28 декабря -Музей українського живопису

28 декабря

Родился Томас ХОВЕНДЕН (28 декабря 1840, Данмануэй, Ирландия - 14 августа 1895, Плимут Митинг, штат Пенсильвания) - американский художник и педагог ирландского происхождения. Он писал реалистичные бытовые семейные сцены, часто изображал афроамериканцев.

Его родители умерли во время так называемого «картофельного голода» в Ирландии, и мальчик на шесть лет был помещен в детский дом. Позже Томас работал подмастерьем в багетной мастерской, затем учился Школе дизайна в Корке. В 1863 году юноша эмигрировал в Соединенные Штаты. Здесь он учился в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке . В 1868 году Ховенден переехал в Балтимор, а затем в 1874 году уехал в Париж. Во Франции Томас учился в Школе изящных искусств в мастерской Александра Кабанеля , но большую часть своего времени проводил в американской колонии в Понт-Авене в Бретани под руководством Роберта Уайли , где написал много картин, изображающих крестьян.

Вернувшись в Америку в 1880 году, художник стал членом Общества американских художников и ассоциированным членом Национальной академии дизайна (избран академиком в 1882). В 1886 году Ховенден был назначен профессором живописи и рисунка в Пенсильванской академии изящных искусств. Ховенден трагически погиб в в возрасте 54 лет, пытаясь спасти девочку, выбежавшую на рельсы перед приближающимся поездом.

Автопортрет художника в его студии, 1875 «С этим знаком ты победишь»


Родился Чезаре Огюст ДЕТТИ (28 декабря 1847, Сполете, Италия – 19 мая 1914, Париж) — исторический художник и жанрист итальянской школы.

Родился в семье инженера, художника-любителя. Получил образование в Академии св.Луки в Риме, куда поступил в 15-летнем возрасте и где проучился четыре года. Большое влияние на молодого живописца оказал каталонским художник Мариано Фортуни-и-Марсала. По его примеру Детти много путешествовал, вбирая в себя новые пейзажи, новые города и новые идеи. Другим художником, повлиявшим на становление Чезаре, стал гравер и иллюстратор Бартоломео Пинелли с его серией из 50 резцовых гравюр с костюмами Королевства Неаполя.

Детти сосредоточился на исторической жанровой живописи, которая четко и ясно выражает влияние гравюр Пинелли, а также дотошного реализма Фортуни. Этот вид живописи был вдохновлен отчасти стилем рококо восемнадцатого века, отчасти реализмом 1850-х и 1860-х годов. Его картины делало привлекательным чувство юмора, с которым были написаны многие сюжеты. Во второй половине 1870-х Детти перебрался в Париж, начал выставляться в Салоне, продавать свои картины в галерее на бульваре Монмартр. В 1889 году он завоевал бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже, а в 1900 — серебряную за картину «Плут». Детти создал множество картин с жанровыми сценами «галантного века», в которых тщательно выписал типажи, костюмы и интерьеры.

«Людовик XV в тронном зале»


Родился Свен Ричард БЕРГ (28 декабря 1858, Стокгольм — 29 января 1919, Стокгольм) — шведский художник-пейзажист и портретист. Искусствовед, педагог. Директор национального музея Швеции (с 1915).

Сын Иоганна Эдуарда Берга, основателя новой шведской школы пейзажистов. Окончив в 1881 году Шведскую королевскую академию свободных искусств, отправился во Францию, где поселился в колонии художников в Гре-сюр-Луэн. Позже, в Париже был слушателем Академии Коларосси. Ученик Жан-Поля Лорана.

Вскоре зарекомендовал себя на родине, как талантливый художник-портретист, хотя его пейзажи сыграют в будущем важную роль в развитии шведского романтического национализма. Его картины 1880-х годов характеризуются преобладающим реализмом с элементами романтизма. В 1883 впервые выставил свои картины в датском государственном музее искусств в Копенгагене и парижском Салоне. Его кисти принадлежат портреты ряда известных деятелей шведской культуры, науки и политики.

В 1893 году Р. Берг вместе с несколькими однодумцами основал в Варберге колонию художников, которая позже положила начало так называемой варберской школе живописи, создал там ряд пейзажей (с 1893 по 1896). С 1905 жил под Стокгольмом. Автор нескольких книг об искусстве.

Автопортрет «Летний вечер в Скандинавии». 1899-1900. Музей искусств Гётенборга


Родился Феликс ВАЛЛОТТОН (28 декабря 1865, Лозанна — 29 декабря 1925, Париж) — швейцарско-французский художник и график.

В 17 лет поступил в Академию Жюлиана. Приобрел европейскую известность своими ксилографиями, образцы которых находил в работах Рембрандта и Милле. С 1899 года всё больше занимался живописью. Был близок к группе «Наби» (Боннар, Морис Дени и др.) и Одилону Редону. В 1900-х годах его выставки с триумфом прошли в Вене, Мюнхене, Цюрихе, Праге, Лондоне, Стокгольме. Выставлялся Валлоттон и в России (Москва, Петербург), Украине (Киев, Одесса), Нидерландах (Амстердам).

В 1895—1901 исполнил для парижских журналов «Плюм» и «Ревю Бланш» серию гравированных портретов писателей и политических деятелей XIX в. от Герцена, Бакунина, Л. Толстого до Клоделя, Верхарна и Швоба.

