29 декабря -Музей українського живопису

29 декабря

Умер Корнелис Клас ван ВИРИНГЕН (1577, Харлем — 29 декабря 1633, там же) — голландский живописец и гравёр Золотого века Голландии. Маринист.

Родился в семье капитана из Харлема. Был учеником Хендрика Корнелиша Врума, работы которого сильно повлияли на его собственное творчество. Двадцатилетний художник в 1597 году был принят в гильдию Святого Луки. Позже занимал пост губернатора Гильдии художников Харлема. Специализировался на картинах с изображением кораблей и морских баталий. Получал заказы от муниципальных советов Харлема и Амстердама.

Гобелен работы Корнелиса Класа ван Вирингена

В 1629 году Корнелис Клас ван Виринген, выполняя один из таких заказов, изготовил гобелен, крупнейший в XVII веке (10,75 метров в длину и 2,40 метра высоты). Этот гобелен до сих пор висит на стене конференц-зала Харлемской городской мэрии. На всеобщее обозрение доступ к гобелену ван Вирингена проводят один раз в год на День памятников.

«Осада Дамиата». Музей Франса Хальса


Родился Луи-Огюст ВЕЙЛЛОН (29 декабря 1834, Бекс — 05 января 1890, Женева) — швейцарский художник-пейзажист.

Получив степень по теологии в Лозанне, поступил в мастерскую Франсуа Дидая в Женеве, где писал пейзажи с видами на Бернские Альпы. Учился в Школе изящных искусств в Париже в 1858 году. Затем Вейллон посетил Рим, Голландию, Швейцарию, Египет, и, проведя два года в Венеции, поселился в Женеве. Здесь он обратился к восточным темам и писал, в основном пейзажи на Нила или Мертвого моря. 


«Нил в Филе», 1869


Родился Николай Семёнович ШУСТОВ (29 декабря 1838, Санкт-Петербург — 1869, Санкт-Петербург) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати».

Художественное образование получил в Петербургской Академии Художеств, где своими способностями обратил на себя внимание профессоров, был отмечен серебряными медалями. За картину «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» Шустов был награжден золотой медалью 2-го достоинства.

Вместе с Иваном Крамским, Константином Маковским и 11 другими товарищами вышел из Академии со званием классного художника. Молодые художники организовали «артель русских художников», в которой Шустов работал до самой своей смерти. В 1865 году за портрет генерал-губернатора Восточной Сибири М. С. Корсакова Академия Художеств возвела его в звание академика исторической живописи.

Как писал Илья Репин: «Шустов считался y товарищей большим талантом, от него ждали многого. Это был необыкновенно красивый брюнет с очень выразительными черными глазами и гениально высоким и широким лбом. Нельзя было придумать более идеальной наружности художника. К несчастью, бурной артистической молодостью он расстроил свое здоровье, заболел психически и вскоре yмер, оставив молодую женy».

«Иоанн III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов», 1862. Сумской художественный музей им. Н.Х. Онацкого.


Родился Ви́тольд ВОЙТКЕВИЧ (29 декабря 1879, Варшава — 14 июня 1909, там же) — польский художник, рисовальщик и график. Его произведения демонстрируют черты стилей модерн, символизм и экспрессионизм.

Витольд Войткевич учился на Варшавской школе рисунка, 1903—1904 в краковской Академии изящных искусств у Леона Вычулковского. В 1902 году начал учёбу в Санкт-Петербугрской Академии, но покинул её уже через восемь дней после поступления.

В 1905 году Войткевич стал членом группы художников, созданной Леопольдом Готтлибом и Властмилом Гофманом. Войткевич завел дружбу с писателем Тадеушом Бой-Желенским и сотрудничал с его краковским кабаре «Зелёный шарик» в кафе «Яма Михалика».Создавал также сатирические тексты для журнала «Kolce» (Колючки). Занимался книжной графикой. Его творения отличались спутанным, капризным штрихом. На выставке в Берлине его картины обратили на себя внимание Мориса Дени и Андре Жида. Андре Жид устроил ему персональную выставку в парижской галерее Дрюо. Войткевич скончался в возрасте 29 лет из-за врождённого неизлечимого порока сердца.

Автопортрет «Крестовый поход детей», 1905


Народився Роберт Антонович ЛІСОВСЬКИЙ (29 грудня 1893, Кам'янське Катеринославської губернії (нині – Дніпропетровської обл.) — 28 грудня 1982, Женева, Швейцарія) — український художник-графік, послідовник Михайла Бойчука та Георгія Нарбута. Займався станковою та книжковою графікою, декоративно-ужитковим мистецтвом, сценографією та дизайном.

У 1906–1908 роках навчався у Миргородській художньо-промисловій школі ім. М. Гоголя у О.Сластіона та Р. Пельше. У 1908–10 роках вчився у рисувальній школі Миколи Мурашка у Києві. У 1917–1921 роках навчався в Українській державній академії мистецтв під керівництвом Г. Нарбута та М. Бойчука. Ілюстрував третє видання збірки поезій Павла Тичини «Сонячні кларнети», опублікованої в 1922. Захоплювався музикою, співав (баритон). Деякий час навчався спі¬ву у Київському музично-драматичному інституті (кл. О. Муравйової). Учасник художніх виставок від 1914. Працював над декораціями до вистави «Ромео і Джульєтта» В. Шекспіра для «Молодого театру» Леся Кур¬баса (1919).

