3 января -Музей українського живопису

3 января

Крещён Валанте́н де БУЛОНЬ, прозванный Лё Валантэн (3 января 1591, Куломмье — 19 августа 1632, Рим) — французский художник эпохи барокко, представитель караваджизма.

Француз по рождению, он с ранней молодости работал в Италии. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Дружба с Пуссеном не оказала большого влияния на Валантена. Подобно Караваджо, Валантен не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда: его священные фигуры нисколько не идеализированы.

«Четыре возраста человека», около 1629. Лондонская Национальная галерея

Впрочем, Валантен довольно скоро расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п. Тема, которую он исполнял несколько раз, это — концерты. Одежда играющих иногда обличает их богатство и, может быть, знатность, а выражения лиц, по замечанию некоторых критиков, принадлежат грабителям и плутам. Французы причисляют Валантена к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения.

«Отречение апостола Петра»


Родился Карл Густав КАРУС (3 января 1789, Лейпциг – 28 июля 1869, Дрезден) – немецкий врач, ученый и художник, теоретик искусства.

Крупный представитель школы романтического пейзажа. Автор книги «Девять писем о пейзажной живописи» - одна из основных теоретических работ, заложивших основы немецкой романтической школы живописи. Карус был также дружен с Гёте и написал книгу-биографию поэта.

«Вид Колизея ночью»


Умер Антони КОЗАКЕВИЧ (1841, Краков — 3 января 1929, там же) — польский художник-реалист.

Учиться живописи начал в 1857 году в Краковской академии изящных искусств. Ученик Владислава Лужкевича и Феликса Шиналевского. Окончил курс академии в 1866 году. Перерыв в учебе связан с участием А. Козакевича в польском восстании 1863 г. Участник январских событий был взят в плен русскими войсками. После недолгого пребывания в тюрьме, вернулся в академию в Кракове, но затем уехал в Вену, где продолжил обучение в столичной Академии изобразительных искусств.

Благодаря императорской стипендии, полученной им в 1871 году, А. Козакевич продолжил совершенствовать своё мастерство в Мюнхене, где его работы принесли успех. Там он провел следующие 30 лет жизни, часто посещая Польшу. Вернувшись на родину, в 1900—1905 г. жил и творил в Варшаве. Созданные в варшавский период картины, не пользовались успехом у критиков и публики. Заброшенный и забытый, А. Козакевич умер в нужде.

«Весна»

В период учебы главной темой его творчестве были события, связанные с польским восстанием 1863 года. В Мюнхене он писал сцены из жизни польских крестьян. Создал ряд картин с детскими сюжетами, а также иллюстраций к поэме Мицкевича «Пан Тадеуш». Творческое наследие А. Козакевича содержит полотна на историческую тему, портреты, пейзажи, серии жанровых картин на фольклорную тему, а также о жизни евреев и цыган Польши.

«На улице», 1891


Родился Иван Федорович СЕЛЕЗНЕВ (3 января 1856, Киев — 31 марта 1936, Киев) — украинский живописец. Художник академического направления, работал в историческом, портретном и бытовом жанрах.

Родился в Киеве в крестьянской семье. Закончил киевскую гимназию. Учился в Петербургской академии художеств с 1872 по 1881 год в мастерской П.Чистякова. За годы обучения был награжден золотыми и серебряными медалями. В 1882 году художник принимает участие в академическом конкурсе выпускных программ и получает Большую золотую медаль за картину «Князь Дмитрий Юрьевич Красный в летаргическом сне» с правом пенсионерской поездки за границу на казенный счет. Следующие три года (1883-1886) Иван жил и работал в Риме. В 1886 году художник вернулся в Киев и много лет преподавал в рисовальной школе Николая Мурашко. В 1911-1914 директор Киевского художественного училища.

Участник выставок Киевского общества художников. Селезнёв был одним из организаторов Киевского товарищества религиозной живописи и вместе со своими учениками по Рисовальной школе Мурашко участвовал в конце 1880-х годов в восстановлении фресок XII века в Кирилловской церкви в Киеве. В 1897 году Иван Федорович выполнил образа для иконостаса Покровской церкви на Соломенке в Киеве. В своем творчестве художник остался верен историческому жанру, писал также бытовые сцены и реалистические жанровые портреты, пейзажи и натюрморты.

«Автопортрет» «Последний аккорд»


Родился Август МАКЕ (3 января 1887, Мешеде, Германия — 26 сентября 1914, Шампань, Франция) — немецкий художник-экспрессионист.

