3 марта -Музей українського живопису

3 марта

Родился Ховард Рассел БАТЛЕР (3 марта 1856, Нью-Йорк — 20 мая 1934, Принстон, штат Нью-Джерси) — американский художник, основатель Американского общества изящных искусств.

Своё художественное образование начал с посещения Национальной академии дизайна, в студии своего дяди — художника. Посещал Принстонский университет, получив научную степень, и в 1876 году был приглашен в качестве ассистента профессора физики. В 1881 году он окончил Колумбийский университет, где изучал право. До 1984 года работал юристом, когда решил целиком сосредоточиться на живописи.

C целью повышения художественного образования, обучался у Фредерика Чёрча в Мексике, затем — в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. В Ховард Батлер приехал во Францию, оставшись в Париже на два года. Был членом американской художественной колонии в Конкарно. В 1889 он смог найти средства для создания Американского общества изящных искусств, которым Батлер руководил первые 17 лет. В 1899 году он стал академиком Национальной академии дизайна, также был членом Архитектурной лиги Нью-Йорка и Общества американских художников.

«Желтый свитер»


Родился Ги Орландо РОУЗ (3 марта 1867, Сан-Габриель, Калифорния – 17 ноября 1925, Пасадена) — американский художник, один из крупнейших представителей калифорнийского импрессионизма.

Родился в семье калифорнийского сенатора и вырос на ранчо отца. В 1884 году Роуз поступает в Калифорнийскую школу дизайна в Сан-Франциско. С сентября 1888 года он продолжает свое художественное образование в парижской Академии Жюлиана, с 1890 года выставляет работы в Парижском Салоне.

На некоторое время художник возвращается в США, но снова и снова приезжает во Францию, живёт в Париже, покупает сельский дом в Живерни. В 1900 проводит зимний сезон в Алжире, где много и плодотворно работает. В 1901 году на Всемирной выставке в Буффало Роуз завоёвывает бронзовую медаль.

С 1904 по 1912 год Ги Роуз и его жена Этель живут и работают в колонии художников в Живерни. В его творчестве этого периода чувствуется сильное влияние Клода Моне, бывшего другом и учителем Роуза. В 1910 году живописец участвует в нью-йоркской выставке художников «группы Живерни» (вместе с Л. С. Паркером и Ричардом Миллером).

Из-за ухудшившегося здоровья Роуз в 1914 возвращается в Калифорнию. Здесь он участвует во Всемирной выставке в Сан-Франциско 1915 года и завоёвывает на ней серебряную медаль. Затем преподаёт в Школе искусств Стикни в Пасадене, и возглавляет эту школу в 1919-1921 годах.

Five o'clock. 1910


Родился Ярослав ПАНУШКА (3 марта 1872, г. Горшовиц —1 августа 1958, д. Коханов близ г. Светла-над-Сазавоу) — чешский художник-академист.

Родился в семье инженера. Писать акварели начал в возрасте восьми лет. После окончания гимназии в Праге Ярослав в 1889 году поступает в местную Академию художеств, где обучался под руководством профессоров Максимилиана Пирнера и Юлиуса Маржака. В 1910 году в городском музее в Градец-Кралове состоялась персональная выставка работ Я. Панушка, на которой было представлено 102 его произведения. Кроме живописи, художник увлекался книжным иллюстрированием, особенно по фантастической, сказочной и «хоррор»-тематике.

В 1923 году художник покупает дом в Светла над Сазавой и устраивает там свою художественную мастерскую. В 1926 году он в пражской Рубешовой галерее выставляет своё монументальное полотно «Победа гуситов над крестоносцами у Бегани». В 1955 году Я. Панушку было присвоено звание Заслуженного художника Чехословакии.

«Чертовы мельницы»


Маріамна Андріанівна ЛОПУХІНА (в заміжжі Давидова), (1871, Матусів, Шполянський р-н, Черкаська обл. — 3 березня 1961, США) — художниця українського походження.

Лопухіни були надзвичайно багатими і володіли великими маєтками в Україні; але дід Маріамни розтратив свою частку сімейного багатства, отож батько Маріамни та його близькі родичі виявилися майже розореними. Під час відвідин Києва дівчина познайомилася із Левом Олексійовичем Давидовим, молодим офіцером кавалерії, з яким одружилася 1899 року. Перебування у Парижі дало змогу Маріамні навчатися живопису в Академії Жуліана та Академії Гранд Шом'єр. Під час Громадянської війни виїхала з дочкою до Константинополя, тоді до Рима, і врешті-решт до Парижа. Деякий час Маріамна жила в Бретані, а 1949 року емігрує до США.

