29 марта -Музей українського живопису

29 марта

Филипп ГАЛЛЕ (1537 Харлем — 12 или 29 марта 1612, Антверпен) — нидерландский художник и график эпохи маньеризма. Был также известным гравёром по меди и писателем.

Филипп Галле происходил из семьи гравёров по меди. Он был основателем наиболее значительной мастерской медной графики в Антверпене конца XVI—XVII столетий, которой после его смерти руководили сыновья — Корнелис Галле и Теодор Галле. Наиболее интересные гравюры работы Ф.Галле мастер создал на основании полотен таких нидерландских мастеров, как Питер Брейгель Младший (Алхимик, 1558), Мартен ван Хемскерк (Разрушение Соломонова храма), Ян ван дер Страт и Франс Флорис (Лот и его дочери). Графика его в основном была посвящена религиозной, исторической и мифологической тематике, был также автором графических портретов, аллегорических и жанровых сюжетов.



Якоб (Жак) де ГЕЙН Молодший (бл. 1565, Антверпен — 29 березня 1629, Гаага ) нідерландський художник і гравер доби маньєризму.

Батько, Якоб де Гейн старший, був художник по склу і гравер. Художні навички отримав в майстерні батька. 1585 року перебався місто Гарлем, де стажувався в майстерні художника Хендріа Гольциуса п'ять років. Почалися мандри художника, що працював в містах Амстердам (1591-1595), Лейден (1596), знову в Амстердамі і в Лейдені (наприкінці 16 ст. як гравер). За роки праці в місті Амстердам від створив 117 гравюр.

«Бенкет блудного сина», гравюра 1596 р., Музей мистецтв округу Лос-Анжелес

Близько 1600 року де Гейн полишив гравюру і зосередився на живопису олійними фарбами та на опануванні офорту. Розвинувся в універсального майстра, здатного працювати в різних техніках і з різними завданнями — від міфологічної картини до дизайну декоративного саду, паркового павільйону чи маскарадного костюму. 1605 року відбув у місто Гаага, де створив для родини принца Оранського сад бароко Бейтенхоф і два перші в практиці гаазького садівництва паркові гроти. З творчістю художника де Гейна молодшого пов'язують перші серед ранніх зразків чисті натюрморти з квітами, оголену натуру та композиції на тему «пам'ятай про смерть».

«Нептуп і Амфітріта», Музей Вальраф-Ріхартс, Кельн.


Родился Иоганн Эдуард БЕРГ (29 марта 1828, Стокгольм — 23 сентября 1880, там же) — шведский художник-пейзажист, основатель новой шведский школы пейзажистов.

Родился в семье управляющего железной дорогой в Стокгольме. С 1844 года изучал право в университете Уппсалы, окончив который в 1849 получил степень судьи. Работал нотариусом. В 1851 посетил на остров Готланд, где встретился с несколькими художниками и увлекся живописью. В 1852 Э. Берг начал официально обучаться в академии в Стокгольме и через год получил высокую оценку своих работ и грант на поездку за рубеж. В 1854 году он начал с поездки в Дюссельдорф, Женеву и Италию. Затем обучался в Карлсруэ у Х. Гуде (по классу пейзажа) и в Женеве — у А. Калама. В 1861 г. назначен экстраординарным, а в 1867 — ординарным профессором Королевской академии свободных искусств в Стокгольме. Отец художника Ричарда Берга (1858—1919).

Иоганн Эдуард Берг — прекрасный пейзажист, работы которого отличаются большой правдивостью в изображении природы, тщательной проработкой деталей, свежим колоритом и возвращением к родным сюжетам. Берг был весьма плодовитым художником. Многие его пейзажи, представляющие виды дикой северной природы, находятся в картинных галереях, преимущественно в Швеции, Англии, Голландии и Франции.

«Лесной пейзаж». 1853


Родился Юлиус МАРЖАК (29 марта 1832, Литомишль — 8 октября 1899, Прага) — чешский художник-пейзажист. Представитель романтического и реалистического направлений в живописи.