Родился в семье инженера-строителя. Его отец писал пейзажи, собирал старинные гравюры. На юношу большое впечатление произвели картины символиста Арнольда Бёклина, надолго ставшего его кумиром. С октября 1904 года Август начал учёбу в Дюссельдорфской академии художеств, но скучные занятия посещал нерегулярно и в 1906 оставил академию. Также занимался на вечерних курсах художественно-промышленной школы. В июне 1907 года, во время четырёхнедельного пребывания в Париже, Август получил возможность познакомиться с оригинальными работами импрессионистов, которые ранее знал по чёрно-белым репродукциям. Чтобы освоить принципы полюбившегося ему импрессионизма, молодой художник шесть месяцев проучился в Берлине у немецкого импрессиониста Ловиса Коринта.

«Наш сад с цветущими клумбами», 1911

Вместе с Василием Кандинским, Альфредом Кубином и Францем Марком Маке основал в 1911 сообщество художников, представителей экспрессионизма, «Синий всадник». Благодаря дружеским отношениям художника с французским художником Робером Делоне, Маке познакомился с ответвлением кубизма — орфизмом: последователи этого стиля исповедовали идею живописной организации на сопоставлении контрастных цветов. В 1913 Маке жил и плодотворно работал в Швейцарии. 8 августа 1914 года Маке был призван в армию и погиб в бою 26 сентября в возрасте 27 лет.

Творчество Маке формировалось под влиянием различных художественных направлений того времени, через увлечение которыми он последовательно проходил. Индивидуальный стиль, который он, наконец, обрёл, и сегодня рассматривающийся как типичный стиль Маке, отличается игрой световых эффектов и тщательно подобранными, согласованными сочетаниями цветов. Картины художника производят впечатление радости и лёгкости.

«Автопортрет», 1906 «Русский балет, 1912


Народився Петро Євлампійович САБАДИШ (3 січня 1909, місто Олександрівськ, нині Запоріжжя — 16 червня 1994, Київ) — український живописець. Заслужений художник України (1974).

З 1922 по 1927 вчився у Запорізькій художній профшколі. 1932 року закінчив Київський художній інститут (нині Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури), де навчався в Олександра Богомазова, Віктора Пальмова, Михайла Бойчука. Виставлявся з 1929 року. Персональна виставка відбулася 1959 року в Києві. У 1968 році був нагороджений Медаллю та Грамотою Президії Верховної Ради УРСР.

Петро Сабади́ш працював у галузі станкового живопису. Його пейзажі "Збирання яблук" (1929), "Ставок" (1939), "Вулиця в старому місті" (1944), "Дніпрові далі" (1953), "Канівські далі" (1964), "Голуба далечінь" (1979) відзначаються особливою душевною теплотою та ліризмом і передають захоплення художника навколишнім світом. У Запорізькому обласному художньому музеї представлено 17 картин П.Сабадиша.

«Соняшники», 1960


Народився Володимир Федорович СИДОРУК (3 січня 1925, Ржищів, Київська обл. - 16 січня 1997, Ірпінь, Київська обл.) - український живописець, пейзажист, жанрист. Заслужений художник України (1980). Входить до неофіційного списку ТОП-100 українських художників.

Народився в селянській родині. З 1939 по 1941 рік навчався в Республіканській художній школі імені Тараса Шевченка в Києві. Його вчителями були Іван Хворостецький (учень Ф.Кричевського) і Георгій Киянченко. Вплив цих майстрів, високий рівень викладання дозволить Володимиру, навіть не отримавши вищої мистецької освіти, стати видатним живописцем.

Після війни жив у Івано-Франківську, де завідував декоративною майстернею і одночасно працював постановником Станіславського музично-драматичного театру ім. І.Франка. Створив у цей час ряд портретів і картин на гуцульську тематику, захоплено працював над образом М.Черемшини.

«На річці Козинці (Латаття)», 1970-ті

У 1950 році живописцю пропонують вступити до Київського кооперативного товариства художників і він разом з сім'єю повертається на рідну Київщину і поселяється в Ірпені. Характерною особливістю творчого методу майстра було написання пейзажних композицій з натури, не відриваючись. Писав Сидорук натхненно і швидко, бажаючи зберегти перші почуття і емоції від побаченого. Своє бачення природи він висловлював за допомогою декоративного, насиченого і одночасно витонченого живопису.