В Росії здобула славу карикатуристки. За кордоном вона для маленької онуки Ірини, яка ніколи не була в Україні, намалювала альбом з 82 акварелей із жанровими сценками про життя сім'ї в Україні, у будинку в Матусові, з поясненнями майже до кожного малюнка. Текст і малюнки навмисно спрощені, щоб їх було цікаво розглядати дитині. Легкі, веселі, з безліччю цікавих побутових деталей — їжа, костюми, типажі, інтер'єри. Цей альбом упорядкувала внучата небога чоловіка Ольга Давидова-Дакс і видала кількома мовами.

«Зимові птахи», 1920


Родился Вильгельм Карлис ПУРВИТ или Пу́рвитис (3 марта 1872, хутор Яужи, Рижский уезд, Российская империя — 14 января 1945, Бад-Наухайм, Германия) — латышский художник-пейзажист. Один из основоположников современной латвийской живописи. Основатель Латвийской академии художеств и её ректор с 1919 по 1934 год.

Учился в Академии художеств в Петербурге у Архипа Куинджи. Закончил Академию с большой золотой медалью, затем путешествовал по Европе. С 1898 по 1901 год выставлялся в Берлине, Мюнхене, Париже и Лионе, картины имели успех у публики и художественной критики. С 1901 года жил в Риге. В 1902 году совершил путешествие в Норвегию, Исландию и на Шпицберген, где изучал эффекты, связанные со снегом. С 1895 по 1910 год входил а в объединение «Мир искусства».

«Озеро в начале весны»

С самого начала Пурвит разработал собственный стиль, близкий как к импрессионизму, так и к северному модерну. Ему особенно удавались весенние и зимние пейзажи. В последние годы он много занимался графикой.

С 1909 по 1915 год Пурвит был директором Рижского городского художественного училища, а с 1919 года — ректором созданной Академии художеств. В Академии у Пурвита была пейзажная мастерская, которой он руководил до 1941 года. Одновременно с 1919 по 1940 и с 1941 по 1944 год он был директором Рижского государственного художественного музея.

«Озерный край»


Родился Вангьюш МИО (3 марта 1891, Корча — 30 декабря 1957, Тирана) — албанский художник-пейзажист, портретист, рисовальщик.

В 1908 году, вместе с братом отправился в Бухарест, где с 1915 по 1919 год учился в Национальной школе изящных искусств. В 1919-м, в год окончания художественного обучения в румынской столице, он открыл здесь свою первую персональную выставку. С 1920 по 1924 год (с перерывами, связанными с безденежьем) он учился в Академии изящных искусств в Риме, кроме того, много путешествовал по Италии на протяжении 20-х годов. Окончательно вернувшись в Корче, в те годы один из самых культурных городов Албании, Мио основал Ассоциацию изобразительных искусств и многократно участвовал в различных выставках, шаг за шагом обретая статус известнейшего живописца Албании межвоенного периода.

Вангьюш Мио был первым импрессионистом и наиболее известным пейзажистом Албании XX века. Кроме того, он был значительным портретистом, оставил впечатляющие образцы живописи обнажённой натуры. Излюбленные мотивы Вангьюша Мио — это окрестности его родного города Корча, Поградеца и других местностей Албании. Более 400 графических и живописных произведений Мио хранятся в музеях и художественных галереях Тираны и Корчи. В Корче в 1945 году открыт дом-музей Вангьюша Мио, один из самых посещаемых художественных музеев Албании.

Автопортрет «Улица в Корче»


Народився Зеф КОЛОМБІ (3 березня 1907, Сараєво — 23 січня 1949, Шкодер) — албанський художник, найбільший представник албанської живопису міжвоєнного періоду.

У 1929 році Коломбі виїхав до Італії, де закінчив Академію мистецтв у Римі, після цього у 1933 році почав працювати в Ельбасані вчителем малювання. У 1940 році переїхав до Шкодера, звідки був родом його батько, де й жив до своєї смерті. Помер у 1949 році від астми і туберкульозу.

