28 июля -Музей українського живопису

28 июля

Родилась Юдит Янс ЛЕЙСТЕР (28 июля 1609, Харлем — 10 февраля 1660, Хемстеде) — нидерландская художница.

Родилась в семье портного и пивовара. В 1633 была принята в Гильдию Святого Луки — союз художников Харлема. В 1636 вышла замуж за художника Моленара, переехала в Амстердам. Родила пятерых детей. Преобладающая часть её работ относится к 1629—1635.

Автор портретов, натюрмортов, произведений жанровой живописи, в которых ощутимо влияние Франса Халса (есть предположения, что Лейстер была его ученицей) и караваджистов утрехтской школы (Г. ван Хонтхорст, Х.Тербрюгген). Стала первой женщиной в рядах членов харлемской Гильдии Святого Луки. Несколько её полотен изображают женщин за домашними занятиями, что было новым для живописи 1620—1630-х годов.

Работы Юдит Лейстер представлены во многих крупных музеях Европы и США. (По материалам Википедии)

«Автопортрет», 1630 «Весёлое трио», между 1629 и 1631



Народився Аполлон Миколайович МОКРИЦЬКИЙ (28 липня 1810, Пирятин Полтавської губ. - 26 лютого 1870, Москва) – український живописець венеціановської школи. Академік Петербурзької академії мистецтв (1849), педагог.

Народився в небагатій родині пирятинського поштмейстера. Виховувався в Полтавському будинку для дітей бідних дворян (1818-1824) і Ніжинському ліцеї, де отримав перші навички в малюванні у художника К. С. Павлова. У 1831 році став слухачем Академії мистецтв у Петербурзі. З початку 1832 року займався у О. Г. Венеціанова; з 1836 - в класі історичного живопису у К.П. Брюллова. За успіхи був відзначений срібною та золотою медалями. Брав активну участь у викупі Тараса Шевченка з кріпацтва. У 1839 повернувся на Полтавщину, де малював пейзажі і портрети на замовлення.

У 1841 Аполлон Мокрицький поїхав на власні кошти до Італії, щоб завершити художню освіту. Писав італійські пейзажі і жанрові сцени, які охоче купували любителі мистецтва. У 1849 році отримав звання академіка за «Портрет новгородського митрополита Никанора» та «…інші відомі Академії роботи». З 1851 року до кінця життя Мокрицький пропрацював професором Московського училища живопису, скульптури та архітектури, виховав кілька поколінь художників (в тому числі Василя Перова, Івана Шишкіна, Іларіона Прянишникова та ін.).

Аполлон Миколайович залишив мемуари «Щоденник художника А. М. Мокрицького». Багато його живописних творів, особливо полтавського періоду, не збереглися.

«Автопортрет», 1834-1836 «Портрет Марії Мокрицької, дружини художника», 1853.
Національний художній музей України, Київ



Родился Джузеппе Пеллицца да ВОЛЬПЕДО (28 июля 1868, Вольпедо, Пьемонт — 14 июня 1907, Вольпедо) – итальянский живописец.

Родился в городе Вольпедо, в семье землевладельцев среднего достатка. С 1884 учился в миланской Академии художеств. В 1887 посещал класс Фаттори в Академии художеств Флоренции. С 1889 занимался в Академии Каррара в Бергамо. Ранние произведения художника исполнены в манере живописи цветовым пятном. В 1892 художник возвращается в Вольпедо и создает свою студию. Он пишет картины на любые темы и жанры. В 1893 г. Вольпедо отправляет свои картины на выставки в Милан, Рим, Флоренцию и достаточно скоро становится известным художником в Италии. Через несколько лет, в 1900 году состоится его выставка в Париже.

Вольпедо был сторонником социалистических идей, создал ряд произведений в традициях итальянского «социального веризма» - реалистического направления в итальянском искусстве. В начале 1900-х художник пишет в основном пейзажи, работая в технике дивизионизма, порой сочетая ее с импрессионистическими приемами. После гибели от несчастного случая жены и младшего сына, Джузеппе погружается в тяжелую депрессию, из которой он уже не смог выйти.

Свое большое (3 х 6 м) полотно «Четвертое сословие» Джузеппе Вольпедо писал несколько лет, а идею вынашивал еще дольше. Изображение пролетарской забастовки и празднования 1 Мая рассказывает о формирующемся рабочем движении. Для картины позировали жители его родного Вольпедо; оба мужчины на переднем плане - это его друзья, а женщина - его жена. Студия художника находилась рядом с площадью, изображенной на картине.

«Четвертое сословие», 1892—1900. Милан, Галерея современного искусства



Родился Леон СПИЛЛИАРТ (28 июля 1881, Остенде — 23 ноября 1946, Брюссель) — крупнейший бельгийский художник-символист.

Несколько месяцев посещал Академию художеств в Брюгге. Работал в издательствоах. В 1911 году Леон Спиллиарт участвовал в Салоне независимых в Брюсселе. Работы Спиллиарта имели успех у художественной критики, что стало прорывом в его карьере. В 1912 году его работы были выставлены в галереях в Париже и Брюсселе.

Леон Спиллиарт был ярчайшим представителем символизма в искусстве Бельгии, при этом известны и его живописные, и графические работы. В живописи Спиллиарта преобладают тёмные тона или хорошо очерченные контрасты между тёмным и светлым. Определённая тематика присутствует во всём его творчестве: женские фигуры, часто гротескные; натюрморты, очень простые по композиции и выдержанные в очень строгих тонах; столь же простые пейзажи, часто с лестницей или дорожкой света на воде.

