфонії останніх творів Володимира Литвиненка. За словами художника, живопис - це нескінченний шлях вдосконалення, вдосконалення майстерності, вдосконалення особистого сприйняття і розуміння навколишнього світу, і, нарешті, власної особистості».

«Воронцовський провулок», 1988


Родился Юрий Михайлович РУБАШОВ (3 июня 1947, Киев) – украинский график. Заслуженный деятель искусств Украины (1997).

Окончил Киевский государственный художественный институт (1971). Педагоги по специальности - И. Селиванов, В. Чебаник, В. Касиян. График. Основные произведения: серии "Киевская Русь" (1979), "Князья киевские" (1987), "По Украине" (1995). Член Национального союза художников Украины с 1976. Преподает на кафедре рисунка Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, доцент.

Из цикла «Швеция»: «Утро. Сесилия». 2011


Покушение на Энди Уорхола – знаменитого американского художника. 3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. Вечером того же дня Соланс добровольно сдалась уличному регулировщику. Она протянула ему два пистолета и заявила: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно. После покушения художнику пришлось больше года носить поддерживающий корсет, так как почти все его внутренние органы были повреждены.

Уорхол отказался давать показания против Соланас. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил Валери Соланас к трем годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической больнице.

Энди Уорхол (настоящее имя — Андрій Варгола) — американский художник, украинского происхождения, также - продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долл.

Валери Джин Соланас - писательница и драматург. Её главным произведением является выпущенный в 1967 году «SCUM Manifesto» («Манифест Общества уничтожения мужчин») — жёстко пародирующий патриархальные клише сатирический трактат о биологическом и социальном превосходстве женского пола над мужским, призывающий женщин создать собственное государство, уничтожив «дефектных» мужчин, за исключением тех, которые приносят пользу.

В 1996 году был снят кинофильм «Я стреляла в Энди Уорхола» (реж.Мери Хэррон).

Валери Соланас Постер фильма «Я стреляла в Энди Уорхола»