29 августа -Музей українського живопису

29 августа

Народився Іван Семенович (Васильович) БУГАЄВСЬКИЙ-БЛАГОДАРНИЙ (Богаєвський-Благодатний) (29 серпня 1773, Київ —1859, Санкт-Петербург) — відомий художник-портретист 1-ї половини 19-го століття.

Народився в сім'ї простого київського міщанина. У 1779-1794 навчався в Академії мистецтв під керівництвом знаменитого професора Щукіна. Служив у міністерстві внутрішніх справ, одночасно займаючись живописом. Дружив з відомим живописцем О.Г.Венеціановим. За «Портрет гусарського офіцера» (1822) став кандидатом в академіки. У 1824 році, написавши з натури портрет професора історичного живопису Андрія Івановича Іванова, удостоївся звання академіка живопису.

Автор цілої серії портретів відомих історичних діячів, а також простих людей, селян. Портрети, написані Бугаєвським-Благодарним, вражали своєю реалістичністю. Також розписував церкви, що знову відбудовувались після наполеонівської навали, прикрашав їх фресками, писав ікони.

«Автопортрет», 1814 «Портрет графа В.П.Кочубея», 1837


Родился Жан Огюст Доминик ЭНГР (29 августа 1780, Монтобан, Франция — 14 января 1867, Париж) — французский художник, лидер европейского академизма XIX века.

Учился в тулузской академии изящных искусств. Продолжил образование в Париже, где в 1797 году становится учеником Жака-Луи Давида. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона» получил большую так наз. римскую премию, что давало право на поездку в Италию за счет французского правительства. В 1806-1824 годах Энгр учился и работал в Риме и Флоренции. По возвращении в Париж он открывает школу живописи. В 1835-1841 Энгр возглавляет Французскую академию в Риме. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

«Апофеоз Гомера», 1826—1827. Лувр, Париж


«Превосходно владея рисунком, Энгр в своих картинах постоянно стремился к идеальному совершенству и красоте форм, причем образцами для него служили сперва антики, а потом произведения Рафаэля. Его фигуры отлично моделированы в приятных, свежих и гармоничных тонах, но колориту их тела недостает теплоты и блеска, обусловливаемого силой брошенного на них света. Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался, и в позднейших работах Энгра, какова, например, картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов. Во все время своей деятельности Энгр оставался врагом густой накладки красок и слишком сложной палитры, но писал в меру сочной, ровной и деликатной кистью, пользуясь колерами, только необходимыми для получения желаемого эффекта. Вначале, следуя по стопам своего учителя, Давида, он брал сюжеты из классической древности, но затем стал изображать, кроме них, религиозные сюжеты, эпизоды из рассказов великих поэтов и историко-бытовые сцены, прекрасно характеризуя участвующие в них лица и стараясь верно передавать их костюмы и всю обстановку. Он выказал себя удивительно искусным мастером также в портретах, как писанных масляными красками, так и рисованных карандашом. Произведениями Энгра особенно богат Луврский музей в Париже» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

«Автопортрет», 1804 «Жанна д'Арк на коронации Карла VII», 1854


Родился Леон КОНЬЕ (29 августа 1794, Париж — 20 ноября 1880, там же) — французский художник, представитель неоклассицизма и романтизма.

В мае 1812 года Конье поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Пьера Нарцисса Герена. При помощи учителя в 1814 году представляет одну из своих работ на выставке во Французской академии. В 1817 году за работу «Освобождение Елены Кастором и Поллуксом» присуждается Римская премия 1-й степени. В 1817 году художник успешно выставляется также в Парижском салоне. Вместе с наградами Конье получает денежную стипендию, позволившую ему совершить поездку в Италию и прожить 5 лет в Риме.

В 1822 году Конье возвращается во Францию. В 1831 большую известность имела работа мастера «Похищение Ревекки тамплиерами» (по роману Вальтера Скотта «Айвенго»). В 1843 году настоящей художественной сенсацией стало другое его полотно — «Тинторетто, рисующий свою мёртвую дочь».

