3 мая -Музей українського живопису

3 мая

Скончался Эглон Хендрик ван дер НЕР (1635, Амстердам – 3 мая 1703, Дюссельдорф) – нидерландский исторический живописец, пейзажист и портретист периода Золотого века Голландии.

Был старшим сыном известного голландского художника Арта ван дер Нера. Учился у Якоба ван Лоо в Амстердаме. Жил и работал в разных городах – Оранже, Амстердаме, Роттердаме, Гааге и Брюсселе. В Брюсселе был назначен живописцем при дворе короля Карла II. Покинул Брюссель после нападения французских войск в 1695 и последние годы жизни провел при дворе пфальцграфа Иоганна-Вильгельма в Дюссельдорфе.

«Автопортрет», 1696.
Галерея Уффици, Флоренция
«Юдифь», 1678. Национальная галерея, Лондон


Родился Александр Николаевич БЕНУА (3 мая 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж) – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил юридический факультет Петербургского университета и посещал классы Академии художеств. Также занимался живописью самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта, известного живописца-акварелиста. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Опубликовал большое количество статей и книг по вопросам искусства.

Своё художественное творчество Александр Бенуа посвятил, в основном, Франции эпохи Людовика XIV и Петербургу XVIII – начала XIX веков. Создал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» и «Медный всадник».

В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работать как книжный и театральный художник. В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Поселился в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.

«Прогулка короля»


3 мая 1955 года в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была торжественно открыта выставка спасенных от уничтожения и отреставрированных в СССР (в том числе и в Киеве) шедевров Дрезденской картинной галереи – 515 лучших произведений.

С началом Второй мировой войны галерея была закрыта. При приближении советских войск к Дрездену собрание живописи было эвакуировано в совершенно неподготовленные хранилища – заброшенные шахты, туннели, штольни. Картины были сложены без всякой упаковки и защиты, туннели – заминированы.

Два крупнейших хранилища – штольню в Покау-Ленгефельд и хранилище «Т», где находились картины Дюрера, Кранаха, Веронезе, – в мае 1945 года удалось отыскать младшему лейтенанту трофейной бригады 164-го батальона 5-й Гвардейской Армии 1-го Украинского фронта Леониду Наумовичу Рабиновичу.

Леонид Рабинович, художник Киевского театра оперы и балета, после войны вернулся в Киев и под псевдонимом Леонид Волынский опубликовал автобиографическую повесть «Семь дней», в которой рассказал, как с группой из пяти солдат разыскал место захоронения картин Дрезденской галереи и организовал их спасение и эвакуацию. Писатель Леонид Волынский также написал ряд книг о художниках: «Дом на солнцепеке» (1961, о Винсенте ван Гоге), «Лицо времени» (1962, о русских художниках-передвижниках), «Зеленое дерево жизни» (1964, о французских импрессионистах), а также «Страницы каменной летописи» (1967, о шедеврах русской архитектуры).

Леонид Рабинович (Волынский),
писатель и художник
Из собрания Дрезденской галереи:
Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница», 1745