29 июля -Музей українського живопису

29 июля

Умер Давид ТЕНИРС Старший (1582, Антверпен — 29 июля 1649, Антверпен) — фламандский художник эпохи барокко.

Д.Тенирс изучал рисунок и живопись под руководством своего старшего брата, Юлиана Тенирса. Затем, в 1597 году он совершил поездку в Рим, где продолжал художественное обучение в мастерской Адама Эльсхаймера. После возвращения на родину в 1605 году Д.Тенирс Старший, как свободный художник в 1609 году становится членом гильдии живописцев св. Луки в Антверпене.

В начальный период своего творчества Д.Тенирс Старший создаёт крупноформатные полотна религиозного содержания для церквей довольно строгого, сухого колорита. Позднее он начинает писать пейзажи, картины фантастического и мифологического содержания, жанровые полотна на темы из крестьянского быта. Работы его знаменитого сына, Давида Тенирса Младшего, в значительной степени повторяют тематику отца.

Как художник, при жизни Д.Тенирс Старший был малоудачлив и делал долги, которые затем выплачивали его сыновья, в том числе и Д.Тенирс Младший. В настоящее время картины работы Д.Тенирса Старшего можно увидеть в крупнейших музеях и картинных галереях.

«Чудо св. Павла на Мальте», 1620-1623


Родился Петер фон ГЕСС (29 июля 1792, Дюссельдорф — 4 апреля 1871, Мюнхен) — баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств. Он участвовал в кампании 1813—14 гг. против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1839 г. посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 г. (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

«Отступление французов через реку Березину 17 ноября 1812 года». 1844. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Родился Карл Эдуард Фердинанд БЛЕХЕН (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) — немецкий художник, представитель романтизма в живописи.

Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке, отношения с которым, впрочем, не сложились. В 1824—1827 годах Блехен работал театральным художником-оформителем в Берлине. Состоявшаяся затем поездка в Италию окончательно определила творческий путь художника.

Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. То, что на его картине «Постройка Чёртова моста» (около 1830 года) лишь только намечено, в более поздней работе «Железопрокатный завод в Эберсвальде» (1834) обретает вполне законченную форму. Карл Блехен умер в возрасте 41 лет психически больным человеком.

Город Котбус во времена ГДР учредил премию в области литературы и искусства имени своего знаменитого уроженца — премию Карла Блехена, вручавшуюся с 1956 года.

«Автопортрет» «Постройка Чёртова моста», 1830-32


Родился Александр Андреевич ИВАНОВ (29 июля 1806, Санкт-Петербург — 15 июля 1858, там же) – художник, академик Петербургской АХ, автор знаменитого полотна «Явление Христа народу».

Родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством своего отца. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову Общество поощрения художникам отправило молодого живописца за границу для дальнейшего усовершенствования. В Италии у Иванова начал вызревать замысел большого полотна с изображением первого явления Мессии народу. Для пробы сил в 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Работа над «Явлением Христа народу» затянулась на двадцать лет (1837—1857). Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Известный коллекционер Павел Третьяков покупал эскизы, поскольку саму картину приобрести было невозможно — она писалась по заказу Академии художеств и была как бы уже куплена ей. Только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Выставка грандиозной картины (5,4 х 7,5 м) и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств и произвела большое впечатление. Приезд же Александра Иванова в Петербург оказался роковым – художник скончался от холеры. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где для картины был построен специальный павильон.

Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова «Явление Христа народу», 1827-1857.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Родился Иван (Ованес) Константинович АЙВАЗОВСКИЙ (29 июля 1817, Феодосия — 2 мая 1900, там же) — всемирно известный художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Родился в семье купца. Его отец Константин (Геворк) писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Отец Айвазовского был из галицийских армян, его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные способности. После учебы в симферопольской гимназии Айвазовский в 1833 году был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В Академии армянский юноша учился у французского пейзажиста Филиппа Таннера и в классе батальной живописи у профессора Александра Ивановича Зауэрвейда. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Петербург, где получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
«Вид на Венецианскую лагуну», 1841

«Со свадьбы»

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Италию. Художник работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Художнику в Италии сопутствовал успех. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В 1842-1844 годах художник объездил Швейцарию, Германию, Голландию Англию, посетил Париж, Португалию и Испанию. Его корабль едва не затонул во время шторма в Бискайском заливе и в парижских газетах появились сообщения о гибели художника.