Особливе місце в творчому доробку художника займають тематичні твори. Живописця приваблюють легендарні події періоду Київської Русі, переможна боротьба українського народу на чолі з Богданом Хмельницьким. В.Ф.Сидорук пише картини, присвячені життю Тараса Шевченка. Паралельно з цим створює абстракціоністські полотна, відмічені надзвичайно красивим і складним колоритом і нерозгаданим, завуальованим змістом.

«Автопортрет. 1947 рік» «Фонтан у Маріїнському парку взимку». 1966


Народився Іван Тарасович КЛЕЦЬ (3 січня 1947, с. Лісове Маневицького району Волинської обл..) — заслужений художник України (2009).

У 1976 р. закінчив Київський художній інститут (викладачі - А. Пламеницький, В. Пузирков, І. Тихий) і з того року живе у Чернівцях. Член Спілки художників України з 1978 року. Працює в галузі станкового малярства, в жанрі тематичної композиції, портрета та пейзажу. Учасник всеукраїнських, всесоюзних і закордонних виставок. Мав персональні виставки у Чернівцях (1978, 2007), Києві (2009). Для реалістичної манери Клеця характерна увага до освітленого обличчя; використовує колористичний контраст для досягнення психологічної характеристики образу.

Твори: «Парламентери» (1976), «Травень 1945», «Капітуляція» (обидва – 1977), «Друзі», «Ветерани праці» (обидва – 1978), «З Великої землі» (1979), «Ветерани колгоспу “Іскра”» (1980), «Леся Українка та О. Кобилянська в Карпатах» (1981), «Фундатори колгоспу» (1982), «Ковпаківський рейд» (1983), «Будівельник Дніпровської ГЕС П. Волощук» (1984), «Святковий день», «Колгоспники» (обидва – 1985), «А як згадаю… (Т. Шевченко)» (1987), «Пам’ять» (1991), «Битва під Хотином» (1993), «Ф. Мішин» (2003), «Дністрові кручі» (2005).

«Скоро свято», 2007


Родился Владимир Васильевич АДЕЕВ (3 января 1949, Ялта) — крымский живописец. Заслуженный художник Украины (2013).

Обучался в Севастопольской художественной школе, которая сыграла значительную роль в становлении его как художника. В отличие от многих художников, Владимир Адеев не получил высшего художественного образования. Тем не менее, он успешно работает в различных техниках. В 1984 году Владимир Васильевич организовал в Севастополе объединение художников «Рабочая палитра», которое существовало до 1994 года. С 1999 года художник состоит в Творческом союзе художников в городе Севастополе «Мистецький шлях».

Принимает участие в городских, областных, республиканских и международных выставках с 1979 года. В экспозициях выставок — живопись, графика, макеты кораблей и даже медали, созданные руками самобытного художника. В 2006 году Владимир Адеев стал членом Севастопольской городской организации Национального союза художников Украины. Многие работы художника посвящены книгам Александра Грина.

«Праздник на воде», 1988


Народився Юрій Дамазійович КАФАРСЬКИЙ (3 січня 1964, м. Могилів-Подільський Вінницької обл.) – живописець і скульптор. Заслужений художник України (2016).

Закінчив Одеський педагогічний інститут (1986; викладачі - Л. Риндіна, О. Риндін). Викладає у Могилів-Подільській дитячій художній школі (від 1988). Член Національної спілки художників України від 2000. Від 1995 – учасник обласних, всеукраїнських мистецьких виставок та пленерів. Персональні виставки – у Вінниці (1993, 1995, 2002, 2005, 2007). Працює у галузях станкового живопис, монументальної і станкової скульптура. Зображує природу та людей рідного краю.

Основні твори.: живопис – «Старий» (1989), «Прадавнє», «Дружина» (обидва – 1994), «Вулики», «Весна» (обидва – 1997), «Савкова хата», «Польові квіти» (обидва – 1998), «Стара хата», «Старий» (обидва – 1999), «Батько» (2000), «Зимовий день» (2010), «Лядовський монастир» (2011), «Острозька легенда», «Сонячний день. Седнів» (обидва – 2012); скульптура - меморіальний комплекс «Лики війни» (1994).

«Острозька легенда», 2012


Народилася Влада Валентинівна РАЛКО (3 січня 1969, Київ) – відомий сучасний український художник.

Закінчила Українську академію мистецтв (1994), факультет станкового живопису, навчалась у професора В. Шаталіна. Отримала премію Всеукраїнського тріенале живопису (2001). Учасниця численних авторитетних виставок сучасного мистецтва в Україні та за її межами. Починаючи з 1994 - член Національної спілки художників України. Живе і працює в Києві.