Родился в семье бухгалтера и финансового инспектора. Получил великолепное образование; уже в годы обучения в гимназии Ю. Маржак начал брать уроки портретной и пейзажной живописи. В 1852 году поступил в класс пейзажной живописи Макса Хаусхофера в Пражской академии художеств. А 1853 году покинул Прагу, уехав в Мюнхен, где учился в местной Академии у Леопольда Ротмана и Эдуарда Шлейха Старшего. В 1855 году начались его — как Маржак их называл — годы странствий: по северной и южной Чехии, горные цепи которой вдохновляли художника и поставляли визуальный материал для его полотен.

Некоторое время Ю. Маржак жил в Вене, где он изучал графическое искусство. В 1860 года он преподавал в Вене рисование, а также работал иллюстратором в нескольких местных журналах. В этот период в произведениях художника отчётливо видно влияние барбизонской школы. В 1869 году художник совершил путешествие по Балканам, с 1872 по 1875 год жил в Тироле. В 1882 году, наряду с некоторыми другими чешскими художниками, получил заказ на живописные работы в пражском Национальном театре. С 1887 года Ю. Маржак — профессор пражской Академии художеств, руководитель класса пейзажной живописи.

«На краю леса»


Родился Поль-Элье РАНСОН (29 марта 1864, Лимож — 20 февраля 1909) — французский художник, дизайнер и график. Представитель неоимпрессионистского направления в искусстве.

Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Школе Декоративных искусств. В 1886 году поступил в парижскую Академию Жюлиана, где два года спустя встретил Поля Серюзье. В 1890 году вступил в основанную Серюзье художественную группу «Наби», став одним из её творческих лидеров. Каждую субботу члены «Наби» собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире Рансона и его жены Мари-Франсуа.

Рансон увлекался философией, теософией и мистикой. Именно им было предложено введение «Языка Наби», на котором члены группы должны были общаться в её пределах, и введены прозвища для каждого из художников. Он также проявлял интерес к декоративному искусству, ковроткачеству, создал множество рисунков для гобеленов.

В 1908 году, через три года после прекращения существования «Наби», совместно с женой художник создал «Академию Рансона», где преподавали как сам Рансон, так и бывшие члены группы «Наби», такие, как Поль Серюзье и Морис Дени. Академия Рансона с несколькими перерывами существовала до 1955 года.

П. Серюзье. «Поль Рансон в Костюме Пророка» (1890) «Голубая комната», 1891


Родился Петер ЯНССЕН, по прозванию Младший, настоящее имя — Петер Тамме Вейер (29 марта 1906, Бонн — 18 марта 1979, Берлин) — немецкий художник.

Родился в состоятельной семье; отец будущего художника был хирургом, мать — дочерью банкира. Дед его был художником Петером Янссеном Старшим. Вскоре после рождения Петера его семья переезжает в Дюссельдорф. После окончания гимназии Янссен учится в дюссельдорфской Академии художеств, затем он поступает в парижскую Академию Гранд Шомьер (1926—1928).

Вернувшись на родину, Янссен в 1928—1930 годах живёт и работает в Дюссельдорфе как свободный художник. В 1932 году там же состоялась его первая персональная выставка. В 1935 году, на основании расовых национал-социалистских законов, Янссен был исключён из Союза немецких художников. Мастер уезжает в Испанию (1933), затем в Италию (1936) и в США (1937), в 1938—1939 годах он живёт в Англии. Вернувшись в Германию, в 1940 году был призван в Лейпциге на военную службу. В 1941—1944 Янссен находится на нелегальном положении. 11 ноября 1944 года художника арестовывают и отправляют в концлагерь Лённевиц. В начале 1945 года Янссен бежит из лагеря и скрывается до окончания войны в Дюссельдорфе. В 1946 состоялась первая послевоенная выставка его работ.