В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
«Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе», 1846

«Черноморский флот в Феодосии», 1890

С 1845 Айвазовский жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств и галерею (1880). На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей. 24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby's картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн. фунтов стерлингов.

«Автопортрет», 1874 «Радуга», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Народився Роберт Лівайс РІД (29 липня 1862, Стокбрідж, штат Массачусетс —2 грудня 1929, Клифтон-Спрингс, штат Нью-Йорк) — американський художник-імпресіоніст.

Художнє ремесло почав опановувати в місті Бостон в Школі красних мистецтв. 1884 року Рід відбув до Нью-Йорка (його прийняла на навчання Ліга студентів-художників). Через рік він продовжив навчання в Академії Жульєна в Парижі. Найбільше зацікавився стилем французьких імпресіоністів.

1889 року Роберт Рід повернувся в Нью-Йорк. Почав працювати як портретист. Став викладачем в Лізі студентів-художників. Здобув популярність через численні зображення молодих жінок з квітами, безсюжетні і суто декоративні. Серед офіційних замовлень цього періоду — декоративні стінописи в куполі павільйону на Всесвітній виставці в Чикаго 1893 року. 1897 року Роберт Рід став членом творчого товариства «Десять американських художників», які покинули Спілку американських художників. 1906 року Рід став дійсним членом Національної академії дизайну (формально — Академії мистецтв США). Виконав декоративні стінописи в декількох офіційних державних закладах, серед яких Бібліотека Конгресу, м. Вашингтон, Апеляційний суд, м. Нью-Йорк, Державна резиденція, м. Бостон тощо.




Родился Илья Иванович МАШКОВ (29 июля 1881, Михайловская-на-Дону, Область Войска Донского — 20 марта 1944, Москва) — русский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910).

Вырос в простой крестьянской семье. В 1900—1905 и 1907—1910 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых русских художников Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова. Во время учебы Машков отличался эксцентричным характером. В какой-то момент художник осознал, что живопись, которой его учат – не его. К 1910 Машков сложился как оригинальный живописец, который более всего любил цвет, гиперболу, преувеличение, гротеск. Любимые жанры – портрет, пейзаж, натюрморт.
«Натюрморт»

Манера Машкова вызывала активное неприятие критиков, его работы казались искажением природы, злостным уродством. Илья Машков стал одним из основателей группы «Бубновый валет». Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма. В 1916 году И. Машков и П. Кончаловский вышли из объединения, которое вскоре распалось. Машков входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, был одним из основателей Общества московских художников (1927—1929).
«Автопортрет с Кончаловским». 1910

Илья Машков открыл в 1910-х свою художественную студию. Среди его учеников: Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля, М. Б. Вериго.

Для творчества Ильи Машкова в последующие десятилетия характерен постепенный возврат к классической живописи. В его картинах появляется светотень и валер, мягкие полутона, слитный и мелкий мазок, блики. Попытки сохранить прежние свои прежние находки, и, в первую очередь, предельно яркие цвета, уже не всегда выглядят естественно. В 1930-е художник пишет портреты передовиков, индустриальные пейзажи и виды рабочих здравниц, но эти работы намного уступают его раннему творчеству.

«Русская Венера», 1914



Родился Петр Степанович СУЛИМЕНКО (29 июля 1914, Краснодар, Россия – 1996) - Украинский живописец. Выдающийся художник-маринист, автор батальных полотен. Заслуженный деятель искусств Украины (1974).