«Автопортрет», 1903 «Девушки в дюнах»



Родился Марсель ДЮШАН (28 июля 1887, Бленвиль-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.

Творческое наследие Дюшана относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство и др.

Марсель был внуком художника и гравёра Эмилю Николя, двое его братьев и сестра тоже стали известными художниками. В 1904 Дюшан приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, но бросил занятия. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон. Начав в юности с импрессионизма, Марсель затем увлекался кубизмом, в 1910-1920-х годах в своем творчестве сблизился с дадаизмом и сюрреализмом. Его работы («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 -1923) вызывали скандальный резонанс в обществе. С годами он всё меньше занимается живописью, но остается влиятельной фигурой международного авангарда. После 1932 Дюшан жил в США, принял американское гражданство. Дюшан хорошо играл в шахматы и имел звание гроссмейстера. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах. В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

Apropos of Little Sister


Народився Альберт НАМАТЬЇРА, або Наматжира (28 липня 1902, Германсберг, Північна територія — 8 серпня 1959, Аліс-Спрінгс, там же) — австралійський живописець. Представник школи реалістичного акварельного пейзажу, створеної у племені аранда.

Уроджений Елеа Наматьїра. Вивчав техніку акварелі під керівництвом Рекса Баттербі у 1934-1936. У 1938 році його роботи були представлені на виставці в Мельбурні і були всі куплені. Після виставки стали з'являтися нові замовлення на його картини. Наступні виставки проводилися в Сіднеї і Аделаїді. У 1953 році Альберт Наматьїра отримав від королеви Великобританії медаль (Coronation medal), а в 1954 році зустрівся з самою королевою в Канберрі.

Наматьїра писав барвисті, піднесено-епічні види рідної землі. У подібному стилі почали писати і його сини, а також брати Парерултья та інші сімейства цього племені, у результаті чого народилася самобутня школа пейзажного живопису. Для робіт такого роду характерна свіжість колірної гами з яскравими локальними тонами, що не порушують, однак, загальної гармонії і поєднуються з ретельною передачею подробиць. Пейзажі відрізняються своєю безпосередністю і сповнені святковими настроями. Найчастіше зображалися стрімкі схили гір, усіяні чагарником, переміжні химерними скелями, або ж розлогі евкаліпти з товстими стовбурами, оточені пишною травою. У пейзажах тонко передана повітряна перспектива, іноді вони трохи наближаються до декоративного панно.

Вільям Дарджі. Портрет Альберта Наматьїри, 1956, Queensland Art Gallery «Аліс-Спрінгс», близько 1955



Родился Фёдор Павлович РЕШЕТНИКОВ (28 июля 1906, Екатеринославская губерния (ныне Днепропетровская обл.) — 13 декабря 1988, Москва) — советский художник, представитель социалистического реализма. Народный художник СССР (1974). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Академик АХ СССР (1953), вице-президент АХ СССР (с 1974).

Родился в семье иконописца. Рано осиротел и с юношеских лет был вынужден браться за любую работу. Много рисовал, оформлял стенгазеты, клубы, праздничные демонстрации. Работал на шахте, откуда в 1926 году был направлен учиться на рабфаке искусств в Москве. Поступил в Высшие художественно-технические мастерские (1929—1934).Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году, за которую был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, в том числе в осажденном Севастополе. В конце войны им была написана небольшая юмористическая картина «Достали языка» (1943), с которой началась «детская тема» в творчестве Решетникова.
«Достали языка», 1943

За послевоенные годы он написал ряд жанровых картин, посвященных детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и чрезвычайно популярная — «Опять двойка» (1952). Все эти работы отмечены мягким юмором, художник подмечает многие бытовые детали, передающие особенности послевоенной жизни советских людей. Сам художник считал, что «жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. ...Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».
«Опять двойка», 1952

В 1949 Фёдор Решетников был награжден Сталинской премией второй степени за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы», а в 1951 — Сталинской премией третьей степени за картину «За мир!».
«За мир» 1950

Совокупный тираж открыток с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) составил свыше 13 миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.

«Прибыл на каникулы»,1948



Родился Иван Васильевич ОСТАФИЙЧУК (28 июля 1940, с. Тростянец Снятинского р-на Ивано-Франковской обл.) – живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства (текстиль, керамика). Лауреат Национальной премии Украины им.Тараса Шевченко 2007 года за циклы художественных работ «Моя Украина», «Путешествие в Батурин» и «Бойковская сага».

Учился в Вижницком училище прикладного искусства, а в 1960-1966 гг. – во Львовском институте прикладного и декоративного искусства (сейчас – Львовская национальная академия искусств). Педагоги: Ярослава Музыка, Роман Сельский, Леопольд Левицкий. После окончания института работал в сфере декоративного искусства: выполнял проекты гобеленов, монументально-декоративые панно и мозаики. В 1968 г. став членом Союза художников УССР. Участник выставок с 1963, первая персональная выставка Ивана Остафийчука прошла в 1978 году во Львовской картинной галерее.

В 1980 г. на ІХ Биенале графического искусства в Брно (Чехословакия), где экспонировалось несколько тысяч произведений более 600 художников из разных стран, получил золотую медаль за серию монотипий «Украинские народные песни». Затем работы Ивана Остафийчука участовали в выставках в Москве (1979.), Болонье (1980), Банской Бистрице (1981), Баден-Бадене (1983) и др.