Зеф Коломбі є ключовою фігурою Шкодерської школи живопису, провідної в албанському мистецтві першої половини XX століття. Він писав портрети і пейзажі, але особливо знаменитий він за свої натюрморти, в яких освітлення вибрано таким чином, що предметам додана особлива гармонія.

«Автопортрет», 1947 «Натюрморт», Національна галерея, Тирана


Народився Адальберт Олександрович МАРТОН (3 березня 1913, Клертон, США — 2005, Угорщина) — українсько-угорський живописець. Майстер закарпатського пейзажу і натюрморту.

Народився Бейла Алекс Лукс, якого всі знали як Адальберта Мартона, в Сполучених Штатах Америки в місті Клертон, куди його батьки виїхали в 1911 році в пошуках шматка хліба, але не знайшовши його й там, після народження сина повернулись у 1914 році на Батьківщину, в Рожнаву (Чехословаччина). Майбутній художник рано залишився сиротою. У 1932 році вступив до художньо-промислової школи в місті Брно, де навчався до 1934 року. У 1936 році закінчив художньо-промислову школу в м. Яблонці, Чехословаччина (педагоги: К.Май, Р.Флейснер, І.Прохазка). З 1937 року Мартон жив і працював в Ужгороді. 1941 року митець мав першу персональну звітну виставку, що принесла йому широке визнання і мала хороші відгуки та широкий розголос. З 1957 року брав участь в обласних, республіканських, всесоюзних і міжнародних виставках. З жовтня 1960 року Адальберт Мартон – член Спілки художників СРСР. Рекомендації до вступу йому давали корифеї крайової школи живопису Йосип Бокшай, Андрій Коцка та Гавриїл Глюк. Характеризуючи творчість художника, у своїй рекомендації Йосип Бокшай пише: «Він працює в пейзажной области живописи. Пише ліричні і індустріяльні мотиви, натюрморти, сочно, з смаком. Любується в красі природи, яку передає легко і живо. Пастелі його інтимні і пріємні. Художник постійно росте».

1972 року художник переїхав до Угорщини, де прожив до кінця життя. Він не загубився в чужому краї, стає відомим у Будапешті, малює для будапештських галерей, отримує від них замовлення. Вже через кілька років, у 1976 році, став членом Спілки художників Угорської Республіки. У 2003 році уряд Угорщини нагородив художника Золотим хрестом за заслуги перед Угорською Республікою. Роботи Адальберта Мартона знаходяться в музеях, галереях та приватних колекціях України, Росії, Угорщині, США, Канади і Японії.

«Гірська річка»


Родился Асгер ЙОРН (наст. имя Асгер Олуф Йоргенсен, псевдоним Йорн взял в 1946 году; 3 марта 1914, Вейрум, Ютландия — 1 мая 1973, Орхус) — датский художник и теоретик абстрактного экспрессионизма.

Родился в семье учителей и воспитывался в строгом протестантском духе. В юношеские годы переболел туберкулезом, готовился стать учителем и вступил в Датскую коммунитическую партию. Ранние пейзажи и портреты Асгера Йорна указывают на влияние скандинавского экспрессионизма, в первую очередь творчества Эмиля Нольде и Эдварда Мунка. В 1935 году вдохновлённый абстрактной живописью Кандинского Асгер Йорн едет в Париж, чтобы учиться именно у него. Однако это оказывается невозможным, и Йорн поступает в Современную академию Фернана Леже. В этот период он включает в свои полотна фантастические миры, навеянные работами Пауля Клее и Макса Эрнста, сближается с сюрреализмом, чью технику автоматизма он частично перенял.

В годы Второй мировой войны Асгер Йорн участвует в Движении Сопротивления. В 1948 году Йорн организует в Париже художественную группу COBRA — прокламирующую авангардистский, неоэкспрессионистский стиль в живописи. В вышедшей из печати в 1951—1952 годах сочинении «Спасение и случай» художник теоретически обосновывает такую манеру рисунка. Начиная с 50-х годов ХХ века на картинах Йорна всё чаще выступают демонические существа, тёмные силы, маски и фетиши. Помимо монументальных произведений настенной живописи и художественной керамики, в 70-е годы А.Йорн занимается также резьбой по дереву и созданием коллажей.

«Рыбак», 1962