В 1957 году Янссен был приглашён профессором в Берлинский университет искусств, где и работал вплоть до 1971 года. Затем — свободный художник.

«Фиеста в Финестрате», 1956


Народився Анатолій Олександрович КОСТЕНКО (29 березня 1920, с. Іванівка, нині смт Херсонської обл. – 23 лютого 1996, Дніпропетровськ, нині – м.Дніпро) – живописець. Жив і працював у Дніпрі.

Учасник 2-ї світової вій¬ни, відзначений бойовими нагородами. Навчався у Харківському художньому інституті (1946–1949; викладачі М.Баришев, Й. Дайц, О. Кокель, Є. Світличний). Працював у 1951–1992 на Дні¬пропетровському художньо-вироничому комбінаті. Учасник обласних (від 1952) та всеукраїнських (від 1960) мистецьких виставок. Персональна виставка – у Дніпропетровську (1972). Член Національної спілки художників України від 1963 року. Для творчості Костенка характерні сві¬тла прозорість кольорів, одухо¬твореність мотивів, кольорова та лінійна візерунчастість. Відтворював камерні пейзажі із Дніпром, краєвиди Криму.

Відомі твори: «Повінь на Дніпрі» (1960), «У дяка на навчанні» (1961), «На Дніпрі» (1963), «Перший сніг» (1967), «Велика вода», «Літо» (обидва – 1968), «Седнів» (1969), «Сільський мотив» (1972), «Теплий вечір» (1976), «Патруль на Дніпрі» (1977), «Шлях до моря» (1979), «Старий Крим», «Весняний ранок» (обидва – 1983), «9 травня» (1984), «Весна у Гурзуфі», «Ко¬ли на землі мир» (обидва – 1985), «На Дні¬прі» (1992), «Золота осінь» (1994).

«Рибальське селище». Із колекції Музею українського живопису (м.Дніпро)


Народився Леонід Авакумовіч ГОПАНЧУК (29 березня 1955, с. Заболотинці Млинывського Рівненській обл. - 5 вересня 2013) - живописець. Заслужений художник України (2009).

Закінчив Київський державний художній інститут у 1981 році. Працював у жанрі історичного живопису, портрета, був майстром пейзажу і натюрморту. Його творчості притаманний яскравий національний колорит, щирість і професіоналізм. Роботи художника знаходяться в приватних колекціях у 14-ти країнах світу. Він учасник багатьох національних, міжнародних виставок і арт-фестивалів. Жив у місті Бровари під Києвом.

«Юна вершниця». 1997


З 29 березня 2004 року по 2011 рік працювала для публіки Ліхтенштейнська картинна галерея - художнє зібрання княжого дому Ліхтенштейнів, яке займає їх приміський палац на Фюрстенгассе у Відні.

Основу зібрання заклав у XVII столітті князь Карл Євсевій Ліхтенштейн. Покоління за поколінням його нащадки продовжували розширювати колекцію, яка нині включає в себе полотна пензля Рафаеля, Рубенса, Мантеньї. Перлина збірки, «Портрет Джиневри де Бенчі» пензля Леонардо да Вінчі, був у 1967 році проданий князем Ліхтенштейном за рекордну для того часу ціну в 5 млн доларів.

У передвоєнний час художнє зібрання Ліхтенштейнів було відкрито для публіки. У березні 2004 року Ліхтенштейнський музей знову відчинив свої двері для всіх бажаючих. Власники розраховували поповнити галерею за рахунок виставки картин із закритих колекцій інших аристократичних родів (Борромеї, Харрахі) і приймати до 300 тисяч туристів щорічно. У 2011 році, зважаючи на відносно низьку відвідуваність (не більше 45 тисяч туристів на рік), князь Ліхтенштейну прийняв рішення закрити музей. Для відвідування палацу туристичною групою відтепер потрібна попередня домовленість з власниками.

Із зібрання галереї: Квентін Массейс. «Збирачі податей». Після 1501.