29 февраля -Музей українського живопису

29 февраля

Родился Антуан Эркюль Ромуальд ФЛОРАНС (29 февраля 1804, Ницца — 27 марта 1879, Кампинас, Бразилия) — франко-бразильский художник-натуралист и изобретатель. За 3 года до того, как фотографию запатентовал Дагер, её изобрёл Флоранс в Бразилии.

Эркюль родился в Ницце и провёл детство в Монако. В возрасте 20 лет он отправился из Тулона в кругосветное путешествие на фрегате «Мария-Терезия». Он высадился в Рио-де-Жанейро. Работал в магазине торговца тканями, затем в книжном магазине. Участвовал в экспедиции в глубину Бразилии до устья реки Амазонки в качестве художника. В 1830 г. Эркюль женился на дочери будущего губернатора провинции Риу-Гранде-ду-Суль и поселился в городе Сан-Карлуш.

После брака Флоранс занялся изобретательством. Он создал систему имитации пения птиц (зоофонию), затем изобрёл технологию печати на ткани. Также он разработал технологию визуального представления изображений на листах бумаги с мелкой перфорацией. Открытие Флоранса осталось неизвестным в Европе, где подобную методику несколько лет спустя запатентовал Дагер. Флоранс, тем не менее, продолжал заниматься фотографией и сделал множество снимков. О его открытии 1833 г. стало известно только полтора века спустя.

«Мельница для сахарного тростника, Сан-Карлуш», 1840


Родился БАЛЬТЮС (29 февраля 1908, Париж — 18 февраля 2001, Россиньер, кантон Во) — французский художник, младший брат философа и писателя Пьера Клоссовски. Один из самых востребованных художников ХХ века.

Настоящее имя — Бальтазар Клоссовски де Рола. В продолжение своего 80-летнего творческого пути Бальтюс обращался ко всем традиционным жанрам европейской живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сцены), насыщая их тревожно-эротической атмосферой и провокационным фрейдистским подтекстом.

Отец — Эрих Клоссовский, художник и искусствовед польского происхождения, знаток творчества Домье. Мать — Элизабет Доротея Спиро, художница-еврейка, среди друзей известная как Баладина, была одним из тринадцати детей синагогального кантора, композитора литургической музыки Абрама-Бера Спиро, перебравшегося из Минской губернии в Бреслау. Друзьями дома были Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен, Морис Дени. После развода в 1917 году Баладина Клоссовски вступила в многолетнюю романтическую связь с поэтом Райнером Марией Рильке.

В 1930-е гг. Бальтюс примкнул к кружку сюрреалистов и сблизился с Кокто, Арто, Миро, Пикассо и Джакометти. Эпатажный холст «Урок гитары» в 1934 г. принес начинающему художнику известность в авангардистских кругах. В работах тех лет неестественная застылость с почти фотографической точностью изображенных фигур придает даже бытовым сюжетам налет мистической зачарованности. К началу 1940-х гг. художник окончательно отходит от принципов сюрреализма и создает ярко индивидуальную манеру.

«Улица», 1933. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Начиная с 1940-х гг. внимание Бальтюса приковывает тема пробуждающейся женственности. Он вводит в свои полотна символические мотивы (зеркало, бабочка, кот) и фигуры девушек-подростков, «застигнутых» в домашней обстановке в непринужденно-соблазнительных позах.

В 1956 г. после масштабной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства о Бальтюсе заговорили в США. В последние сорок лет жизни художник увлекается японским изобразительным искусством. Он часто посещает страну восходящего солнца и находит там спутницу жизни. В 1983-84 гг. с размахом прошли ретроспективы творчества Бальтюса в парижском центре Жоржа Помпиду и в музее Метрополитен. В 1991 г. Бальтюс был награжден Императорской премией (Япония). На тот момент он был единственным из живущих, чьё произведение находилось в постоянной экспозиции Лувра (было завещано музею самим Пикассо).

«Золотые деньки». Национальная Галерея Вашингтона (Смитсоновский институт)