«Тинторетто, рисующий свою мёртвую дочь»

В 1855 году в последний раз выставляется в Парижском салоне и затем постепенно отходит от рисования и художественного творчества. Конье имел многочисленных учеников, но в 1863 году художник прекращает и преподавание в Школе изящных искусств. Умер в преклонном возрасте, всеми забытый.

«Автопортрет», 1818 «Парижская Национальная гвардия»


Родилась Флорина ШТЕТТХАЙМЕР (29 августа 1871, Рочестер в штате Нью-Йорк – 11 мая 1944, Нью-Йорк) – американская художница, дизайнер и поэтесса, работавшая в стиле модерн и под влиянием арт-деко.

Флорина родилась в богатой семье немецко-еврейского происхождения. Решив стать художницей, в 1892 году начала свое художественное образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Флорина много путешествовала, изучая искусство в Германии, Италии, Испании, Франции и Швейцарии, пополняя свои художественные знания о европейском искусстве и авангардистских течениях нового столетия.

В октябре 1916 года на Манхэттене состоялась ее первая и единственная за всю жизнь персональная выставка. Там художница представила 12 декоративных полотен, но за время работы выставки ни одна картина не была продана. Она продолжала участвовать в коллективных выставках, в течение двух десятилетий экспонировала свои работы на ежегодных выставках Общества независимых художников и даже стала членом Американского общества художников, скульпторов и граверов. Но, несмотря на растущую популярность, свои персональные экспозиции художница решила демонстрировать в узком кругу друзей, устраивая «персоналки» в своем семейном Салоне. Этот Салон был популярен до 1935 года, здесь в течение более двадцати лет собирались знаменитые художники, писатели и критики. Частым гостем во время своих приездов в США в Салоне был французский художник и теоретик искусства Марсель Дюшан.

«Праздник в честь Дюшана», 1917

Начиная с 1917 года, картины Штеттхаймер представляют собой нескончаемый калейдоскоп портретов и жанровых зарисовок, на которых изображены вечеринки, прогулки по Пятой авеню, городские пейзажи, светские мероприятия, праздники и парады, пикники и застолья, при этом, многие произведения можно считать биографическими. Картины художницы представляют собой современный синтез разных форм современного искусства и своеобразную хронику городской жизни, урбанистического жизненного уклада Нью-Йорка первой половины ХХ века. Своеобразный стиль художницы характеризуется яркими цветами, целенаправленным наивом и своеобразным юмором. Декоративный и образный стиль работ художницы часто называют «женственным».

Марсель Дюшан и художник Энди Уорхол, который восхищался искусством Флорины, организовали в 1946 году в Музее современного искусства большую ретроспективу Штеттхаймер. Еще одна мемориальная выставка художницы была проведена в Музее американского искусства Уитни в 1995 году.

«Автопортрет» «Соборы Уолл-стрит», 1939. Музей Метрополитен, Нью-Йорк


29 августа 1912 года в Москве на Чистых прудах была открыта панорама «Бородинская битва», выполненная художником Францем Рубо к столетию Отечественной войны 1812 года. Панорама разместилась в специально построенном архитектором П. А. Воронцовым-Вельяминовым павильоне. Основной сюжет панорамы — бой за деревню Семеновскую. Работа над полотном размерами 115 метров в длину и 15 в ширину продолжалась в течение 11 месяцев в специальном павильоне под Мюнхеном. Затем уже готовое полотно было навернуто на вал и доставлено в Москву. Успех этого произведения был огромен: за 5 лет музей посетило более 150 тысяч человек. Бородинская панорама просуществовала до 1918 года, после чего полотно Рубо было опять намотано на вал и отправлено в хранилище, предметный план разобран.

Лишь в 1962 году картину после длительной реставрации снова смогли увидеть зрители в новом музее-панораме «Бородинская битва» на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект в Москве), открытом к 150-летию битвы.