Малюнок обкладинки книги. 1920-1922

Від 1920 жив у Львові, де став засновником і скарбником Гуртка діячів українського мистецтвава, викладачем рисунку Української учительської дівочої семінарії. В 1927 році закінчив Берлінську академію мистецтв. Між 1929 та 1945 роком був професором графіки Української студії пластичного мистецтва в Празі. Член Асоціації незବлежних українських митців (1931–39). Від 1947 – у Лондоні. Очолив Союз українців у Великій Британії. Від 1976 – у Швейцарії.

Особливою силою масового впливу володіли його графічні мініатюри – емблеми, логотипи, видавничі та сувенірні марки, проекти грошових знаків. Лісовському приписують створення в 1927 році логотипу для авіакомпанії «Lufthansa». Створені ним кіноафіші ще в 1930-х роках заманювали тисячі глядачів до кінотеатрів Берліна, Праги та інших великих європейських міст. Він створив офрмлення до книг Павла Тичини, Уласа Самчука, Олега Ольжича, Юрія Липи, Дмитра Чижевського, Олександра Блока, а розроблена ним основна частина атрибутики Українського Пласту, в тому числі славнозвісна трилиста лілея з тризубом остаточно закріпилася за цією масовою національно-патріотичною організацією по всьому світі.

«Перцi», 1963. Туш, акварель


Родился Хосе Давид Альфаро СИКЕЙРОС (29 декабря 1896, Камарго, провинция Чиуауа, Мексика — 6 января 1974, Куэрнавака, штат Морелос, Мексика) — выдающийся мексиканский художник. Живописец, график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи (муралист). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

В 1911 поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. Принял участие в гражданской войне, за два года дослужился до капитана. В 1919—1922 годах Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Художники Синдиката, в их числе прославившаяся в дальнейшем «великая тройка» мастеров (Сикейрос, Кпементе Ороско, Диего Ривера), расписали стены Национальной подготовительной школы в Мехико. Подсказанные революцией идеи выражены языком, близким древнему индейскому искусству. В последующем грандиозные росписи, фрески, выполненные на фасадах зданий, прославили имя Сикейроса.

Фреска «Новая демократия» во Дворце изящных искусств в Мехико

Сикейрос — член Мексиканской коммунистической партии с 1922 года. Активный участник организации профсоюзного движения и международных коммунистических конгрессов, занимал пост главного редактора газеты El Mundo. В период с 1932 по 1936 годы Сикейрос жил и работал преимущественно в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

С 1937 Сикейрос участвовал в Гражданской войне в Испании в качестве офицера республиканской армии. В 1940 по заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос состоял в группе боевиков, сформированной для ликвидации Льва Троцкого. В 1960 году избран членом Политкомиссии ЦК МКП.

Большинство росписей, выполненных Сикейросом в сороковых-шестидесятых годах, располагается на стенах со сферическими поверхностями. Это «Аллегория равноправия рас» на Кубе, «Смерть захватчика» в Чили, «Гуатемок против мифа» и многие другие росписи в Мексике. Также художник занимался станковой живописью («Пролетарская мать», «Портрет Дж. Гершвина», «Несчастный случай на шахте»), исполнил множество литографий и рисунков. Творчество Сикейроса максимально идеологизировано, проникнуто пафосом борьбы против социального гнета и насилия. Практически всегда Сикейрос сообщал своим произведениям актуальное политическое звучание. 


«Портрет Джорджа Гершвина», 1936. Музей современного искусства, Нью-Йорк


Родился Кандиду ПОРТИНАРИ (29 декабря 1903, Сан-Паулу — 6 февраля 1962, Рио-де-Жанейро) — крупнейший бразильский художник XX века.

Родился на кофейной плантации около Сан-Паулу в многодетной семье итальянских эмигрантов. В десять лет Кандиду написал свою первую картину, а в 1918 году поступил в группу странствующих художников и скульпторов итальянского происхождения, зарабатывавших деньги оформлением церквей. В 1920 году ему удаётся поступить в Национальную школу изящных искусств, где учился до 1928 года, получал призы и медали. В 1928 году Портинари получил премию, дававшую право на оплаченное путешествие в Европу. В мае 1929 года в Рио-де-Жанейро прошла первая персональная выставка Портинари. В июне он отплыл в Европу, где оставался до 1931 года, живя в Париже и посетив Лондон, Испанию (Мадрид, Толедо и Севилью) и Италию (Пизу и Флоренцию).