С 1939 по 1947 год учился в Киевском художественном институте у А.Шовкуненко, К.Елевы, А.Сиротенко, А.Фомина. С 1947 года принимал участие в республиканских и всесоюзных, а с 1955 года - в международных художественных выставках. Работал в области станковой живописи. Особое место в творчестве Петра Сулименко - это картины посвященные обороне Севастополя и подвигам моряков. Муж художницы Зинаиды Ильиничны Зацепиной (1913 – 1986 г.г.). Жил и работал в Киеве. Произведения художника хранятся в Национальном художественном музее Украины, Севастопольском художественном музее, частных собраниях.

«Вечер», 1975



Родился Вадим Иванович ОДАЙНИК (29 июля 1925 года, Одесса — 21 декабря 1984 года, Киев) — советский художник. Народный художник Украины (1978). Лауреат Государственной премии УССР (1975).

В пятилетнем возрасте переехал с родителями в Киев. Во время Великой Отечественной войны в 17-летнем возрасте ушел на фронт. В 1946 году окончил Киевский художественный институт (был учеником И. Штильмана, С.Григорьева, В.Костецкого).

Художник много работал в Карпатах – изестность приобрела его фраза: «Жена — моя первая любовь, а Карпаты — вторая». В 1971 году Одайнику присваивают звание «Заслуженный деятель искусств УССР». За жанровые картины «Троистые музыки», «Красная кузница», «Весна» и «Гуцульская свадьба» ему присуждают Государственную премию им. Т.Шевченко.

«Зима в Карпатах», 1972



Родился Виктор Иванович РЫЖИХ (29 июля 1933, Омск, Россия) – известный украинский живописец. Народный художник Украины (2003). Действительный член (академик) Национальной академии искусств Украины (2006).

В 1958 году окончил Киевский художественный институт, где учился в мастерской К. Трохименко. Член НСХУ с 1961 года. В 1980 году Виктору Рыжих присвоено звание – Заслуженный художник Украины. Член-корреспондент АХ Украины с 2001 года. Самые известные работы: «Хоккей» (1966), «Реликвии Бреста» (1968), «Поиск» (1975), «Киевский футбол» (1979), «На Капитолии» (1990), «Жирона» (1997). Ряд живописных работ художник написал в соавторстве со своей женой Неледвой Галиной Александровной.

Персональные выставки прошли в Киеве (1980, 1993, 1997, 2002, 2003), Москве (1982), Грузии (1983, 1984), Чикаго (1992), Испании (1996). Живет и работает в Киеве.

«Изгнанные из рая», 2002


Народився В’ячеслав Михайлович ЮРЧЕНКО (29 липня 1946, с. Високе Харківської обл.) – дніпропетровський художник.

Закінчив Харківський художньо-промисловий інститут (1973). Працює в галузі живопису, графіки, дизайну. Член Національної спілки художників України з 1994. Архітектурне проектування та промисловий дизайн, художні ковка і ливарство, вітражі та мозаїка, монументальний живопис і камерна акварель – така широта спектра професійних інтересів В’ячеслава Юрченка.

Протягом багатьох років В’ячеслав Михайлович продуктивно працював у Дніпропетровському художньо-промисловому комбінаті (який в кінці 1970-х початку 1980-х очолював в якості головного художника) і одночасно передавав основи професійної майстерності студентам Художнього училища та Інженерно-будівельного інституту.

Пейзаж – основний жанр його станкових робіт, і в той же час – головне джерело натхнення. Кожна живописна робота має свій образний лад і, при цьому, несе зримий відбиток пізнаваної образотворчої мови автора. Яскрава, чиста палітра емоційного колористичного акорду і вивіреність композиційної побудови – характерні риси кращих творів художника. Основні твори: «Соняшники» (1998), «Обрії пам'яті» (1996), «Така вона є...» (1999), «Літо, що минає» (1994), «Різнотрав’я» (2004).