Музей-панорама «Бородинская битва» Фрагмент панорамы


Родился Эмиль ШУМАХЕР (29 августа 1912, Хаген, Северный Рейн-Вестфалия — 4 октября 1999, Сан-Хосе, Ивиса, Балеарские острова) — немецкий художник-абстракционист, представитель информализма в живописи.

Эмиль Шумахер получил художественное образование в Школе прикладного искусства Дортмунда в 1932—1935 годах. После Второй мировой войны увлекается кубизмом. В 50-е годы перешёл к чисто цветовым композициям, без каких-либо конструктивных элементов. С 1955 года Эмиль Шумахер участвовал в различных выставках абстракционистов. В 1958—1960 годах он — профессор в Высшей школе изобразительного искусства в Гамбурге, в 1966—1977 годы — профессор в Государственной академии изобразительного искусства в Карлсруэ. В родном городе Э. Шумахера — Хагене — создан музей творчества художника.

Шумахер рассматривал художественный процесс не как подлежащий теоретическим построениям, а как нечто физически-чувственное. Для него был важен личный, физический контакт с холстом или доской. Некоторые его полотна имеют проколы или разрезы. Краски часто нанесены на поверхность просто рукой и смешаны с песком, тканью или кусками асфальта. Примером для своего творчества Шумахер брал Природу и её жизненную силу. Мастер желал в своих работах проникнуть сквозь материю, постичь то, что скрыто по ту сторону «стены творчества».

211990 (1990). Ганновер. Художественный музей (Германия)


Народився Володимир Васильович ФОРОСТЕЦЬКИЙ (29 серпня 1946, Ужгород – 1 квітня 2017, Запоріжжя) - український живописець і графік. Заслужений діяч мистецтв України (2002).

Син художника-графіка Василя Форостецького. У 1972 році закінчив Львівський державний інститут ужиткового та декоративного мистецтва. Працював у Львові, 1973 року переїхав до Запоріжжя. З цього ж року бере активну участь в обласних, республіканських та міжнародних виставках. Персональні виставки Володимира Форостецького пройшли в Запоріжжі в 1998 і 2001 роках. Член Спілки художників України від 1977 року. У 1986 році його обрали головою Запорізької організації НСХУ. Картини художника експонувалися в Англії, Голландії, Франції, Німеччині, Австрії, Фінляндії, Польщі, Росії, Угорщині.

Творчість Володимира Форостецького оригінальна і легко впізнається, художник охоче звертається до міфологічних та історичних сюжетів. Найбільш відомі твори: «Відродження» (1991), «Країна предків» (1992), «Історичні постаті України» (1993-2001), мальовничі цикли «Стародавні слов'янські боги» (1993-2000), «Дике поле - подих тисячоліть» (2005-2012).

«Апостол Андрій Первозванний»


Народився Ілля Аркадійович ЧИЧКАН (29 серпня 1967, Київ) — сучасний український художник, представник Нової хвилі в українському мистецтві.

Внук відомого українського жудожника, професора Леоніда Чичкана. В кінці 80-х брав участь в арт-групі «Паризька Комуна» (Олександр Гнилицький, Максим Мамсиков, Василь Цаголов, Валерія Трубіна, Юрій Соломко, Ілля Ісупов), за назвою вулиці, де розташовувався сквот художників.

Роботи Чичкана брали участь в бієнале в Сан-Паулу, європейської «Маніфесті», були представлені в MoMA. Автор концепції «психодарвінізму». У 2008 році робота Іллі Чічкана «It» була продана на аукціоні Phillips de Pury за рекордну для українського арт-ринку суму $ 70 тис. У 2009 році Ілля Чичкан брав участь у Венеціанському бієнале, представляючи український павільйон.

І. Чичкан одружений, дружина - Маша Шубіна, художник. Діти І. Чичкана - Давид і Олександра - також відомі як молоді сучасні художники.

«Автопортрет» Із серії «ПсиходарвінІзм»