«Автопортрет», 1897 «Купание в летний вечер», 1892


Родился Владимир Евграфович ТАТЛИН (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, Москва) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Наряду с Казимиром Малевичем один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма.

Родился в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков. В 13 лет Владимир убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста. В 1910-х участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

«Памятник III Интернационалу» (проект)

В ранней живописи Татлина выделяются крупные, ритмически соподчиненные плоскости. В 1919–1920 он создал главное свое произведение — модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «Башни III-го Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманного как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. В 1925—1927 Татлин — профессор в Киевском Художественном Институте. В 1927—1930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве. В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но так и оставшись идеями, продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов. Проект Памятника III Интернационала Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового модернизма и своеобразной визитной карточкой конструктивизма. Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году.

«Натурщица»


Народився Анатолій Петрович ЗАВГОРОДНІЙ (28 грудня 1929, Знаменна, Алтайський край — 27 серпня 2009, Миколаїв) — український художник-живописець і графік. Заслужений художник України (1977).

В 1947 році переїхав у місто Миколаїв, де працював учнем художника в майстерні кінореклами при обласному управлінні культури. Мистецтву навчився самотужки. З 1954 року працював в майстернях художнього фонду УРСР. Член Спілки художників України з 1967 року. Саме з ініціативи Завгороднього в 1970 році було створено Миколаївську обласну організацію Спілки художників України.

Працював у галузях станкового живопису та графіки (натюрморт, пейзаж, портрет). Учасник обласних, республіканських і міжнародних виставок. Автор десяти персональних виставок. Працював в техніці графіки та живопису. Основна тематика полотен - корабельна і морська романтика. Твори А.П.Завгороднього знаходяться в багатьох приватних колекціях і музеях, як України, так і зарубіжних країн.

«Нічна зміна», 1995. Гуаш.


Народився Матвій Семенович ВАЙСБЕРГ (28 грудня 1958, Київ) — український живописець, графік, художник книги. Живе та працює в Києві.

Матвій Вайсберг народився в Києві у родині шахіста Семена Вайсберга і мистецтвознавця Шелі Гарцман. Його дідом був поет Матвій Гарцман. Закінчив Республіканську художню школу ім. Т. Г. Шевченка та відділення книжкової графіки Українського поліграфічного інституту ім. Івана Федорова (1985). Від 1982 року представляв свій живопис, від 1988 брав участь у групових виставках в Україні (поза заходами Союзу художників) та за кордоном. 1990 року в Музеї історії Подолу відбулася його перша персональна виставка. Загалом брав участь у більше ніж 50-ти персональних та групових виставках.

Зазнав значного впливу творчості Жоржа Руо, Хайма Сутіна, Франсіско Гойї та ін. Разом з критиком Андрієм Мокроусовим розробив концепцію художнього ар'єргарду, яку ілюструє в своїй творчості. Не усвідомлюючи себе релігійним художником і вірянином в ортодоксальному розумінні, він повсякчасно звертається до біблійної тематики (Дні творення, 2000, Книга Йова, Сцени з Танаху).

Автор багатьох живописних циклів та серій, зокрема, "Сім днів"(1998-1999), "Юдейська пустеля" (2001), "Антропний принцип" (2004-2008), "Пляски" (2006-2009), "Сцены з ТаНаХу" (2006), "Pur Vital" (2006), "Тридвадва" (2009)… На початку 2014 року зробив живописну серію "Стіна", яку навіяли події Майдану в Києві 2014 року, свідком і учасником яких був автор.

«Віфлеємська зірка»


Народився Віктор Миколайович КИРИЧЕНКО (28 грудня 1963, Київ) - київський живописець і графік. Заслужений художник України (2006).

Закінчив Київську середню художню школу ім. Т.Г. Шевченка, Київський державний художній інститут (1990, майстерня вільної графіки) і аспірантуру Української академії мистецтв у 1998. Педагоги - А.Чебикін, М.Дерегус. Член Національної спілки художників України з 1990. Доцент кафедри графічних мистецтв Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури. Член Всеукраїнської творчої спілки художників «БЖ-АРТ». Учасник численних європейських виставок. Працює в жанрах фігуративного і нефігуративного живопису та графіки. Техніки: гуаш, темпера, олійний живопис. Основні твори: "Червоне крісло" (1992), "Народження ночі" (1993), "Містерії" (2000).

«Вулиця Грушевського», 2010


Народився Дмитро Вадимович КАВСАН (28 грудня 1964, Київ) - український художник, легендарна постать українського художнього авангарду. Закінчив Київський державний художній інститут (1990), факультет монументального живопису (майстерня професора Стороженка). У 1990-1994 - член художньої групи «Паризька комуна». Учасник численних виставок в Україні та за кордоном. Живе і працює в Києві. «Дмитро Кавсан є яскравим представником українського постмодернізму, до класичних зразків підходить з посмішкою - є з ким позмагатися. У роботах Кавсана є і голландська симпатія до речей, і англійський сплін, і деяка французька манірність і романтичний баталізм, і цілком реалістичний анімалізм» (Софія Петровська).

«Акробати», 2010