28 октября -Музей українського живопису

28 октября

Родился Иоганн Георг МЕЙЕР фон БРЕМЕН (28 октября 1813, Бремен, Германия – 4 декабря 1886, Берлин), широко известный как Мейер фон Бремен – немецкий художник, который специализировался на библейских, крестьянских и семейных сценах.

В 21 год он отправился в Дюссельдорф и начал учебу в Академии художеств. В 1841 году Майер открыл свою мастерскую, но в 1852 году переехал в Берлин, где стал профессором. Фон Бремен изучал жизнь гессенских крестьян, чтобы использовать свои зарисовки для создания жанровых картин, написанных с искренним сочувствием к беднякам. На множестве его полотен запечатлены сценки с детьми, часто юмористические. Также написал много картин с изображением молодых женщин.

«Семейный портрет художника» «Девочка, вяжущая возле окна»


Родился Клавдий Васильевич ЛЕБЕДЕВ — (28 октября 1852 — 4 октября 1916, Москва) — русский исторический и церковный живописец.

Происходил из крестьянской семьи, учился в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, Е. С. Сорокина. С 1890 года там же преподавал. В 1881 году был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени. Член общества передвижников с 1891. С 1897 — академик живописи, с 1906 — действительный член Академии художеств. Состоял профессором натурного класса Академии Художеств, преподавал в 1894—1898 гг. Член Общества художников исторической живописи.

Клавдий Лебедев известен как жанровый живописец — писал картины в духе реализма на темы русской истории X—XVII веков. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства И. Д. Сытина. В начале XX века иллюстрировал Библию.

«Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием
на берегу Дуная»


28 октября 1886 года произошло торжественное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке. Полное название — Свобода, озаряющая мир — колоссальная скульптура в стиле неоклассицизма на острове Свободы примерно в 3 км к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен, США.

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США. Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

Остров Свободы

Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии, но тогдашнее правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для него слишком дорогостоящими.

Общий вес меди, использованной для отлива статуи, — 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции — 125 тонн. Высота от земли до кончика факела — 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела — 46 метров. Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

Процесс создания статуи Худ. Э. Моран. «Открытие статуи Свободы»


Родился Фрэнсис БЭКОН (28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист. Один из самых дорогих художников мира.

В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль – особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом "Три этюда к фигурам у подножия распятия", который получил высокие оценки критиков, и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.

Основной темой его работ является человеческое тело – искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне. Триптих – излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, "Я вижу изображения последовательно". Сохранилось 28 триптихов разных размеров, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам.

"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" (1969)

Его работы ценятся и по сей день – несколько произведений входят в список самых дорогих картин. В 2007 году семья шейха Катара приобрела "Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне" за 53 миллиона долларов, а в следующем году "Триптих, 1976" был куплен на аукционе Сотбис Романом Абрамовичем за 86,3 млн. В ноябре 2013 года картина "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" (1969) была продана за рекордную цену в 142,4 миллиона. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966) за 70 млн. В мае триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса" (1984) был приобретён тайваньским коллекционером за 80,8 миллионов.



Народився Мігел БАКУН (28 жовтня 1909, Марешал Маллет, Парана, Бразилія — 14 лютого 1963, Куритиба) — бразильський художник українського походження, якого називають «бразильським Ван Гогом».

Мігел Бакун народився в родині українських емігрантів. Отримав військову освіту. Почав займатися малюванням після знайомства у морехідній школі з художником Жозе Пансетті. У 1930 році, після аварії і звільнення з ВМС по інвалідності, переїжджає в Куритибу, де працює фотографом і декоратором. У 1939 році, в пошуках сприятливого культурного оточення, переїжджає в Ріо-де-Жанейро, але вже в 1940 році повертається до Куритиби, де відкриває художню майстерню. Надалі співпрацює з Алсі Шав'єром, Лойо-Персія, Марселем Лейте і Ніло Превіді. У 1960 році звертається до релігійної тематики. Незабаром Бакун переживає фінансові труднощі і в стані депресії покінчує життя самогубством у власній майстерні.

В даний час його роботи зберігаються в колекціях Музею Оскара Німайєра, Музею мистецтв Куритиби, Музею сучасного мистецтва штату Парана і приватних колекціях. Іменем Бакуна названий виставковий зал у Музеї Оскара Німайєра.

Автопортрет


Умер Тит Якович ДВОРНИКОВ (1862, Курская губерния – 28 октября 1922, Одесса) — украинский живописец, член товарищества передвижных художественных выставок.

Учился в Харьковской художественной школе, с 1889 года по 1891 год в Одесском художественном училище у Кириака Костанди. Затем – в Петербургской академии художеств как вольный слушатель (1891-1897). С 1893 года член Товарищества южно-российских художников, с 1912 года — Товарищества передвижников (экспонент с 1895). Участник I-го Салона В. Издебского (1909 – 1910). Тит Дворников преподавал живопись и чистописание в гимназиях города. С 1913 года преподаватель живописи Одесского художественного училища. Один из членов-основателей О-ва художников им. К .Костанди (1922). При жизни художника не было ни одной его персональной выставки.

Один из самых поэтичных украинских художников рубежа XIX – начала ХХ вв. Дворников – мастер лирических, камерных пейзажей. Его полотна пронизаны южным солнцем и наполнены степным воздухом. Также проявил себя как тонкий и внимательный портретист. Произведения Тита Дворникова находятся Государственной Третьяковской галерее, Одесском, Харьковском, Донецком художественных музеях. Он входит в неофициальный список 100 лучших художников Украины.

«Тихая заводь»


Родился Иван Михайлович ШУТЕВ (28 октября 1933, Ужгород) – закарпатский живописец-пейзажист. Народный художник Украины (2004).

Окончил отделение живописи Ужгородского государственного художественно-промышленного училища прикладного искусства в 1955 году. Педагоги – И. Бокшай, А. Ердели, В. Берець. Поступил во Львове в художественный институт, но оставил учебу, чтобы работать рядом с выдающимся закарпатским живописцем Иосифом Иосифовичем Бокшаем. Также испытал влияние Антона Кашшая, с которым был дружен. В 1962 году И.М. Шутев был принят в Национальный Союз художников Украины. В 1975 году получил звание «Заслуженный художник Украины». Иван Михайлович участник художественных областных (с 1956 года), всероссийских и всесоюзных (с 1957 года), зарубежных (с 1968 года) выставок.

Неоднократно участвовал в международных пленэрах. Персональные выставки Ивана Шутева неоднократно проходили в Ужгороде, а также в Киеве (1983), Гетеборге (Швеция, 1990), Дебрецене (Венгрия, 1997), Тисауйвароше (Венгрия, 1999). В 2007 году вышел фотоальбом «Молитва в дереве. Деревянные церкви Закарпатья в произведениях Ивана Шутева и Андрея Воробця» - за полвека Иван Шутев изобразил на своих полотнах почти все деревянные храмы Закарпатья, многие из которых уже не существуют.

«Карпаты»