После возвращения Портинари поселился в Рио-де-Жанейро, в районе Лапа, в тот момент богемном и артистическом. В декабре 1934 года большая персональная выставка Портинари прошла в Сан-Паулу, а годом позже его работа «Кофе» была отобрана для международной выставки в Питтсбурге, организованной Фондом Карнеги (Бразилию представляли восемь художников, всего на выставке была представлена 21 страна). Картина получила второй приз и была куплена министерством образования для Музея изящных искусств в Рио-де-Жанейро. В 1940-е выставки художника прошли в Детройте, Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже, где он получил Орден Почётного легиона.

Портинари также известен своими фресками для здания министерства образования, для бразильского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, росписями здания Библиотеки конгресса США в Вашингтоне и штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Подавляющее большинство произведений Портинари выполнены на тематику, так или иначе связанную с Бразилией или Латинской Америкой.

«Автопортрет», 1957 «Сборщики кофе», 1935


Родился Зейнул АБЕДИН (29 декабря 1914, Маймансингх, Восточная Бенгалия — 28 мая 1976, Дакка) — бангладешский художник.

Почти всё детство он прожил возле реки Брахмапутра, которая будет изображена на многих его картинах и станет главным источником его вдохновения на протяжении всей жизни. В 1933 году Зейнул Абедин поступил в Государственную школу искусств в Калькутте. Серия картин, написанных акварелью, которые Зейнул нарисовал в дань уважения реке Брахмапутра, удостоилась Золотой медали губернатора во всеиндийской выставке в 1938 году. Так был создан собственный стиль Зейнула Абедина. Голод в Бенгалии 1943 года глубоко затронул Зейнула. Тогда он создал свои знаменитые картины графической серии «Голод в Бенгалии в 1943». Абедин был на передовой движения по воссозданию культурной самобытности Бенгалии, которая была изолирована правительством Пакистана. В 1975 году Зейнул Абедин основал Народный музей искусств в Сонаргаоне (возле города Дакка), а также галерею собственных работ в Маймансингхе. Основные его работы посвящены темам народной жизни.

«Три лица»


Народився Олексій Федорович ФІЩЕНКО (29 грудня 1920, м Умань Черкаської обл. - 15 лютого 2010) - графік, народний художник України (2000).

Учасник Другої світової війни, відзначений бойовими нагородами. У 1953 році закінчив Одеське художнє училище, де навчався у П.Кановського. У 1959 році закінчив Київський художній інститут, де вчився в майстерні станкової графіки О.С. Пащенка. Працював у галузі станкової графіки, переважно в техніці кольорової ліногравюри.

Фіщенко О.Ф. - Член Спілки художників УРСР з 1960 року. Учасник художніх виставок: обласних - з 1952 року, республіканських і всесоюзних - з 1957 року, закордонних - з 1959 року. Перша персональна виставка Олексія Федоровича пройшла у 1963 році. Основні твори: серії кольорових ліногравюр "Київ. Старе і нове" (1958-1970), "Тарасова земля" (1960-1961), "Моя Батьківщина" (1960-1969), "Карпати" (1961 -1970). О.Ф. Фіщенко - заслужений діяч мистецтв України з 1969 року.

«Осінь. Космач», 1962


Народився Володимир Миколайович ЮГАЙ (29 грудня 1922, Владивосток - 1996) - живописець, заслужений художник України (1976).

1945 року закінчив Алма-Атинськє художнє училище, де навчався у українського митця А. М. Черкаського. З 1945 по 1951 роки навчався на живописному факультеті в Київському державному художньому інституті, де його викладачами були О. О. Шовкуненко і Т. Н. Яблонська.

У 1949 році В. М. Югай дебютував на 10-ій Українській художній виставці в Києві. З цього часу - учасник численних республіканських, всесоюзних і зарубіжних художніх виставок.

Працював у галузі станкового живопису. Автор тематичних картин: «Айра Олдрідж у Т. Г. Шевченка» (1954-1960), «У вільний час» (1958-1960), «Дружба. Остап Вишня і М. Рильський» (1971), «Фронтова весна» (1975), В майбутнє» (1983), «Обпалена рідна земля» (1985), «Святий Володимир» (1991), «Чернігівщина» (1993) , «Березень» (1995) та ін.

Д.Шостак. «Портрет Володимира Югая» «Холодна весна», 1968


Родился Вильгельм САНСАЛЬ (29 декабря 1972, Тарнув, Польша) — современный польский живописец.

Окончил Краковскую академию искусств (факультет живописи) в 1999. В том же году получил первый приз «Bielska Jesień» биеннале живописи в Бельско-Бяла. В 1995—2001 соучредитель и участник группы «Ładnie». 2006 - победитель Van Gogh art Award, Амстердам. Живет в Кракове.

Один из немногих восточноевропейских художников, которые получили всемирное признание. "Я художник-реалист" - главное кредо Вильгельма Сансаля. Все что он пишет - имеет свои корни. Темы для своих работ он берет из повседневной жизни, используя образы из средств массовой информации, поп-культуры и пропаганды. Посредством живописи Сасналь исследует область, где личное и общественное сливаются в коллективной памяти. Живопись Сасналя эклектична по стилю и с трудом поддается формальной классификации.